Современные предприятия оснащены дорогостоящим и разнообразным оборудованием, установками, транспортными средствами и другими видами основных фондов. В процессе работы из-за износа и разрушения отдельных деталей снижается их производительность, точность и другие параметры.
Для компенсации износа и поддержания основных фондов в нормальном, работоспособном состоянии требуется систематическое техническое и ремонтное обслуживание.
Техническим обслуживанием принято называть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его производственном использовании, во время ожидания, хранения и транспортировки.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса оборудования либо его составных частей благодаря замене или восстановлению изношенных деталей и регулировке механизмов.
В условиях поточного производства аварийный выход из строя отдельного оборудования может привести к полной остановке работы целого производственного подразделения. Для предупреждения аварийных ситуаций организуется регулярное профилактическое обслуживание оборудования в нерабочее время, создается запас сменных быстроизнаши-вающихся частей.
Главными задачами ремонтной службы предприятия следует считать:
сохранение оборудования в технически исправном состоянии, обеспечивающем его высокую производительность и качество работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования;
снижение затрат на ремонт и техобслуживание.
Для решения указанных задач на предприятиях создается ремонтная служба, состоящая из ремонтно-механического, ремонтно-строительного цехов, складов оборудования и запасных частей, а также цеховых ремонтных служб.
Ремонтно-механический цех является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Он комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированными рабочими. В этом цехе выполняются все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.
В основу работы ремонтного хозяйства положена система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.
Система ППР предусматривает проведение межремонтного обслуживания, периодических профилактических операций и плановых ремонтов.
Назначение межремонтного обслуживания состоит в наблюдении за состоянием оборудования, правильной его эксплуатацией, своевременном регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей, чистке и смазке. Все эти работы выполняются основными рабочими и дежурным персоналом (слесарями, смазчиками, электриками) в нерабочие часы по заранее составленному графику, т.е. профилактически.
Периодические профилактические операции включают промывку оборудования, замену масла, проверку оборудования на точность работы и осмотр. Все работы проводит ремонтный персонал цеха во время технологических перерывов в работе оборудования или в нерабочее время.
Плановые ремонты в зависимости от содержания и трудоемкости подразделяются на текущие, средние и капитальные.
Текущий ремонт направлен на восстановление работоспособности оборудования посредством выполнения минимальных по объему работ, включающих регулировочные, наладочные операции, с заменой быстроизнашивающихся деталей.
Средний ремонт предназначен для восстановления исправности оборудования с проведением отдельных сборочно-разборочных работ, ремонтом отдельных сборочных единиц и узлов.
Капитальный ремонт является наибольшим по объему производимых работ, преследует цель восстановления исправности оборудования с выполнением ремонтных работ любого его узла и механизма.