Лекция № 11. Общественно-политическая жизнь Казахстана в период установления советской власти

  1. Политико-правовые предпосылки возрождения казахской государственности и историческая альтернатива.
  2. Подготовка к созданию Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР). Учредительный съезд Советов «Декларация прав трудящихся».
  3. Декреты Советской власти об отмене патриархально – родовых обычаев.
  4. Коренизация государственного аппарата и ее основные методы.

ХХ век Казахстан встретил как колония царской России. Казахи полностью были лишены всех политических прав, лучших земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстан.

Идеи национального самоопределения в Казахстане появляются сразу же после революции 1905-1907 гг. в России. А после Февральской революции 1917 г. со стороны конституционно демократически настроенной национальной интеллигенции была сделана серьезная попытка создания новой казахской государственности.

Она поддерживала перемены в России и на областных, и на общекиргизских съездах выступала за всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России.

Второй общекиргизский съезд (Оренбург, 5-13 декабря 1917 г.) постановил образовать территориально- национальную автономию «Алаш» в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения по признакам единой культуры, истории и единого языка.

Вся исполнительная власть автономии передавалась «Временному народному совету Алаш-Орда» из 25 членов. Проживающим среди казахов представителям всех наций гарантировались культурная автономия, права меньшинств и пропорциональное представительство в учреждениях автономии Алаш.

Конституция автономии Алаш должна была утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Местом пребывания Алаш-орды был определен Семипалатинск, позже для управления западной частью автономии было образовано западное отделение правительства Алаш-Орды.

Однако правительству Алаш-Орды по ряду причин не суждено было воплотить свои замыслы, однако мыслимая партией Алаш государственность Казахстана и степень ее независимости представляют интерес и сегодня.

В программе партии Алаш (газета «Казах» от 21 ноября 1917 г.) в § 1 записано: «Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз мелких государств)».

Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах. Во главе правительства стоит Учредительное Собрание, в промежутках – президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой. Президент управляет через Совет Министров, а ответственен перед Учредительным Собранием и Государственной Думой.

Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием. Правительство Алаш –Орда автономного национально- демократического государственного образования казахов Алаш просуществовало 2 года в условиях гражданской войны, с декабря 1917г. по декабрь 1919 г., а формально - юридически прекратило свое существование 22 октября (4 ноября) 1918 г. по указу Временного Всероссийского Правительства (директории) в Омске.

Проект автономии Алаш явился тем необходимым этапом, который объективно содействовал дальнейшему осознанию казахским населением Центральной Азии необходимости государственной консолидации всей нации.

При всей склонности большевистских вождей в центре и на местах к единодержавности, Советская власть не могла не считаться с вызревавшим самосознанием и политическими чаяниями коренного населения.

Так, Первая Конституция РСФСР (1918г) учреждала Российскую Советскую Республику как федерацию советских национальных республик.

Однако принципы парламентско-президентской республики, сформулированные партией Алаш, оказались несовместимы с Концепцией Советской власти.

10.2 Подготовка к созданию Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР). Учред

10 июля 1919 г. Декретом СНК РСФСР был образован Революционный комитет по управлению казахским краем (КазРевком).

КазРевком сосредоточил в своих руках «высшее военно-гражданское управление краем», а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования Советской государственности казахского народа. Этому чрезвычайному органу революционной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд советов Казахстана.

Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т.е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности.

Между тем, собирание казахских земель шло далеко не гладко. Сильным было сопротивление Западно-Сибирской и Уральской партийных организаций, которые требовали передачи Акмолинской и Уральской губерний в состав России. КазРевком функционировал 15 месяцев – с июля 1919 по октябрь 1920 гг.

17 августа 1920 г. СНК РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской Республике, а 26 августа 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял подписанный М.И.Калининым и В.И.Лениным Декрет «Об образовании Казахской Советской Автономной Социалистической Республике» в составе РСФСР со столицей в г.Оренбурге.

Декрет определил территорию автономии в составе Семипалатинского, Акмолинского, Тургайского, Уральского, Мангышлакского уезда и двух адаевских волостей Красноводского уезда Закаспийской области, некоторой части Астраханской губернии, населенной казахами.

Органами власти и управления республики, которые были затем избраны Учредительным съездом Советов КАССР 4 октября 1920 г. устанавливались Киргизский Центрально - Исполнительный комитет (КирЦИК) (С.Мендешев), Киргизский Совет Народных Комиссаров(Кир.СНК) (В.Радус-Зенькович) и Советы на местах. Для управления конкретными сферами государственной жизни учреждались отраслевые наркоматы, устанавливалась их подчиненность органам власти и управления РСФСР.

Первым конституционным актом Казахской АССР по существу стала казахская «Декларация прав трудящихся Каз.АССР», принятая Учредительным съездом Совета Каз.АССР. В ней говорилось, что КАССР входит как автономная единица в свободный Федеративный Союз Советских республик, объединенный в РСФСР».

Однако территориальная консолидация казахской нации с образование КАССР не была завершена. Семиреченская и Сырдырьинская области находились в составе Туркестанской АССР, а Семипалатинская и Акмолинская в ведении Сибревкома. Фактически Казахстан состоял из Уральской области, Оренбургско- Тургайской и Букеевской губерний.

Вопрос о фактическом присоединении этих земель к Казахстану окончательно решился позже. В октябре 1924 г. ВЦИК СССР принял постановление «О размежевании советских республик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской ССР и Туркменской ССР».

В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав КАССР вошли Сырдарьинская и Семиреченская области с населением 1 млн 468 тыс. Территория Казахстана увеличилась на 700 тыс. кв. км. и составила 2, 7 млн. кв. км. Население – 5230 тыс. человек. Казахи составляли – 61 %. КАССР теперь олицетворяла национально-территориальное единство казахского народа, объединив в своих пределах 93,4 % всех казахов страны.

Значение национально- государственного размежевания заключалось в том, что оно обеспечивало объединение единоплеменных народов и создание их самостоятельной национальной государственности».

Национально-государственное оформление КАССР завершилось на пятом съезде советов Казахстана в апреле 1925 г. в столице Ак-мечеть (Кызыл-Орда). Тогда же было восстановлено исконное название народа – ºàçàê.

Проект Конституции КАССР был принят за основу еще четвертым съездом Советов Казахстана (1924 г.) на основе Конституции РСФСР 1918 г. с учетом национальных, бытовых особенностей населения республики. С образованием Союза ССР и принятием Конституции РСФСР 1925 г. КАЗЦИК 18 февраля 1926 г. постановил принять окончательную редакцию проекта Конституции КАССР, которую должен был утверждать ВЦИК РСФСР. Но им он не рассматривался, но тем не менее ею руководилось все республиканские и местные органы, она влияла на поведение граждан, лежала в основе установленного в республике правопорядка.

Особенностью правового положения автономной государственности следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов.

10.3 Декреты Советской власти об отмене патриархально – родовых обычаев.

Советская власть в Казахстане повела борьбу с такими пережитками патриархально-родового быта, которые по ее мнению стали помехой в осуществлении задач упрочения государства диктатуры пролетариата. Об этом свидетельствует перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих пережитков выступают либо государственное управление (при совершении куна или барымты, присвоение административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство).

Юридической основой в борьбе с пережитками прошлого стали Декреты РСФСР и КАССР.

В 1920 г. был принят Декрет ЦИК и СНК КАССР «Об отмене калыма». Он объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением. 17 января 1921 г. СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргизов», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Этот декрет положил начало советскому семейно-брачному праву в Казахстане, которое признает только гражданский брак и лишает всякого юридического значения брак, совершенный по религиозным обрядам и обычному праву.

9 ноября 1921 г. издается Декрет СНК КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого «вредного» обычая определяется и мера наказания уголовно - правового характера.

Среди так называемых бытовых преступлений многоженство занимало второе место после калыма и составляло от 0,3 до 0,5 % всех уголовных преступлений в Казахстане.

9 декабря 1921 г. СНК КАССР издал Декрет «Об отмене куна». Началась борьба за ликвидацию кровной мести, запрещена как уплата, так и принятие куна.

Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт казахского обычного права.

Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 г. принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества.

10.4 Коренизация государственного аппарата и ее основные методы.

Составной частью дальнейшего национально-государственного строительства в Казахстане была политика коренизации Советского аппарата республики. Коренизация как социально-политическая проблема решалась в двустороннем процессе: с одной стороны это было приближение государственного аппарата к массам посредством перевода делопроизводства на их родной язык; с другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата.

Организовалось обучение языку коренной национальности русских и других лиц некоренной национальности, чтобы они могли не только общаться с казахским населением, но также работать в советском гос.аппарате в центре и на местах. Декрет КирЦИКа от 2 февраля 1921 г. «О порядке употребления казахского и русского языков в государственных учреждениях КАССР» устанавливал, что они употребляются на всей территории республики на равных началах.

Декретом КирЦИКа от 22 ноября 1923 г. «О введении делопроизводства на киргизском языке» органам на местах предлагалось ввести с 1 января 1924 г. казахский язык в делопроизводство учреждений уездов и волостей, населенных преимущественно казахами. В смешанных по национальному составу уездах и губерниях ведение делопроизводства предусматривалось на русском и казахском языках.

В 1926 г. метод процентной коренизации был заменен функциональным, цель которого состояла в замещении работниками, владеющими казахским языком, решающих должностей в госаппарате, что позволяло бы «реальнее осуществлять советскую власть казахских трудящихся».

Руководящий состав республиканских органов был коренизирован к 1930 г. на 35,5 %, на местах этот показатель был выше.

Для приближения органов государственной власти к аулам, селам и кишлакам в конце 20-х г. коренизация стала проводиться одновременно с переходом на новую систему административно- территориального устройства КАССР. В апреле 1928 г. Каз ЦИК принял решение «О коренизации государственного аппарата в Казахстане в связи с проведением районирования», по которому в Республике упразднялись губернии, уезды, волости и создавались округа и районы.

Вместо существовавших 6 губерний, 2 округов, 31 уезда и 411 волостей в 1928 г. было создано 13 округов и 193 района. В составе республики сохранялась Кара-Калпакская автономная область, которая делилась на 10 районов.

Район становился основным звеном административно- территориального устройства Казахстана, которое связывало вышестоящие государственные органы с местными. В 1933 г. по новому административно-территориальному делению было образовано 6 областей, 123 района и 1 округ с центром в г.Гурьеве.

Краткая историко-правовая ретроспектива позволяет сделать вывод, что период с 1920 по 1937 гг. был плодотворным для политического самоопределения казахской нации в пространстве этногенетической родины своих предков, как необходимой основы ее консолидации в государственно-территориальную общность для дальнейшего становления государственного суверенитета. Юридические признаки последнего уже складывались, проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствования на территории Казахстана. Наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР.

Осуществление автономии не исчерпывало весь процесс этнополитогенеза в таком обширном регионе как Казахстан. Автономия отражала лишь переходный этап политического самоопределения казахской нации, оптимальную форму и степень самоуправления казахского народа, определенную его зависимость от федеральной власти, оказывающей Казахстану необходимую поддержку в его государственном развитии.

Лекция № 12. Государство и право Казахстана в условиях становления, утверждения и кризиса тоталитарной системы.

  1. Политико-правовая система в 30-х годах.
  2. Политико-правовая система в годы ВОВ.
  3. Стагнация политической системы. Конституция Казахской ССР 1978 г.
  4. Изменения в политической системе периода “перестройки”.

В условиях укрепления тоталитарной системы советская государственность структурировалась под жесткую модель казарменного социализма с ее удушающей системой железной вертикальной связи, ограничениями прав союзных республик. Все это не могло не привести к стагнации общественного развития, связавшей в тугой узел политические, экономические, социальные, культурные и национальные противоречия. В свою очередь, такое состояние выразилось в том, что во-первых, административно-командный государственный и партийный аппарат наделялся все более широкими полномочиями в отношении простых трудящихся, во-вторых, до предела ограничивались права местных властей на автономную деятельность в социальных и экономических сферах, и в третьих, последовательно нарастала скрытая фаза этнических конфликтов.

Периодизация послевоенной истории советского общества на «оттепель и застой» в значительной мере условна, ибо учитывает только внешнюю сторону одного целостного исторического процесса. Формализованные демократические институты, отчуждение народа от реального участия в политической жизни, авторитарная партийная дисциплина, подмена Советов партийными органами – все это способствовало сращиванию государственного и однопартийного начал.

«Огосударствление» общественных организаций, в частности, профсоюзов, существенного ограничивало процесс активизации элементов гражданского общества. В конечном счете, это привело к раздуванию культа личности, догматическому единоначалию, унификации потребностей и запросов. Крайняя персонификация власти, утверждение правонигилистического кодекса установок, произвол и насилие карательных органов, поставленных фактически над законом, отрицание общедемократических принципов общественной жизни превратило политическую систему в политическую машину – антигосударственный, деструктивный по своему содержанию механизм воздействия на людей.

Культ личности, развенчанный на ХХ съезде КПСС в 1956 г. был лишь начальной стадией тоталитаризма. Его сути соответствовал человек как безликий винтик, не препятствующий тому, чтобы вся власть оказалась в руках партийных функционеров. А застойный период – наиболее логичный итог развития тоталитарной системы.

