Функция общения – регулятивно-коммуникативная функция (Общение как взаимодействие – интерактивная сторона общения)

Общение как обмен информацией).

Функция общения —информационно-коммуникативная

В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся выработать общий смысл. Это возможно при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Следовательно, при обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс – изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение\невозникновение доверия между ними, чего не происходит «чисто» информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. («все должны говорить на одном языке»).

В условиях коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры (носят социальный или психологический характер)

Социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые не только порождают разную интерпретацию, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение. Психологический характер. Возникает вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Показатель эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

Типы взаимодействий.

· Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. Две основные черты: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

· Конкуренция отождествляется с негативными характеристиками этого процесса даже с враждой, но более внимательный анализ позволяет наделить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции:

а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет;

б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, а другой партнер в оказывается в абсолютном проигрыше;

в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб.

Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Основные элементыконфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта

Разновидности конфликтов:

а) Деструктивный. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количество вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга.

б) Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения.

3.Функция общения – аффективно-коммуникативная функция (Общение как восприятие людьми друг друга).

Представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения ( процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения.

В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирования представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию, рефлексию и каузальную атрибуцию.

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.

Рефлексия означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки.

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, так как любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: