Выбор сюжета
Цветовой контраст.
Перспектива.
Организация пространства.
Выбор сюжета.
Лекция №6
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Садовые ландшафты
К садовым ландшафтам относятся декоративные сады из плодовых деревьев, формовый плодовый сад, специальные монокультурные сады — розарии, сиренгарии, сады лилий, ирисов, пионов, флоксов и других видов растений, специальные сады, приспособленные для показа флоры определенного сезона вегетации: весеннего, летнего, осеннего, и опытные, коллекционные сады декоративных деревьев и кустарников - дендрарии, водные, каменистые и другие узкоспециализированные сады.
Контрольные вопросы:
1. По какому принципу классифицируют садово-парковые ландшафты?
2. Чем луговой ландшафт отличается от полевого?
Тема: «Основные принципы проектирования и формирования
пейзажа»
Цель: объяснить студентам основные принципы проектирования и формирования пейзажа.
|
|
Вопросы:
Садово-парковая композиция – это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания художественного произведения.
Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. Целостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной основой, предназначенной для «чтения» при движении от одной картины к другой.
Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
- планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.),
- объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружении и малые формы),
- плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.).
Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.
Виста – международный термин в ландшафтной архитектуре, в переводе с итальянского означает – «вид». Это узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта – фокуса перспективы. Виста включает в себя следующие связанные между собой части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы – объект обзора или фокус.
Точка обзора – это место откуда наилучшим образом воспринимается вид. Оно должно быть комфортабельно и композиционно отличимо от других частей панорамы.
Обрамление - это изоляция какого-либо предмета от других для достижения единства и целостности впечатления. В живописи данный прием достигается рамой картины, в скульптуре — пьедесталом, в садово-парковом строительстве — созданием необходимого обрамления из нейтральных элементов. Это обрамление устанавливает определенные пределы площади, охватываемые композицией, фиксирует ее центр и сосредоточивает внимание наблюдателя на главном в композиции. Висты могут быть обрамлены с боков, снизу и сверху.
|
|
Средний план (промежуточный) - организуется из растений легких форм либо предметов нейтральной окраски.
Его могут формироватькуртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др. Для улучшения перспективы и придания пространству воздушности растения среднего плана располагают кулисами. Задача среднего плана (вместе с обрамлением) - помочь восприятию завершающего висту объекта.
Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива. Фокус композиции — это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя
При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:
—величина угла зрения на объект или пейзаж;
—закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности);
—закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.