V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом).
Виды движения в суставах.
По осям движения:
1. Одноосные.
2. Двуосные.
3. Многоосные.
К одноосным – цилиндрические и блоковидные. Вращение вокруг вертикальной оси (вращение 1-го шейного позвонка вместе с черепом) – цилиндрические.
В блоковидных – движение вокруг поперечной оси (сгибание и разгибание в межфаланговых суставах).
К двуосным – эллипсовидные и седловидные.
В эллипсовидном суставе (лучезапястный) движение происходит вокруг фронтальной оси – сгибание и разгибание, вокруг сагитальной оси – отведении и приведении, возможно периферическое вращение.
В седловидном (запястно-пястный сустав большого канальца), кроме всего возможно противопоставление большого пальца остальным.
К многоосным – шаровидные суставы. Вокруг фронтальной оси – сгибание и разгибание; вокруг сагитальной оси – отведение и приведении; вокруг вертикальной оси – ротация, а также периферическое вращение.
Вокруг фронтальной оси – сгибание (флексия) и разгибание (экстензия).
Вокруг сагиттальной оси – отведение (абдукция) и приведение (аддукция).
Вокруг вертикальной оси – вращение (ротация).
Вращение внутрь – пронация, наружу – супинация.
Периферическое вращение – циркумдукция – конечность или её часть описывает конус.
А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов:
1. Рассказать и дать характеристику процесса движения и двигательного аппарата.
2. Рассказать о видах (привести примеры), строении и химическом составе костей
3. Рассказать о соединении костей. Виды соединения костей (привести примеры).
4. Рассказать о строении, видах и движениях суставов.
Б. Опережающие задания (рефераты)
1. Череп новорожденного.
2. Прикус и его виды.
Учебно-методический план занятия № 6 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика туловища. Скелет туловища»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное занятие
Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания о морфо-физиологических аспектах аппарата движения.
2. Сформировать знания о видах и строении костей туловища.
3. Сформировать знания о видах соединения костей туловища.
4. Сформировать знания о видах, строении и движениях суставов туловища.
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать навыки самоорганизации, самостоятельной работы).
2. Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.
3. Воспитывать необходимость постоянного самосовершенствования, формировать навыки самостоятельной работы с источниками медицинской информации.
Развивающая:
1. Развивать у студентов умение выделить главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты, логически излагать мысли; оперировать формулировками, понятиями, определениями.
2. Развивать у студентов аналитическое мышление и внимание, при выполнении заданий разного уровня сложности.
3. Развивать у студентов способности профессионально использовать знания по теме.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Структуры, составляющие скелет туловища.
2. Позвоночный столб, отделы, изгибы.
3. Строение грудины, ребер, их соединения.
4. Соединение ребер с позвоночником.
5. Формы грудной клетки, апертуры.
Уметь:
1. Использовать латинскую, медицинскую терминологию.
2. Показать в атласе, на муляжах и на макропрепаратах кости, их соединения.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: анатомия (9 кл.).
Обеспечиваемые: латинский язык.
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства: слайды, компьютер, проектор, экран
Раздаточный материал:
- Инструктивно-технологическая карта комбинированного занятия
Литература:
1. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека - Москва: Изд-во ОНИКС ХХI век, 2002г. с.18-23.
2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.52-59.
3. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.78-84.
ХОД ЗАНЯТИЯ: