Парадокс воды и бриллиантов

Полезность и цена

Мы всегда стоим перед вы­бором: на что израсходовать ту ограниченную сумму денег, которой располагаем в данное время, — купить порцию моро­женого, чашку кофе или апельсин? Если же величина нашего денежного дохода достаточно велика, то мы можем выбрать между приобретением, например, телевизора или путевки в дом отдыха. В большинстве случаев выбор делается между раз­личными наборами потребительских товаров или услуг. Ответ на вопрос, что лежит в основе потребительского выбора, дает теория поведения потребителя.

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т. е. стремится извлечь макси­мум полезности для себя. При этом важно заметить, что поня­тие «полезность» является субъективным: один индивид пред­почтет хорошо пообедать, другой — купить бутылку вина, а третий — букет цветов любимой девушке. При этом каждый из них четко представляет себе полезность, которую ему прино­сит потребление данного блага, по сравнению с полезностью других благ. Фактически он решает, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приоб­рести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить.

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены. Вспомним фундаментальную эконо­мическую проблему редкости.

В основе теории потребительского поведения лежит тео­рия предельной полезности, играющая важную роль в эконо­мической науке. Еще Адам Смит обратил внимание на суще­ствование такого явления, когда полезностью блага нельзя определить его ценность. Он сформулировал проблему, кото­рая была названа «парадоксом воды и бриллиантов»: почему вода, без которой невозможна жизнь, стоит дешево (или ни­чего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого?

Полезность – это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров и услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие полезность было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748 – 1832гг.). Полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно одному человеку, может не нравится или быть бесполезным для другого человека.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количе­ства благ данного вида.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ — прирост общей полезности, возника­ющий вследствие увеличения объема потребле­ния данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении ин­дивида единиц блага.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе сте­пень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство го­лода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. дей­ствуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величи­ной нулевой или даже отрицательной. Возможно, что ваша приятельница остановит свое потребление уже на второй бу­лочке. Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой допол­нительной единицы блага по мере увеличения объема потреб­ляемых единиц.

Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает.

Карл Менгер в своей книге «Основания политической экономии» приводит условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источ­ником пресной воды. Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя, 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает бо­лее 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономичес­ким благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней остав­шейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона.

Закон убывающей пре­дельной полезности, закон Госсена: по мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой допол­нительной единицы блага уменьшается.

Основоположники теории предельной полезности исхо­дили из количественного (кардиналистского) подхода, предпо­лагая, что потребители субъективно оценивают количествен­но полезность благ в условных единицах — ютилях. Представители этой теории: У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас. При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.

Функция полезности товара А:

TUA = f (QA)

где TUA — общая полезность товара А;

QA — количество товара А.

Когда товарный набор состоит из множества товаров и услуг, то в функцию будет включено сколько угодно перемен­ных величин.

МUA = TUA / QA

Таблица

Общая и предельная полезность

Прежде всего обратим внимание на то, что кривая общей полезности имеет положительный наклон, указывающий, что по мере увеличения потребляемого количества яблок общая их полезность возрастает (пока потребляется не более 6 яблок). Вместе с тем кривая предельной полезности, характеризую­щая приращение общей полезности, имеет отрицательный наклон, что является следствием закона убывающей предель­ной полезности. При этом предельная полезность седьмого яблока оказывается нулевой. Это говорит о том, что общая полезность достигает максимальной величины при потребле­нии семи яблок.

TU = max при МU = 0

Рис. Общая и предельная полезность.

Общая полезность увеличивается с ростом потребления яблок. Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который постепенно умень­шается. Предельная полезность умень­шается по мере роста потребления яблок. В связи с этим кривая МU имеет отрицательный наклон. Когда величина общей полезности потреб­ляемого количества яблок достигает максимума, предельная полезность последнего яблока оказывается рав­ной нулю.

Известный нам закон обратной зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убы­вающей предельной полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: