Экспрессивные движения

Это достаточно массовые объединения людей, которые, отчетливо понимая, что существующая социальная действительность далека от обещаний лидеров нового политического режима, тем не менее, оправдывают ее существование. Они стремятся не изменить, не модифицировать эту действительность, а лишь изменить впечатление от нее. Для этого изыскиваются приемы, при помощи которых, например, социальных лидеров, технологий СМИ, ритуалов, предложить иные, чем существующие в обществе, нормы и образцы культуры, другие формы эмоциональной экспрессии. Именно в этом они находят долгожданное облегчение, что делает их каждодневную жизнь приемлемой и терпимой. Такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные действия людей в Древних Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии).

На Западе выразителем экспрессивных тенденций в стране стала молодежь, вернее, ее субкультура, главным мотивом которой становится эскапизм — бегство от убогой действительности. Проявлением экспрессивного молодежного движения являются группы хиппи, рокеров, яппи и др. молодежные группы, готовые на любые крайности, чтобы дистанцироваться от чуждого, враждебного ей (молодежи) общества.

Экологические движения — это движение в защиту окружающей среды, сохранение природы как фактора, определяющего жизнеспособность живых систем: флоры, фауны и человеческого общества в целом. В свете этого движения достигается понимание губительности усиливающегося антропогенного, прежде всего техногенного воздействия на окружающую природную среду, грозящего катастрофой биосферы — места обитания человечества. Экологи, экологические движения пытаются остановить технократическую необузданность поклонников технического и технологического прогресса, движимых все тем же стимулом неограниченного потребления, невзирая на то, что они рубят сук, на котором сидят. Возникшие на волне противостояния потребительскому отношению к природе, экологические движения, партии «зеленых» постепенно становятся реальной политической силой. В Германии эта партия вошла в правящую коалицию. Такой успех обусловлен тем, что партия «зеленых» выступает за переориентацию духовных запросов человека, которые должны быть направлены на ликвидацию противопоставления человека природе. Человек — это часть биосферного процесса. Поэтому экологическое движение — это движение одновременно и в защиту человека, что при самых различных мировоззренческих установках участников этого движения способствует их консолидации, подчас выработке единой политической линии. К тому же экологическое движение постепенно становится массовым, что укрепляет его позиции на политической арене.

Молодежные движения — массовые действия больших групп молодежи, в ходе которых они отстаивают свои права на достойную жизнь, образование, свободу выбора профессии, право иметь свои собственные политические убеждения, нравственные и культурные ценности. О молодежном движении стали говорить после студенческих движений 68-го года, прокатившихся по всему Западу, спровоцировавших «Пражскую весну», а с ней и начало глубокого политического кризиса социалистического лагеря. Более того, эти события — точки отсчета перехода индустриального общества к постиндустриализму. Здесь молодежное движение приняло новые формы. Современные молодежные движения, сущность которых выражена в глубочайшем разочаровании существующей социальной реальностью, характеризуются эскапизмом — бегством от реалий дня в наркоманию, пьянство, в необузданные и противоестественные сексуальные ориентации, которые называют нетрадиционными, чтобы скрыть деградацию молодого поколения Земли.

Все более настойчивыми становятся требования молодежного движения на право автономии молодежи от общества. Прикрываясь фразами о неудовлетворенности молодежи существующим устройством общества, некоторые лидеры молодежного движения выдвигают, во-первых, требования автономии от общества, во-вторых, на право самоуправления в молодежных центрах, где молодежь будет жить, дискутировать, петь и танцевать, рисовать и слушать музыку. Но почти во всех этих молодежных программах с подобными ценностными ориентациями нет положений о труде, о продуктивной творческой деятельности. Явная иждивенческая направленность молодежных движений, протестующих против потребительского общества, делает эти движения крайне противоречивыми, что обусловливает — при отсутствии позитивной программы — их самовырождение. Несомненно, становление постиндустриального общества внесет свои изменения и в молодежные движения.

Женские (феминистские) движения также представляют массовые действия за уравнивание женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало женского движения восходит к XVIII веку. Первым результатом женского движения было достижение правового равенства. Уравнивание женщин в избирательных правах с мужчинами было целью суфражистского движения женщин в Англии и других странах во второй половине XIX века.

В XX веке женские движения получили новый импульс развития, что привело к их дифференциации; женские движения можно различать по трем направлениям:

консервативное видит женщину в пределах трех элементов жизни: кухня — дети — церковь. Главное дело женщины рожать и воспитывать детей. Все остальное: политика, общественная и профессиональная деятельность не ее ума дело;

либерально-реформистское движение женщин предполагает, что уравнивание женщины во всех правах с мужчинами возможно в условиях любого общественного политического строя, позволяющего проведение общественно-экономических, общественно-правовых и общественно-политических реформ. Не отрицая огромной роли женщины в воспроизводстве будущих поколений в широком смысле слова, либерально-реформистская точка зрения допускает идею их вовлечения в общественно-политическую, правовую и профессиональную жизнь общества. Такой подход либерально-реформистского направления к проблеме женского движения связан с изменившейся ролью семьи в современных условиях и роли женщины в семье, ростом образованности женщин, с их более широким и продуктивным выходом на общественно-политическую и профессиональную арену общества. Содержание, формы и методы работы женских организаций либерально-реформистского толка позволяют им оказывать соответствующее давление на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление;

радикализм, не предлагая ничего нового по существу, ориентирован на более радикальную тактику политической борьбы, на более жесткие меры достижения равенства женщин с мужчинами. Теоретические представления и программы действия женского радикализма основываются на идеях так называемого неоматриархата, на противопоставлении по признаку пола. На этой базе делаются попытки обосновать тезис о необходимости женской революции, способной реализовать стремление женщин к равноправию и свободе, к подлинной их раскрепощенности во всех сферах общественной жизни.

Национально-освободительные движения — массовые движения народов, стремящихся изменить сложившийся экономический порядок, создать развитое и экономически независимое общество на национальной основе. XX век — это эпоха возникновения независимых, свободных государств в Африке, Азии, Латинской Америке. Однако политическая свобода, не опирающаяся на экономическое и технологическое развитие, — это лишь вывеска виртуального мира.

Современные национальные государства все более осознают несправедливость сложившейся экономической системы, пытаясь переориентировать глобалистские процессы в свою пользу.

Движения в защиту мира — массовые действия людей Европы, Азии, особенно сильные после Второй мировой войны, когда люди увидели, что война — это недопустимое для решения каких-либо проблем средство: уничтожение культурных ценностей, людей, самой жизни во всех ее проявлениях — признать решением проблемы сложно. С появлением же оружия массового уничтожения война и вовсе становится путем к всеобщей гибели. Именно тогда движение борцов за мир становится массовым, сближаясь с движениями «зеленых» и с массовыми социальными движениями за переустройство мира.

Социологический анализ социальных движений показывает, что активность широких масс людей как реакция на ситуацию в мире в отдельных странах возрастает. Это обусловлено прежде всего усилением для всех стран мира колоссального воздействия информационных процессов и коммуникационных систем. За счет этих систем люди стали ближе друг к другу. Океаны и пространства в определенном смысле больше не разделяют их. Усилившаяся взаимосвязь больших людских масс предопределяет существенные изменения в образе жизни людей на всех континентах, в их ценностных ориентациях и нормах поведения. Интенсивное проникновение культуры многих народов друг в друга влечет изменения в мировой культуре, возникают и развиваются новые идеи, концепции, теории и представления о новых формах социального переустройства, вытекающего из современных достижений человечества. На этой основе массы людей объединяются в движения, возникают ориентации на новые решения мировых проблем.

Основным мотивом вновь возникающих движений является неудовлетворенность решением насущных проблем жизни людей. По-прежнему в мире доминирует бедность. Ограниченные ресурсы, несмотря на колоссальные достижения науки и техники, распределяются неравномерно и, следовательно, несправедливо. Отсюда протестный аспект в социальных движениях нового времени. Условия существования все в большей мере активизируют стремление людей покончить с социальной несправедливостью и улучшить условия своего существования. В результате формирование и развитие социальных движений за изменение существующих условий социального бытия становится естественным и закономерным следствием социодинамики культурного развития планеты, а также фактором изменения ее социального облика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: