Лекция № 10. Система колониального управления и права в Казахстане во второй половине XIX века

  1. Реформа политико-административного устройства.
  2. Реформы правовой системы.

Последняя треть XIX в. важный и переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации. К 1865 г. вся территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи.

В 1865 г. была создана комиссия для изучения края и выработки проекта реформ. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства.

Главной и основной задачей реформ было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских степей с прочими частями России». Вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей:

Оренбургское генерал-губернаторство (Уральская, Тургайская области, центр - Оренбург); Западносибирское генерал-губернаторство (Акмолинская и Семипалатинская область, центр - Омск); Туркестанское генерал-губернаторство (Семиреченская и Сырдарьинская область, центр - Ташкент).

Названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор сосредоточил всю полноту военной и гражданской власти и являлся командующим военного округа.

Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которого входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный.

Области делились на уезды, начальниками уездов были военные. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то сейчас она ликвидировалась.

Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аула. Вместо родовых названий вводилась цифровая нумерация. Во главе аула (120-200 семей ставились выборные старшины. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией.

Выборы были двухстепенными, то есть от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имела право отменять результаты выборов.

Генерал-губернатор наделялся неограниченной властью в пределах края. Ему починялись управленческий аппарат – канцелярия, военные губернаторы. Областное правление приравнивалось к губернскому центральных районов империи.

В пределах уезда управление сосредотачивалось в руках уездных начальников и соответствовало уездному исправнику и уездному полицейскому управлению.

Выборные начала для управления коренным населением носили формальный характер. На должности избирали представителей местной патриархально-феодальной знати, которые устраивали и царскую администрацию и аульную верхушку.

Сельское население обоих краев (как оседлое так и кочевое) приравнивалось в отношении административного устройства к сельским и городским обывателям.

9.2 Реформы правовой системы.

Реформой 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимперских законов. Были сохранены приспособленные к целям колонизации феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. При решении споров суд биев руководствовался нормами обычного права и шариата, а суд казиев только правилами шариата. Областные правления рассматривали все гражданские и уголовные дела, не относящиеся к военным и уездным судам.

Казахи подлежали военному суду за измену, возбуждение к сопротивлению против правительства, нападение на почту и казенный транспорт, повреждение телеграфа, за убийство должностных лиц, и лиц, изъявивших желание принять христианство.

За убийство, разбой, грабеж, барымту, нападение на купеческие караваны, побег в чужие владения, поджоги, фальшивомонетчество, похищение казенного имущества, нарушение уставов казенных управлений и должностные преступления казахи привлекались к судебной ответственности по общим уголовным законам империи.

Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов разбирались уездными судьями на основании общеимперских законов.

Все дела, как уголовные, так и гражданские не подсудные военному суду и уездным судьям, а также жалобы на уездных судей рассматривало и решало общее присутствие областного правления.

На его заседаниях обычно председательствовал военный губернатор, а в его отсутствие вице-губернатор.

Решение уездного судьи считалось окончательным по гражданскому иску на сумму до ста рублей, а решение общего присутствия областного правления до двух тысяч рублей.

Непосредственный надзор за деятельностью уездных судей осуществляли областные правления.

В каждой волости выбирались от четырех до восьми биев (в зависимости от количества кибиток). Обычно на должность бия проходил бай или его ставленник. Бии утверждались военными губернаторами.

Суды биев и казиев по существу, являлись низовыми органами колониальной судебной системы царизма в Казахстане.

Биям и казиям жалованье не устанавливалось, но им было дано право «получать за решение дела особый штраф с виновных (билик)», установленный обычаем.

Приведение в исполнение решений суда биев возлагалось на волостных управителей.

«Временными положениями» предусматривался созыв волостных и чрезвычайных съездов биев. Время и место созыва определялись волостным управителем. На съезде разбирались исковые дела на любую сумму, однако окончательным решением считались дела, не превышающие 300 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: