Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:
· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего межд. правопорядка;
· выработка новых межд.-правовых обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом межд. нормотворчества.
Право международной безопасности (МБ) - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира, и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическая основа:
· принцип неприменения силы
· принцип мирного разрешения споров
· принцип разоружения.
Специальные принципы права МБ:
· принципы равенства и одинаковой безопасности
· ненанесения ущерба безопасности государств и т. д.
Арсенал средств обеспечения МБ:
· коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *
· разоружение;
· мирные средства разрешения споров;
· меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений;
· меры по предотвращению ядерной войны;
· неприсоединение и нейтралитет;
· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
· самооборона;
· действия межд. организаций;
· нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
· создание зон мира в различных регионах земного шара;
· меры по укреплению доверия между государствами.
Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:
· коллективные меры - широкое межд. сотрудничество;
· превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН..
Система коллективной безопасности имеет два основных признака:
1. принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
· не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
· разрешать все споры мирным путем;
· активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).
Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы.коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на
первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.
Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности.
· Организация американских государств
· Организация Североатлантического договора (НАТО)
· рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
· Шанхайская организация сотрудничества
40.Мирные средства разрешения споров: понятие, классификация
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
· спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.
· ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.
Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:
1. Международных конвенций.
2. Международных обычаев
3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.
4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)
Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):
1. переговоры
Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.
2. Консультации сторон
Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.
3. Обследование
Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.
4. Посредничество
Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.
5. Примирение
Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.
6. Добрые услуги
средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.
7. Арбитраж
Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для сторон.
Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.
9. Обращение к региональным органам или соглашениям
Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.
10. иные мирные средства по своему выбору
Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами.
Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными».