ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 10
Приходя в организацию, человек вступает с ней в двусторонние взаимоотношения.
Позиция организации.
Человек с его профессиональными, деловыми и личностными качествами является для организации ресурсом, поэтому она предъявляет ему следующие требования:
- Человек должен быть специалистом в определенной области с соответствующими знаниями и квалификацией.
- Своими личностными качествами человек должен вписываться в организационную культуру.
- Человек должен быть лояльным, т.е. всегда и везде действовать в интересах организации.
Если человек соответствует этим требованиям, организация его принимает, но прежде чем ожидать отдачи, она должна обеспечить необходимые условия труда и гарантировать их вознаграждение.
Позиция человека.
Для человека организация – возможность достичь собственные цели и удовлетворить собственные потребности. Он пойдет только в ту организацию, которая даст ему такую возможность.
Требования человека к организации:
|
|
- Справедливое вознаграждение;
- Нормальные условия труда;
- Социальная защита;
- Соблюдение законодательства;
- Возможность карьерного роста;
- Другие.
Взамен человек гарантирует качество работы и лояльность.
Таким образом, обе стороны имеют свои интересы и ожидания и предъявляют друг другу свои требования. Взаимное удовлетворение интересов и выполнение требований создает условия для успешного взаимодействия.
Взаимодействие человека с организацией осуществляется через менеджеров (руководителей). На разных этапах этого взаимодействия задачи менеджеров различны.
1 этап – прием на работу.
Задача менеджеров – определить соответствует ли человек требованиям организации. Для этого анализируются документы претендента, проводится отборочное собеседование, тестирование. По результатам отбора специалисты кадровой службы и руководители подразделений должны сделать вывод: обладает ли человек качествами, необходимыми для выполнения работы и для успешного сотрудничества с другими людьми. На этом этапе особенно важно определить, не противоречат ли личные цели человека целям организации, т.к. в этом случае успешное взаимодействие невозможно.
2 этап – вхождение в организацию.
Основные проблемы человека на данном этапе связаны, во-первых, с выполнением новой работы, во-вторых, с адаптацией к новому окружению. Задача менеджеров – помочь ему справиться с этими проблемами. Для облегчения выполнения новой работы в частности рекомендуется:
- Просто и доступно объяснять, что должен делать новый работник;
- Показать, насколько важна данная работа для организации;
- Если необходимо, дать новичку наставника;
- Не ругать, не критиковать, даже если совершаются ошибки;
- Не давать слишком тяжелую или слишком легкую работу.
Для облегчения адаптации к новому окружению, новичка необходимо познакомить с традициями и ценностями организации, с правилами и нормами поведения, с особенностями коллектива, с которым ему предстоит работать. Сначала это является задачей работников кадровой службы, а затем непосредственно руководителя и коллег. Период адаптации бывает у всех новичков, но кто-то проходит его быстро и безболезненно, а кто-то долго и мучительно. Это зависит от свойств характера человека, задача менеджера – определить, кому из новичков требуется помощь, а кто справится сам. При необходимости менеджер может использовать дополнительную мотивацию, чтобы новичок захотел справиться с периодом адаптации.
|
|
Методами мотивации могут быть:
- Предоставление интересной работы или возможности обучения;
- Обещание быстрого продвижения;
- Предоставление материальной поддержки.
Отрицательно влияют на мотивацию: недозагрузка, перезагрузка на работе, критика, изоляция.
Руководитель должен отслеживать период адаптации и по его окончанию обязательно подчеркнуть этот момент. Это может быть присвоение звания или титула, наделение новыми полномочиями, допуск к определенным мероприятиям или конфиденциальной информации. Это может быть сделано публично или наедине, но в любом случае человек должен понять,