Расчёт производственных площадей участков наружной очистки и мойки, разборочно-моечного, технической диагностики производится по площади, занимаемой оборудованием и машинами, и переходным коэффициентом, учитывающим рабочие зоны, проходы и проезды между оборудованием. Площади этих участков определяем по формуле:
, (4.3)
где Fоб, Fм – площади занимаемые оборудованием (табл. 4.5) и машинами, м2;
s – коэффициент, учитывающий рабочие зоны и проходы (табл.2.10) [1].
Площадь, занимаемая машинами, определяется по их габаритным размерам (табл. 2.11) [1] и наибольшему количеству машин, одновременно находящихся на участке. Количество машин, одновременно находящихся на ремонтно-монтажном участке, определяется по наличию рабочих мест. Наличие рабочих мест на данном участке определим по формуле:
, (4.4)
где Тр.м – годовая трудоёмкость ремонтно-монтажного участка, чел-ч;
Р – количество рабочих, находящихся на одном рабочем месте, Р =2…3 чел [1]. Получаем:
№ п.п. | Участки и помещения | Площадь, м2 | Значение коэффициента | Площадь участка, м2 | ||
занимаемая машинами | занимаемая оборудованием | расчётная | Принятая после компоновки | |||
Кузнечно-сварочный участок | 14,535 | 72,675 | ||||
Участок ремонта и регулировки двигателей | 10,39 | 4,5 | 46,755 | |||
Слесарно-механический участок | 11,48 | 3,5 | 40,18 | |||
Участок проверки и регулировки автотракторного электрооборудования, зарядки аккумуляторов и кислотная | 8,91 | 3,5 | 34,34 | |||
Участок проверки и регулировки топливной аппаратуры и гидросистем | 4,39 | 3,5 | 15,365 | |||
Ремонтно-монтажный участок | 108,1 | 12,22 | 3,5 | 421,12 | ||
Разборочно-моечный и дефектовочный участок | 27,5 | 29,36 | 3,0 | 170,58 | ||
Шиноремонтный | 8,63 | 3,3 | 28,479 | |||
Обойный участок | 7,26 | 3,2 | 23,232 | |||
Участок диагностики и ТО машин | 9,69 | 194,07 | ||||
Участок наружной очистки и мойки | 27,5 | 1,2 | 85,2 | |||
Участок ремонта с-х. машин | 3,51 | 14,04 | ||||
ИРК | 114,6 | |||||
Санбытузел | 20,8 | |||||
Итого: | 1281,4 |
Таблица 3.1
Объём работ мастерской, чел.–ч.
Объёмы работ | Общая трудоёмкость | Распределение трудоёмкости по видам работ | |||||||||||||||||
Слесарные | Станочные | Сварочные | Кузнечные | Медницко-жестяницкие | Ремонт топливной аппаратуры | Ремонт гидросистем | Ремонт электрооборудования | Столярно-обойные | Шиноремонтные | ||||||||||
Текущий ремонт машин | |||||||||||||||||||
Колёсные тракторы, грейдеры самоходные | 1836,78 | 212,96 | 106,48 | 79,86 | 79,86 | 106,48 | 79,86 | 79,86 | 26,62 | 53,24 | |||||||||
Гусеничные тракторы | |||||||||||||||||||
Экскаваторы гусеничные, многоковшовые, грейдеры прицепные, планировщики | 3310,37 | 454,86 | 353,78 | 252,7 | 101,08 | 202,16 | 202,16 | 151,62 | 25,27 | ||||||||||
Экскаваторы пневмоколёсные, скреперы прицепные | 2824,455 | 437,9 | 262,74 | 175,16 | 131,37 | 153,265 | 175,16 | 109,475 | 21,895 | 87,58 | |||||||||
Корчеватели, рыхлители | 501,42 | 65,88 | 51,24 | 43,92 | 14,64 | 21,96 | 14,64 | 14,64 | 3,66 | ||||||||||
Бульдозеры, погрузчики | 1832,02 | 263,6 | 158,16 | 105,44 | 52,72 | 79,08 | 79,08 | 52,72 | 13,18 | ||||||||||
Прицепы | 105,84 | 7,56 | 18,9 | 5,67 | 1,89 | 1,89 | 5,67 | 34,02 | 7,56 | ||||||||||
Плуги, бороны дисковые | 115,2 | 12,96 | 5,76 | 4,32 | 5,76 | ||||||||||||||
Краны автомобильные, автомобили | 8690,4 | 4605,912 | 869,04 | 521,424 | 391,068 | 695,232 | 130,356 | 695,232 | 608,328 | 173,808 | |||||||||
Техническое обслуживание машин | |||||||||||||||||||
Тракторы, бульдозеры, грейдеры | 4741,7 | 3793,36 | 142,25 | 189,67 | 142,25 | 47,42 | 142,25 | 237,09 | 47,42 | ||||||||||
Экскаваторы | 1470,7 | 1161,85 | 44,12 | 58,83 | 29,41 | 14,71 | 44,12 | 44,12 | 58,83 | 14,71 | |||||||||
Автомобили | 1891,78 | 1191,82 | 37,84 | 37,84 | 9,46 | 9,46 | 85,13 | 255,39 | 264,85 | ||||||||||
Прицепы | 14,90 | 0,80 | 0,60 | 0,40 | 1,70 | 1,00 | 0,60 | ||||||||||||
Итого: | 34310,58 | 22432,93 | 2719,77 | 1850,42 | 1307,66 | 1205,13 | 1032,80 | 647,91 | 1713,22 | 750,97 | 649,76 | ||||||||
Дополнительные работы | |||||||||||||||||||
Ремонт оборудования мастерской | 1029,3174 | 669,06 | 247,04 | 51,47 | 30,88 | 30,88 | |||||||||||||
Восстановление и изготовление деталей | 1372,4232 | 137,24 | 686,21 | 274,48 | 205,86 | 68,62 | |||||||||||||
Изготовление приспособлений и деталей | 343,1058 | 181,85 | 120,09 | 22,30 | 17,16 | 1,72 | |||||||||||||
Прочие работы | 1029,3174 | 319,09 | 401,43 | 123,52 | 82,35 | 51,47 | 51,47 | ||||||||||||
Итого: | 3774,1638 | 1307,23 | 1454,77 | 471,77 | 336,24 | 152,68 | 51,47 | ||||||||||||
Всего: | 38084,7438 | 23740,16 | 4174,54 | 2322,19 | 1643,91 | 1357,82 | 1032,80 | 647,91 | 1713,22 | 802,44 | 649,76 | ||||||||
5. Компоновка и планировка участков В основу компоновочных решений должны быть положены требования, обуславливаемые рациональным взаиморасположением производственных участков, оптимальной транспортной схемой и рациональной организацией людских потоков в пределах здания. При разработке компоновочного плана производственного здания мастерской ПМС необходимо стремится к прямоточности производственного потока в ремонтно-монтажном отделении (участке). Взаимосвязь между отдельными участками должна соответствовать ходу технологического процесса направлению общего грузопотока. При разработке компоновочного плана необходимо учитывать противопожарные и санитарные требования. Участки с пожаро - и взрывоопасными производствами, с выделением вредных паров, газов и избыточного тепла размещаем в отдельных помещениях расположенных у наружных стен. Такое расположение этих участков облегчает устройство вентиляции помещений. Планировку производственных участков выполняем на основе чертежа здания, где показываются основные строительные его элементы, влияющие на расстановку оборудования. Всё оборудование, относящееся к рабочему месту на плане, изображается условно и нумеруется слева направо. Спецификация оборудования оформляется в виде таблицы и прилагается к чертежу. На плане даны все необходимые размеры: ширина пролётов, шаг колонн, ширина проходов и проездов, привязка оборудования к строительным элементам зданий. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
6. Выбор формы организации производства Форма организации производства на ремонтном предприятии тесно связана со специализацией, основанной на разделении труда, которое проявляется в специализации участков и отдельных рабочих. Форму организации производства выбираем с учётом объёма и состава производственной программы, числа производственных рабочих и типа производства. При этом учитываем степень обезличенности конструктивных элементов ремонтируемых изделий, а также степень расчлененности операций технологического процесса. Бригадная форма организации производства принимается в небольших мастерских при текущем ремонте машин, узловая форма – ПМC, в ЦРМ трестов, на ремзаводах, на СТОА и СТОТ, поточно-узловая и поточная формы – на специализированных ремонтных предприятиях. Учитывая все вышесказанное, принимаем для ПМС узловую форму организации производства. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
7. Охрана окружающей среды Вредное воздействие машин на окружающую среду проявляется в повышенном содержании окиси углерода и загрязнении почвы и водоёмов нефтепродуктами. Для повышения эффективности мер по охране природы рекомендуется внедрять на ремонтно–обслуживающих предприятиях малоотходные и безотходные технологические процессы, исключающие вредное воздействие на окружающую природу. Для предупреждения загрязнения воздуха ГОСТом 17.2.2.03 – 77 установлены нормы содержания окиси углерода в отработанных газах машин; объёмная доля окиси углерода в отработанных газах автомобилей не должна превышать 1,5г. Проверку содержания окиси углерода в отработанных газах осуществляют при ТО–2. Если оно превышает установленные нормы, регулируют топливную аппаратуру двигателя автомобиля. В ЦРМ с целью охраны атмосферного воздуха от загрязнения предусматривают следующие мероприятия: – соблюдение требований технологической документации на ремонт и ТО, герметизация оборудования и оснащение его местными отсосами для сокращения неорганизованных выбросов; – применение индивидуального пылеулавливающего агрегата в комплекте с точильно – шлифовальным станком; – использование принудительно – вытяжной вентиляции с выпускными трубами достаточной высоты. Загрязнения почвы и водоёмов нефтепродуктами происходит от утечек топлива, масел и рабочих жидкостей, а также вследствие слива отстоя топлива, отработанных масел и других нефтепродуктов на землю. Загрязнение сточных вод также может происходить при моечно–очистных работах. Поэтому перед ремонтно–обслуживающими предприятиями стоит задача перевода на такие технологические процессы регенерации и очистки производственных сточных вод, которые обеспечили бы максимальное повторное их использование. Предупредить загрязнение почвы и водоёмов можно, создав очистные сооружения при каждой мастерской и пункте технического обслуживания и ремонта машин. Ввод в эксплуатацию новых зданий и сооружений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом машин, должен осуществляться только при наличии таких сооружений. В целях сокращения потребления воды в ЦРМ на участки мойки деталей и агрегатов необходимо использовать моечную установку с системой оборотного водоснабжения. Прием, выдачу и сбор отработанных нефтепродуктов необходимо осуществлять закрытым способом с целью исключения их проливов. Должное внимание должно уделяться герметизации деталей (соединений) при сборке, что позволит исключить течь топлива, масла и т. п. Все нефтепродукты, сливаемые из машин в виде отстоя топлива, отработанного масла, использованных на технологические нужды керосина, бензина, дизельного топлива, растворителей и других продуктов, следует собирать и сдавать на базы нефтеснабжения организаций или уничтожать методами, согласованными с Госсанинспекцией. Категорически запрещается сливать на землю отстой топлива, отработанных масел, смазок, рабочих и других жидкостей из нефти. Цистерны, бочки и другая тара, используемая для перевозки нефтепродуктов, не должна иметь подтеканий. Недопустимы утечки топлива, масел, смазок и рабочих жидкостей из баков, картеров, топливо - и маслопроводов машин. Не допускается загрязнение почвы отходами производства (металл, металлическая стружка, иловые остатки карбида кальция и др.). | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
8. Охрана труда Должны быть разработаны мероприятия по снижению травматизма и улучшению условий труда. Разрабатывая данные мероприятия, необходимо предусмотреть безопасность эксплуатации и обслуживания разрабатываемого оборудования (оградительные средства, блокировка, средства сигнализации, тормозные устройства, защита от поражения электрическим током) При разработке мероприятий по производственной санитарии необходимо предусмотреть способы предупреждения появления в рабочей зоне производственных вредностей выше допустимой концентрации. Необходимо рассмотреть вопросы вентиляции, освещения, снижения шума, вибрации. Должное внимание должно быть уделено санитарно-гигиеническим требованиям к территории, производственным помещениям, составу санитарно-бытовых помещений. По пожарной профилактике нужно наметить в проекте технические и организционные мероприятия, обеспечивающие предупреждение пожаров и возможность их быстрой ликвидации. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
9. График загрузки мастерской График загрузки строится при бригадной форме организации производства для календарного распределения ремонтных работ и согласования ремонта со сроками использования машин. Объем работ мастерской распределяется так, чтобы обеспечить готовность ремонтируемых машин до начала их эксплуатации на участках. Исходными данными для построения графика являются; годовая программа ремонта и технического обслуживания машин (выполняемых в мастерской); объем дополнительных работ, выполняемых в мастерской; сроки проведения работ на участках. Практика показывает, что в зимний период ремонтируют 60...70% машин и выполняют 25..30% годовой потребности и техническом обслуживании. Основная цель построения графика загрузки мастерской - равномерное распределение объема выполняемых работ в течение года, при котором было бы занято одинаковое число рабочих. График строится в осях «количество рабочих - календарный период». Состав бригады (звена) зависит от вида выполняемых работ. Для проведения технического обслуживания в состав звена может входить 2-3 человека, в звенья по текущему ремонту-2-5 человек. График загрузки строится для разборочно-сборочного участка. Работы на графике показываются в виде прямоугольников, одна сторона которых, ордината, в масштабе отражает состав звена исполнителей, а вторая, абсцисса - продолжительность работ. Площадь прямоугольников соответствует трудоемкости обособленной группы работ. При построении графиков допускается изменение состава звеньев, так как нагрузка по месяцам будет неодинаковой. Но частая смена состава бригад или звеньев нежелательна, потому что всякая перестановка рабочих связана с нарушением ритма производства и снижением производительности труда. Перед построением графика загрузки разборочно-сборочного участка для каждого месяца рассчитывается трудоемкость слесарно-монтажных и регулировочных работ на основании таблицы 3.1. Результаты расчетов для каждого вида работ по месяцам приводят в табл. 10.1. Полученные результаты сопоставляются с месячным фондом времени рабочего, величину которого можно принять равной в среднем 168 ч. Это позволяет обоснованно выбрать состав бригад (звеньев). Выбираем 3 бригады. Первая (5 человек) будет заниматься ТО и ремонтом тракторов в том числе гусеничных, грейдеров. Вторая (5 человек) - ТО и ремонт экскаваторов, скреперов, планировщиков. Третья (5 человек) – ТО и ремонт кранов, автомобилей, корчевателей рыхлителей ремонтом плугов дисковых борон и прицепов бульдозеров и погрузчиков. 1-я и 3-я бригады будут выполнять дополнительные работы. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
10. Технико-экономические показатели мастерской Основным технико-экономическим показателем ремонтной мастерской является цеховая себестоимость условного ремонта, которая определяется по формуле: , (10.1) где Сп.р – заработная плата производственных рабочих, руб.; Сз.ч – нормативные затраты на запасные части, руб.; Ср.м – стоимость ремонтных материалов, руб.; Со.н – общепроизводственные расходы, руб. Полная заработная плата: , (10.2) где Сп – основная заработная плата, руб.; Сд – дополнительная заработная плата рабочих (7…10% от Сп), руб.; Сс – отчисление на социальное страхование (4,4 % от Сп + Сд). Основная заработная плата: , (10.3) где Тв.у – годовая трудоёмкость работ с вредными условиями труда (кузнечные, сварочные, медницко – жестяницкие, мойка, зарядка аккумуляторов) и станочных работ, чел-ч; Тн.у – годовая трудоёмкость работ с нормальными условиями труда, чел-ч; Сч.в, Сч.н – часовые тарифные ставки по среднему разряду для рабочих, занятых на работах с вредными и нормальными условиями труда, руб.; Кд – коэффициент, учитывающий доплату за сверхурочные и другие работы (Кд = 1,025…1.03) [1]. Часовая тарифная ставка по среднему разряду для рабочих с вредными условиями труда и станочников определяется по формуле: , (10.4) где Сч.i – часовые ставки рабочих соответствующих разрядов, руб. за 1 ч; Рi – число рабочих соответствующих разрядов, чел; Рn – общее число рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда и станочников, чел. Определяем часовые ставки рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда: , (10.5) где ТiI – тарифная ставка рабочего I-го разряда, ТiI = 689 руб в час | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Кт – тарифный коэффициент, равный для 1-го разряда 1; 2 – 1,16; 3 – 1,35; 4 – 1,56; 5 – 1,73; 6 – 1,89; Нвр – фонд рабочего времени, рассчитывается ежемесячно исходя из 40 часовой рабочей недели; К1 – коэффициент, применяемый для передвижных механизированных колон, К1 = 1,2; К2 – коэффициент, учитывающий вредность работ, для сварочных К2 = 1,15, для кузнечных К2 = 1,25. Шиноремонтный участок, сварочный: руб. руб. Слесарный и столярно-обойный участок: руб. руб. руб. руб. Кузнечный и медницко-жестяницкий участок: руб. Участок ремонта электрооборудования и топливной аппаратуры гидро- систем: руб. Станочный участок. руб. руб. Получаем: руб. Аналогично определяем часовую тарифную ставку по среднему разряду с нормальными условиями труда. руб. Получаем: руб. руб. Принимаем: руб. руб. руб. руб. руб. руб. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
руб Себестоимость одного условного ремонта: (10.6) где Nу.р – общий объём мастерской, выраженный в единицах условного ремонта, (10.7) где Тоб – общая трудоёмкость работ в ЦРМ, чел-ч. Получаем: шт. руб./шт. Производительность труда рабочих: , (10.8) где Рсп – списочное число производственных рабочих, Рсп = 18 чел., (табл. 4.3). руб./чел. Напряжённость использования производственной площади мастерской: , (10.9) где Fп – производственная площадь мастерской. Получаем: руб./м2. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
ЛИТЕРАТУРА 1. Баранов Л.Ф., Блохин Л.Т., Латушкин В.Н., Эксплуатация и ремонт мелиоративных и строительных машин: методические указания по курсовому и дипломному проектированию, БСХА, Горки, 1995. 76 с. 2. Баранов Л.Ф. Проектирование технологических процессов и оформление документации: методические указания к выполнению задания по разработке технологической документации на ремонт машин, БСХА, Горки, 1989, 64 с. 3. Баранов Л.Ф., Брезгунов Г.В., Разработка ремонтных чертежей: методические указания, БСХА, Горки, 1998, 12 с. 4. Саньков В.М. и др., Курсовое и дипломное проектирование по эксплуатации и ремонту мелиоративных машин. – М.: Агропромиздат, 1989. – 199 с. 5. Л.Ф.Баранов, П.Я.Котиков, А. К. Трубилов, Нормирование затрат труда на выполнение операций технологического процесса.– Методические указания, БГСХА, 2000.–36с. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Таблица 10.1