Политическая власть была поражена двумя нравственными болезнями: аскетической тенденцией, охватившей рядовых членов партии, и морального цинизма, широко распространенного в среднем и высшем эшелоне государственно-партийной номенклатуры.

Развенчание культа личности не положило конец тоталитарной системе. Процессы над инакомыслящими, частичные репрессии продолжались, но не столь открыто, как прежде, а в более скрытой, загнанной во внутрь системы форме.

11.2 Стагнация политической системы. Конституция Казахской ССР 1978 г.

Для обозначения периода последовавшего за развенчанием культа личности Сталина и «хрущевской оттепели» в исторической литературе закрепилось понятие «застой», «стагнация».

В самом общем виде эпоху как «застой» можно охарактеризовать при наличии нескольких факторов:

• максимальная централизация политической и экономической власти на базе огосударствления и обобществления средств производства;

• административно-командные методы управления социально-экономическими процессами;

• расчет на экстенсивные методы хозяйственного развития и упор на количественные показатели экономического развития:

• дальнейшее укрепление квазидемократических норм государственной жизни.

• формализация правовых и юридических гарантий прав личности;

• низкая эффективность использования научно-технического прогресса.

Но самое главное, в этот период были утверждены две крайние формы отчуждения: отчуждение человека от собственности и отчуждение граждан от власти.

Указанный период прошел под знаком борьбы двух главных тенденций: демократической и бюрократической. В целом, в основе тотальной централизации социально-экономической, политической и культурной жизни лежала широкая поддержка (молчаливое согласие) населением страны основных принципов государственно-правовой политики.

Однако эта система оказалась невосприимчивой к реформам, проводившимся в 50-60-е годы. Все они частично или полностью завершились провалом.

Пришедшая на смену Н.С.Хрущеву новая номенклатура не привела страну к желанному пути экономического и политического развития. К 70 –м годам сложилась стабильная социально-политическая система, именуемая «реальным социализмом».

Приход к власти Брежнева Л.И. вызвал отход от политики десталинизации и проведению консервативной политики и идеологической нетерпимости. Постепенно исчезают упоминания о культе личности, свертываются процессы реабилитации жертв репрессий и т.д.

Политический консерватизм выразился в стабильности кадров, увеличении бюрократического аппарата, отказе от радикальных реформ и как итог – стагнации всей советской политической системы. Эти особенности политической системы были закреплены в новой Конституции СССР 1977 г., констатировавшей построение в стране «развитого социализма».

На основе общесоюзной Конституции в 1978 г. была принята Конституция Казахской ССР. В новом Основном Законе провозглашался суверенитет Казахстана, основные права и свободы личности, право свободного выхода республики из Союза, право самостоятельной внешнеполитической деятельности. Однако, Конституция не предусматривала механизмов реализации всех провозглашенных принципов и осталась лишь декларацией, оторванной от реальной политической системы.

Таким образом, все попытки 50-60 –х годов, многочисленные пробы и эксперименты 70-80-хгодов неопровержимо доказали то, что без модернизации политической и правовой системы не только нельзя последовательно вести экономические реформы, но даже невозможно начать их.

11.3 Изменения в политической системе периода “перестройки”.

С 1982 года делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х годов «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни и поэтому принимаются меры, направленные на борьбу с коррупцией в верхних эшелонах власти. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г. проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение,» «Перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению.

Реформы вышли из под контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты: она привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-командной системы управления», социализма как системы, в целом с 1986 года начинает ограничиваться роль цензуры, в прессе и органах массовой информации стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим проблемам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал патриотов, коммунистов.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно-настроенные лидеры, происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В 1988г. на XIX партийной конференции была выдвинута идея конституционной реформы. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранных из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президента, наделенного широкими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть – партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал Премьер-министра.

Выборы народных депутатов привели к созданию парламентского органа нового типа, но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно Парламентом). В марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С.Горбачев, а в апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избирает Президентом Казахстана Н.А.Назарбаева. Впоследствии он был избран Президентом на всенародных выборах 1 декабря 1991 г.

XIX партконференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988 –90-х гг. в развитие этих положение принимается ряд законов и указов, сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей».

Политическая либерализация привела к росту числа неформальных групп, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия коммунистической партии на власть утрачивалась, с середины 1990 г. после отмены шестой статьи Конституции СССР начался переход к многопартийности.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г. к 1990 г. не были решены. Набирал силу процесс распада СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: