Принципы организации производства Г. Форда

Принцип Содержание
«Вертикальное» строение производства Включение в состав корпорации звеньев технологической цепи, предшествующих основному производству и следующих после этого производств.
Организация массового производства Непрерывный выпуск в значительных объемах одного и того же ассортимента в течение длительного времени при строгой повторяемости производственного процесса во всех подразделениях предприятия.
Максимальное разделение труда Дробление производственного процесса на мельчайшие односложные операции с тем, чтобы их мог выполнить самый низкоквалифицированный рабочий.
Типизация, унификация оборудования, предметов труда Использование ограниченного числа типов специализированного оборудования, инструментов, видов сырья, полуфабрикатов, материалов, запасных частей и т.п.
Последовательность смены фазисов Размещение оборудования и рабочих в строгом соответст- вии с последовательностью технологического процесса.
Рациональная подготовка производства Своевременная подача предметов труда, приспособлений, инструмента непосредственно к рабочим местам.
Механизация транспорта Перемещение грузов только с помощью механизмов (подъемные краны, лифты, конвейеры, транспортеры).
Поточность производства Согласованное выполнение всех операций во времени и перемещение предметов труда с помощью конвейеров через рабочие места в соответствии с заданным быстрым темпом протекания производственного процесса

Полнейшее разделение труда позволило экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих. Унификация оборудования и предметов труда упрощала их обслуживание и использование. Последовательность

смены фазисов обеспечивала прохождение кратчайшего пути предметам труда в процессе производства. Принцип рациональной подготовки производства Форд проводил в жизнь самым упорным образом.

Механизация транспорта по Форду заключалась в том, что не предметы труда перемещались по путям, а пути перемещались вместе с предметами труда. В результате не было надобности передвигать каждую единицу обрабатываемого изделия отдельно. Кроме того, никто не носил грузы вниз: корытообразные пути позволяли использовать даровую силу притяжения земли.

Наиболее революционный из всех принципов Форда – поточность – позволил в отличие от Тейлора отказаться от хронометража, детальных инструкций для рабочих и большинства мастеров. Ритм работы у Форда задает конвейер, и рабочий не может отстать от него.

Нетрудно убедиться, что подходы Тейлора, Эмерсона, Файоля, Форда и их последователей во многих своих принципиальных позициях совпадали, что позволило создать научную школу так называемого рационалистичес- кого направления.

. 3. Развитие теории и практики организации производства

за рубежом

Рационалистическое направление в исследовании проблем организации производства, являясь по существу, классической научной школой, имело вместе с тем один существенный недостаток – отсутствие учета роли человеческого фактора. Этот недостаток попыталась устранить созданная в 30-е годы прошлого века школа психологии и человеческих отношений, которую называют также неоклассической школой или поведенческим направлением.

Наиболее яркими представителями школы психологии и человеческих отношений являются ученые – экономисты, социологи, психологи: Фоллетт, Мейо, Ротлисберг, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др. Сторонники «человеческих отношений» считали, что производство не сможет достичь значительной эффективности, ели не совершенствовать социальную организацию предприятия, поскольку инженерный подход давно себя исчерпал. На первый план они выдвигали проблемы человеческого поведения, психологии работников. Можно выделить три основных положения этой школы:

жесткая иерархия, подчиненность, формализация организационных процессов должны быть совместимы с природой человека;

человек представляет собой социальный продукт, используемый в производственном процессе как трудовые ресурсы, самый решающий из трех элементов производства;

решение проблем человека – дело бизнесменов.

Однако школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные и технологические факторы.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии научной организации производства, связанный с возникновением так называемых операционных исследований. В американской литературе под этим термином понимается использование аналитических методов физических и математических наук для решения проблем организации предприятия. Составными частями этих исследований являются: постановка задачи, сбор данных об операциях, анализ собранных данных, разработка моделей изучаемой системы, проверка модели, разработка рабочих инструментов, внедрение результатов исследований в практику.

Главной целью исследований операций было обеспечить ответственных исполнителей надежными данными для правильного прогнозирования и принятия различных решений по эффективному использованию всех наличных ресурсов предприятия. С помощью операционных исследований стали разрабатываться вопросы рациональной планировки предприятия, выбора наиболее производительного оборудования, установление нормативов его производительности, расхода материальных ресурсов, рациональной организации ремонтов оборудования, определения необходимого штата работников и др.

В итоге данное направление выделилось в самостоятельную научную дисциплину «операционный менеджмент».

Развитие математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний предопределили становление в начале 1950-х гг. школы науки управления (количественной школы), которая успешно функционирует и в настоящее время. Представители этой школы используют два подхода: рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов; исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Дополнением и развитием теории организации производства стала эмпирическая школа, которая основана на изучении практического опыта. Основные задачи организации производства школы сводятся к исследованию менеджмента и разработке рекомендаций по совершенствованию структуры компаний (фирм), организации труда структурных подразделений, созданию инструкций, указаний, При этом на первый план выдвигаются такие цели, как конкурентоспособность и экономичность предприятия.

Этой же школой предложено использование системного анализа.

Сущность системного анализа:

постановка (формализация) задачи и цели по иерархии;

получение максимального эффекта за счет оптимальных решений;

комплексная количественная оценка экономических показателей и средств для их достижения (квантификация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: