Для исследования в каждой из двух обозначенных облас­тей правопреемства был назначен специальный докладчик

Понятие правопреемства в международных конвенциях

Критика теории универсального правопреемства основыва­лась на невозможности переноса норм частного права в сферу публичного права, поскольку права и обязанности индивидов несравнимы с правами и обязанностями государств.

Отрицание этой теории практикой государств привело к выработке дру­гой радикальной концепции, согласно которой государство принимает на себя обязательства согласно своему волеизъявлению. Ее приверженцы ссылаются на отсутствие правовой связи между государством-предшественником и государством-преемником. Ввиду разрыва между устранением одного сувере­нитета и распространением другого государство-преемник по­лучает право принимать все, что может, и отвергать все, что хочет. Эта доктрина отрицает существование какого-либо об­щего принципа в области правопреемства и передает на усмот­рение государства вопрос о принятии прав и обязанностей.

Дан­ный тезис в своем наиболее радикальном проявлении был взят на вооружение новыми независимыми государствами Азии и Африки и получил название tabula rasa, или теория «чистой доски».

Вновь утверждалось, что государство не связано ни­какими договорами и не наследует никаких конкретных обяза­тельств.

В конечном счете, обе доктрины приводят к необходимости принятия компромиссного решения, т.е. к попытке вырабо­тать общие нормы правопреемства на базе анализа практичес­ких случаев.

Задача кодификации института правопреемства, поставлен­ная перед Комиссией международного права ООН в 1949 г., вызвала много трудностей, связанных с противостоянием меж­ду различными блоками государств.

Рассмотрение вопросов правопреемства неоднократно откладывалось.

Наконец, в резо­люции 1961 г. ГА ООН включила тему правопреем­ства в число первоочередных.

Начиная с 1967 г., отказавшись от рассмотрения проблем правопреемства правительств и международных организаций, КМП ООН выделила два основных направления работы:

- правопреемство государств в отношении договоров;

- правопреемство государств в других областях, ограниченных государственной собственностью,
государственными архивами и государственными долгами.

В результате долгих дебатов пришли к зак­лючению, что:

- под правопреемством государств следует пони­мать «смену одного государства другим в несении ответствен­ности за международные отношения какой-либо территории», не подразумевая идеи наследования прав и обязанностей в ре­зультате этого события.

Как указывалось, именно эта форму­лировка обычно использовалась в практике государств и луч­ше всего подходила для описания в нейтральных выражениях любых частных случаев правопреемства, независимо от статуса данной территории.

Особо подчеркивалась необходимость применения одного и того же понятия правопреемства в отношении государственной соб­ственности, государственных архивов и государственных дол­гов.

Подобное тол­кование определения «правопреемства государств» включает несколько положительных моментов:

- во-первых, выполняет важную задачу объединения макси­-
мального числа практических ситуаций правопреемства;

- во-вторых, содержит искомый баланс между двумя компо­-
нентами правопреемства;

- в-третьих, позволяет сохранить дефиницию, обладающую цен-­
ной для науки лаконичностью и широко используемую в
доктрине и практике государств.

§ 2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Кодификационный процесс в области правопреемства госу­дарств развивался в исторический период активизации нацио­нально-освободительных движений против колониальной за­висимости, охвативших азиатский, американский и африканский континенты, и образования новых независимых государств на территории бывших колоний. Этот период определил новую расстановку сил на мировой политической арене, что отрази­лось на процессе выработки и содержании международных до­кументов в рамках ООН, в том числе Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Как явствует из названия Конвенции, ее положения уста­навливают правовой режим в отношении одного объекта пра­вопреемства, договоров.

В соответствии с пп. а п. 1 ст. 1, «до­говор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое междуна­родным правом, независимо от того, содержится ли такое со­глашение в одном документе, в двух или нескольких, связан­ных между собой документах, а также независимо от его кон­кретного наименования».

Текст Конвенции подразделяется на семь частей. Структу­ра Конвенции определяется выделением трех основных кате­горий правопреемства государств:

- правопреемство в отношении части территории;

- новые независимые государства;

- объединение и отделение государств.

Наиболее детальное развитие получила частьустанав­ливающая режим правопреемства новых независимых госу­дарств, т.е., бывших колоний.

Именно эта часть Конвенции подверглась наиболее жесткой критике и послужила причи­ной продолжительного, почти двадцатилетнего, периода ожи­дания пятнадцати ратификационных грамот, необходимых для ее вступления в силу. Достаточно отметить, что общее правило правопреемства в отношении этой категории устанавливает, что «новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств» (ст. 16).

Таким образом, в Конвенции наблюдается явная оппозиция между регулированием правопреемства новых независимых го­сударств и других случаев правопреемства.

Применительно к правопреемству государств Центральной и Восточной Европы, в частности государств, возникших на территории бывшего СССР, наибольший интерес представляет анализ правового режима, установленного для отделения го­сударств.. Прежде всего, важно отметить, что Кон­венция 1978 г. не проводит четкого различия между категори­ями «отделение» и «разделение» государств. Так, ст. 34 уста­навливает положения, относящиеся к отделению части или частей территории государства, образующих одно или несколь­ко государств, «независимо от того, продолжает ли существо­вать государство-предшественник». Статья 35 содержит поло­жения, относящиеся непосредственно к случаю продолжения существования государства после отделения от него части или частей территории.

Что касается режима правопреемства для отделения, Кон­венция устанавливает общий принцип перехода договорных обязательств в сочетании с территориальным принципом, хотя и с важными исключениями. Для договоров, находящихся в силе на момент правопреемства государств, переход обязательств не применяется, если государства договорились об ином (пп. а п. 2 ст. 34 и пп. а п. 1 ст. 35) и если применение этого договора в отношении государства-преемника несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет ус­ловия его действия (пп. б п. 2 ст. 34 и пп. б п. 1 ст. 35).

Схожий правовой режим устанавливается для участия в договорах, не находившихся в силе на момент правопреемства (ст. 36), и в договорах, подписанных государством-предшествен­ником под условием ратификации, принятия или утвержде­ния (ст. 37). В обоих случаях участие государства-преемника исключается, если оно несовместимо с объектом и целями данного договора или коренным образом изменяет условия его действия (п. 3 ст. 36 и п. 2 ст. 37) и если в соответствии с

характером самого договора требуется согласие всех его учас­тников (п. 4 ст. 36 и п. 3 ст. 37). В этом контексте трудно не согласиться с мнением, что общий принцип перехода договор­ных обязательств при правопреемстве государств, как он сфор­мулирован в Конвенции, вступает в противоречие с ограничи­тельными оговорками, что, в свою очередь, затрудняет его прак­тическое применение1. Более того, эффективность общего прин­ципа перехода договорных обязательств значительно снижает­ся ввиду того, что согласно Конвенции за государствами сохра­няется право прийти к иному соглашению.

§ 3. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

3.1. Общие положения

Венская конвенция 1983 г., как и ее предшественница, ка­сающаяся договоров, несет на себе отпечаток эпохи антиколо­ниального движения. Тот факт, что она до сих пор не вступила в силу, служит подтверждением спорности ее практической ценности и несовершенства ее положений.

Структура Конвенции разработана в зависимости от трех объектов регулирования:

— государственной собственности (Часть II);

— государственных архивов (Часть III);

— государственных долгов (Часть IV).

В свою очередь правовой режим каждого из объектов регу­лирования зависит от соответствующей категории правопре­емства. В отличие от Конвенции 1978 г. в Конвенции 1983 г. выделяется пять категорий правопреемства:

— передача части территории государства;

— новое независимое государство, объединение государств;

— отделение части или частей территории государств;

— разделение государств.

В Конвенции 1983 г. четко прослеживается различие меж­ду «отделением» и «разделением». В соответствии с положени­ями Конвенции, регулирующими переход собственности, архи­вов и долгов, отделение происходит, когда часть или части территории государства, продолжающего существовать, отде­ляются от него и образуют одно или несколько государств-преемников, разделение же имеет место, когда при аналогич­ных событиях государство-предшественник прекращает свое су­ществование. Иными словами, правовая оценка случаев отде­ления или разделения государства зависит от сохранения или прекращения международно-правовой личности государства-предшественника (ст. 17—18, 30—31, 40-41).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: