Закон спроса и предложения графически можно представить, если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме (рис.). В этом случае мы увидим, что они пересекутся только в одной точке - точке рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие - это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизм образования равновесной цены.
Рис.. График спроса и предложения
Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Равновесная цена - точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.
Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Этот механизм формирует платежеспособный спрос и непосредственно доводит товар и услуги до потребителя.
В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.
|
|
Такую графическую модель экономисты называют «крест Маршалла» в честь автора, предложившего ее в конце XIX в.
На рисунке хорошо видны четыре разные зоны. Реальные события могут происходить только в одной из них - левой, где между собой и с представителями противоположной стороны конкурируют и покупатели, и продавцы.
«Излишек производителей» и «излишек потребителей»
Следует отметить, что предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке. Так, при цене равной Р1 появляется излишек товара. Если цена ниже Р0, то будет развиваться дефицит. Приступая к анализу излишков потребителя и производителя отметим следующие моменты. Потребительский излишек - это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения товара. Излишек производителя — совокупная чистая выгода (излишек), которую получают все производители от продажи этого товара. Для каждой единицы товара данный излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, получаемой производителем, и предельными издержками при ее выпуске. Это прибыль на единицу продукции плюс рента на факторы производства, которую получают производители с более низкими издержками от продажи продукции по рыночной цене.
А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую прибыль производителей, то можно определить дополнительную выгоду или убытки от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.
Левая зона на графике «крест Маршалла» состоит из двух частей, расположенных выше и ниже равновесного уровня цены. Площадь верхней части называется «излишком потребителя» (или потребителей). Она представляет собой разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая благо по равновесной цене, поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т. е. отсутствует возможность продавать одно и то же благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов.
|
|
«Излишек потребителя» представляет собой неявный доход и является симметричным понятием по отношению к неявным издержкам. Площадь нижней части зоны реальных экономических процессов называется «излишком производителя» (или производителей). Она представляет собой разность между той выручкой, которую реально получили продавцы опять-таки благодаря отсутствию ценовой дискриминации (теперь уже продавцов), и той выручкой, которая была вполне достаточна для покрытия всех их издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов блага. Этот вид излишка составляет вполне наблюдаемую величину и является источником выплаты фирмами всех видов налогов. Площадь под «излишком производителя» представляет собой совокупные издержки на производство равновесного объема блага.
Сумма «излишка потребителя» и «излишка производителя» называется «общественным излишком» или «излишком общества» и совпадает с площадью всей зоны реально возможных рыночных ситуаций. Рассмотрим теперь основные виды неравновесных рыночных ситуаций. Часть левой зоны «креста Маршалла», расположенная выше равновесного уровня цены, представляет собой область потенциальной конкуренции продавцов. Объем реализации благ на рынке здесь определяется стороной спроса (в рамках модели - кривой спроса). В этом случае разность между фактической реализацией (QD) при определенной цене и превышающим ее объемом, который предлагают по этой цене продавцы (QS), называется избыточным предложением или избытком.
Часть, расположенная ниже равновесного уровня цены, представляет собой область потенциальной конкуренции покупателей. Объем реализации благ на рынке здесь определяется стороной предложения (в рамках модели - кривой предложения). В этом случае разность между фактической реализацией (QS) при определенной цене и превышающим ее объем объемом, который хотели бы приобрести по этой цене покупатели (QD), называется избыточным спросом или дефицитом. Часто говорят, что на рынке действует «правило короткого плеча». Это значит, что если цена отличается от равновесной, то рыночная активность - общее количество реализованных благ - представляет собой минимум из двух величин - потенциально возможного спроса по этой цене и максимально возможного предложения:
На рис. (где крест Маршала) дана графическая версия «правила короткого плеча» и показаны избыточное предложение и рыночный дефицит.
В верхней части графической модели «крест Маршалла» могли бы конкурировать между собой продавцы, но там не присутствует сторона покупателей. В нижней части, наоборот, могли бы конкурировать покупатели, но нет предмета конкуренции - реально предложенного товара. Наконец, правая часть представляет собой совершенно пустую зону. Поведение рыночных агентов никогда не приведет их в нее, если только не вмешается государство.
Тема 6. Теории поведения потребителя. – 4 часа
Теории поведения потребителя: кардиналистская и ординалистская.Анализ изменения дохода.Анализ изменения цены. Эффекты дохода и замещения. Менее ценные блага. Парадокс Гиффена. Принцип убывания предельной полезности.Излишки потребителя и производителя.
Учебник Яковлева стр. 77 – 108