Рыночный механизм. Равновесие и равновесная цена

Закон спроса и предложения графически можно представить, если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме (рис.). В этом случае мы увидим, что они пересекутся только в одной точке - точке рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равнове­сие - это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигает­ся через механизм образования равновесной цены.

Рис.. График спроса и предложения

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предло­жение в результате действия конкурентных сил. Равновесная цена - точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.

Образование равновесной цены - процесс, требующий определенно­го количества времени. Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Этот механизм формирует платежеспо­собный спрос и непосредственно доводит товар и услуги до потребителя.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.

Такую графическую модель экономисты называют «крест Маршал­ла» в честь автора, предложившего ее в конце XIX в.

На рисунке хорошо видны четыре разные зоны. Реальные события могут происходить только в одной из них - левой, где между собой и с представи­телями противоположной стороны конкурируют и покупатели, и продавцы.

«Излишек производителей» и «излишек потребителей»

Следует отметить, что предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке. Так, при цене равной Р1 появляется излишек товара. Если цена ниже Р0, то будет развиваться дефицит. Приступая к анализу излишков по­требителя и производителя отметим следующие моменты. Потребитель­ский излишек - это совокупная чистая выгода, которую получают все по­требители от приобретения товара. Излишек производителя — совокупная чистая выгода (излишек), которую получают все производители от продажи этого товара. Для каждой единицы товара данный излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, получаемой производителем, и пре­дельными издержками при ее выпуске. Это прибыль на единицу продукции плюс рента на факторы производства, которую получают производители с более низкими издержками от продажи продукции по рыночной цене.

А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую при­быль производителей, то можно определить дополнительную выгоду или убытки от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.

Левая зона на графике «крест Маршалла» состоит из двух частей, расположенных выше и ниже равновесного уровня цены. Площадь верхней части называется «излишком потребителя» (или потребителей). Она пред­ставляет собой разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая благо по равновесной цене, поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т. е. отсутствует возможность про­давать одно и то же благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов.

«Излишек потребителя» представляет собой неявный доход и явля­ется симметричным понятием по отношению к неявным издержкам. Пло­щадь нижней части зоны реальных экономических процессов называется «излишком производителя» (или производителей). Она представляет со­бой разность между той выручкой, которую реально получили продавцы опять-таки благодаря отсутствию ценовой дискриминации (теперь уже про­давцов), и той выручкой, которая была вполне достаточна для покрытия всех их издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов бла­га. Этот вид излишка составляет вполне наблюдаемую величину и являет­ся источником выплаты фирмами всех видов налогов. Площадь под «из­лишком производителя» представляет собой совокупные издержки на про­изводство равновесного объема блага.

Сумма «излишка потребителя» и «излишка производителя» на­зывается «общественным излишком» или «излишком общества» и совпадает с площадью всей зоны реально возможных рыночных ситуаций. Рассмотрим теперь основные виды неравновесных рыночных ситуаций. Часть левой зоны «креста Маршалла», расположенная выше равно­весного уровня цены, представляет собой область потенциальной конкурен­ции продавцов. Объем реализации благ на рынке здесь определяется сторо­ной спроса (в рамках модели - кривой спроса). В этом случае разность между фактической реализацией (QD) при определенной цене и превы­шающим ее объемом, который предлагают по этой цене продавцы (QS), называется избыточным предложением или избытком.

Часть, расположенная ниже равновесного уровня цены, представля­ет собой область потенциальной конкуренции покупателей. Объем реали­зации благ на рынке здесь определяется стороной предложения (в рамках модели - кривой предложения). В этом случае разность между факти­ческой реализацией (QS) при определенной цене и превышающим ее объем объемом, который хотели бы приобрести по этой цене покупатели (QD), называется избыточным спросом или дефицитом. Часто говорят, что на рынке действует «правило короткого плеча». Это значит, что если цена отличается от равновесной, то рыночная актив­ность - общее количество реализованных благ - представляет собой ми­нимум из двух величин - потенциально возможного спроса по этой цене и максимально возможного предложения:

На рис. (где крест Маршала) дана графическая версия «правила короткого плеча» и по­казаны избыточное предложение и рыночный дефицит.

В верхней части графической модели «крест Маршалла» могли бы конкурировать между собой продавцы, но там не присутствует сторона покупателей. В нижней части, наоборот, могли бы конкурировать покупа­тели, но нет предмета конкуренции - реально предложенного товара. На­конец, правая часть представляет собой совершенно пустую зону. Пове­дение рыночных агентов никогда не приведет их в нее, если только не вмешается государство.


Тема 6. Теории поведения потребителя. – 4 часа

Теории поведения потребителя: кардиналистская и ординалистская.Анализ изменения дохода.Анализ изменения цены. Эффекты дохода и замещения. Менее ценные блага. Парадокс Гиффена. Принцип убывания предельной полезности.Излишки потребителя и производителя.

Учебник Яковлева стр. 77 – 108


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: