Основные понятия. В масштабах всей организации выполнение данной функции означает формирование структуры, распределение функций

Мотивирование

Организовывание

В масштабах всей организации выполнение данной функции означает формирование структуры, распределение функций, обеспечение ресурсами, оборудованием, персоналом. В текущей деятельности- это функция означает организацию выполнения работ, предусмотренными планом. С этой точки зрения, организовывание предусматривает следующую последовательность действий:

1)Анализ предстоящей работы

Описывается содержание работы и требование к её исполнителям. Содержание работы касается выполняемых операций и задач и применяемых при этом методов. Требования к исполнителям касаются необходимых знаний и навыков, уровня ответственности и самостоятельности, физических и личностных качеств.

2)Определение параметров работы

На основе анализа предстоящей работы определить следующие параметры:

-масштаб-количество операций и задач, которые должны быть выполнены

-сложность- определяется объёмом и уровнем необходимых знаний, а также уровнем ответственности и самостоятельности исполнителя

-связи по работе-с какими работами и какими работниками связан исполнитель в процессе работы.

3)Определение технологии выполнения работы

Последовательность выполнения операций и задач, а также взаимозависимость с другими работами. Возможны 4 типа взаимозависимости:

-Складывающаяся. Когда данная работа выполняется независимо от других работ.

-Последовательная. Когда данной работе предшествуют другие, функционально с ней не связанные

-Связанная. Когда результаты данной работы являются началом другой работы

-Групповая. Когда данная работа выполняется одновременно несколькими исполнителями.

4) Закрепление работы за исполнителями

Руководитель подбирает исполнителей, соответствующих требованиям со стороны работы. Чётко ставит задачу, описывает параметры и технологию работы, определяет уровень ответственности и самостоятельности, устанавливает критерии оценки результатов.

5) Контроль и оценка результатов

Может производиться как в течение работы, так и по её окончании. Результаты работы фиксируются, определяется их соответствие установленным критериям, даётся оценка качеству работы исполнителя.

Мотивация - это побуждение к деятельности под влияние внутренних, внешних движущих сил.

Потребности - ощущение нехватки чего-либо. Может возникать осознанно или неосознанно. Возникшую потребность человек старается удовлетворить, подавить или проигнорировать, то есть устранить.

Мотивы - внутренние побудительные силы. Возникают под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренних, связанных с чувствами и эмоциями (зависть, страх). Внешние, связаны с проявлениями окружающей среды (угрозы, конкуренция). Поведение человека обычно вызвано одновременно несколькими мотивами. В связи с этим, используется понятие мотивационная структура человека.

Мотивационная структура человека - совокупность относительно устойчивых мотивов, влияющих на поведение человека. Формируется под влиянием воспитания, образования, приобретения жизненного опыта.

Стимулы - внешние побудительные силы. Целенаправленное использование стимулов называется стимулированием. Концепция стимулирования основана на том, что каждое действие человека имеет вполне определённые последствия, которые, в свою очередь, влияют на будущее поведение. Положительные последствия (похвала, награда) повышают интерес к работе, побуждают работать больше и лучше. Отрицательные последствия (выговор, штраф) побуждают отказаться от каких-либо действий, снижают интерес к работе. Нейтральные последствия (игнорирование результатов) также приводит к уменьшению интереса, но более медленному.

Мотивирование - процесс воздействия на человека с целью побуждения в нём определённых мотивов. Это функция управления.

Процесс мотивирования

включает:

1)Формулировку целей мотивирования

2)Изучение потребностей и мотивов подчинённых

3)Выбор методов воздействия на подчинённых для побуждения в них необходимых мотивов.

Целями мотивирования могут быть:

1) Побуждение к выполнению работы

2) Побуждение к более качественному выполнению работы

3) Побуждение к прекращению каких-либо нежелательных действий

4) Формирование отношения к организации, к работе, к коллегам

В зависимости от целей может быть использовано 2 типа мотивирования:

1.Путём разовых воздействий человек побуждается к желаемому поведению. Здесь используются методы материального и морального стимулирования.

2.Формирование мотивационной структуры. Здесь используются воспитательные и образовательные методы.

Для правильного выбора методов воздействия на человека, необходимо понимать суть процесса мотивации и знать факторы, влияющие на мотивацию. Для изучения процесса мотивации и факторов, влияющих на мотивацию, используют

2 группы теорий мотивации:

1. Содержательные теории мотивации

Раскрывают влияние потребностей на поведение человека. Среди них наиболее существенное влияние оказывают потребности.

Наиболее известные содержательные теории мотивации:

1) Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Люди постоянно испытывают потребности, которые можно разделить на группы и расположить по степени значимости в виде пирамиды потребностей:

Неудовлетворённые потребности побуждают человека к активным действиям, причём первоначально удовлетворяются потребности нижних уровней, а только затем человек переходит на верхний уровень.

Дополнением к теории Маслоу является теория Альдерфера, суть которой в том, что человек, осознав невозможность удовлетворения потребности верхних уровней, возвращается на нижние.

2) Теория приобретённых потребностей Д. Макклелланда

Помимо первичных потребностей, которые в большинстве случаев являются врождёнными, в процессе жизни у человека появляется ряд приобретенных потребностей:

-потребность в достижении успеха, то есть человек стремится к достижению целей, к повышению качества жизни и труда

-потребность в причастности, то есть человек стремится к установлению хороших отношений с другими людьми, нуждается в их уважении и поддержке

-потребность во власти, то есть стремится к влиянию на других людей, хочет контролировать процессы и ресурсы, причём по-разному влияют на мотивацию потребность во власти ради власти, и потребность во власти, ради успешного решения задач.

3) Теория двух факторов Герцберга

Потребности человека можно разделить на две группы:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ – связанные с условиями жизни и работы - комфорт, безопасность, приятное общение, вознаграждение

МОТИВАЦИОННЫЕ – связанные с развитием, признанием, продвижением, интересной работой.

Герцберг выявил следующие закономерности влияния гигиенических и мотивационных потребностей на поведение человека:

1.Неудовлетворённость гигиенических потребностей вызывает у человека недовольство, понижает интерес к работе, побуждает то неё отказаться. Но их удовлетворение воспринимается человеком как естественное и нормальное, стимулом к улучшению работы не является.

2.Неудовлетворение мотивационных потребностей воспринимается человеком как естественное и нормальное, а их удовлетворение побуждает работать больше и лучше.

3.Устранение факторов, вызывающих недовольство (гигиенических факторов)само по себе не мотивирует. Для повышения мотивации сначала надо выявлять и устранять неудовлетворяющие факторы, а затем подключать мотивирующие.

4.Зарплата является гигиеническим фактором, то есть с её помощью мотивировать людей нельзя.

2. Процессуальные теории мотивации

Раскрывают суть процесса мотивации, т.е. описывают, как человек выбирает поведение. В общем виде процесс мотивации заключается в том, что человек осознает поставленную перед ним задачу и обещаемое вознаграждение, сопоставляет их со своими возможностями и потребностями и на основании этого выбирает поведение.

К процессуальным теориям относятся:

1) Теория ожидания М.Врума

Помимо потребностей, человеком движет ожидание вполне определённого результата его действий. Ожидания связаны, во-первых, с возможностью выполнения работы («затраты труда – результаты»), во-вторых, с возможность получения справедливого вознаграждения («результаты – вознаграждение»). Если ожидания оправдываются, человек удовлетворён, он и впредь будет выполнять подобные действия, если не оправдываются – мотивация снижается, человек от подобных действий отказывается.

2) Теория справедливости Стейси Адамса

На мотивацию человека влияет справедливость оценки его работы в сравнении с оценкой работы других людей, то есть человек всегда сравнивает свой вклад и вознаграждение с вкладом и вознаграждением других людей. Если он видит, что его оценивают по той же мерке, что и остальных, он удовлетворён. Если же он работает больше, а получает кА остальные, или работает как все, а получает меньше, то он испытывает недовольство даже при большом вознаграждении. Для восстановления справедливости, он будет либо меньше или хуже работать, либо требовать прибавки вознаграждения.

3) Теория постановки целей Локка

Поведение человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мотивом поведения становится стремление достичь цели, причём чем выше цель, тем сильнее стремление. Если цель достигнута – человек удовлетворён, он и дальше будет ставить цели и достигать их. Если не достигнута – мотивация понижается. Для человека важны как внутренние, так и внешние оценки достижения целей, но, если предпочтительнее внешняя оценка, человек в стремлении её повысить может пойти на постановку заведомо заниженных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: