Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. определение ставок и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т. д.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма, так как чаще всего подвергаются корректировке.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.
4. Управление финансами
Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности. Одной из важнейших областей управленческой деятельности является управление финансами. Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.
В любой управляемой системе выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:
1)финансы предприятий, учреждений и организаций;
2)страховые отношения;
3)государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
1)финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;
2)страховые органы;
3)финансовые органы и налоговые инспекции.
Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансам и, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:
1)финансовое планирование;
2)стратегическое и оперативное управление;
3)финансовый контроль.
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе финансового с планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, в первую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
К финансовой информации предъявляются определенные требования, основное из которых полезность, под которой понимаются ее уместность, достоверность,
понятность и сопоставимость; наличие необходимых элементов, а также использование определенных принципов (в том числе и ограничительных) включения данных в отчетность.
Составными частями финансового планирования являются бюджетное и итоговое планирование.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д.
Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.
Под оперативным управлением финансами понимается совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами сводится к маневрированию финансовыми ресурсами в целях решения конкретных задач текущего периода.
Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятии, учреждений и организаций.
На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы / роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.
5. Сущность финансового контроля
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Под финансовым контролем понимают совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет аналитический аспект.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения денежных фондов. Объектом финансового контроля выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения, отчисления на различные цели и в фонды.
Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от:
— субъектов контроля;
— времени осуществления контроля;
— методов проведения контроля;
—степени охвата материала;
—характера материала, на основе которого осуществляется контроль.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
1)государственный финансовый контроль;
2)внутрихозяйственный финансовый контроль;
3)общественный финансовый контроль;
4) независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.
Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.
В связи с политическими и экономическими преобразованиями в РФ изменилась и система финансового контроля. Так, новая система политической власти в стране вызвала появление новой формы контроля — президентского контроля, направленного, в том числе, на сферу финансовых отношений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т. д.). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.
Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такую форму финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Аудит в таком понимании представляет собой ревизию деятельности компании за определенный период времени в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета и правилами ревизии. Такая проверка в определенной степени способствует уменьшению риска, связанного с принятием неправильного решения на основе неточной, неполной или неверной информации.
Условием проведения аудиторских проверок являемся независимость проверяющего от руководства роверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
2. В зависимости от времени" проведения финансовый контроль бывает предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций с целью предупреждения финансовых нарушений. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, а также финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей экономики страны. На микроуровне это процесс разработок финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, а также учредительных договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств, в целях соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления расчетов. В осуществлении текущего контроля важную роль играют бухгалтерские службы. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
3. По методам проведения финансового контроля (т. е. приемам и способам осуществления) различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.
Обследования, в отличие от проверок, охватывают более широкий Спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.
Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Ревизия представляет собой проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
4.В зависимости от степени охвата данных финансовый контроль может быть полным (комплексным, сплошным) или частичным (тематическим, выборочным).
5.В зависимости от срочности — плановым или внеплановым.
6.По характеру материала, на основе которого осуществляется финансовый контроль, различают документальные и фактические проверки.
Для проведения любого вида финансового контроля составляется программа, в которой указываются цель, объект, тема и основные вопросы проверки.
7. Задачи финансового контроля
Задачами финансового контроля являются:
1)содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
2)обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
3)выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению издержек и повышению рентабельности;
4)содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на пред-
приятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;
5)содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
6)обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм собственности;
7)содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.
8. Государственный финансовый контроль в РФ
В условиях рыночной экономики, особенно по мере усиления ее социальной ориентации, усложняются и возрастают контрольно-финансовые функции государства.
В нашей стране до и после революции существовало понимание того, что государственный финансовый контроль является одной из важных функций управления страной. До и после 1917 г. в стране всегда имелись мощные органы финансового контроля, имевшие достаточно широкие права и полномочия для пресечения различных финансовых злоупотреблений и нарушений. В настоящее время в РФ нет единого органа государственного финансового контроля.
Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.
Функции финансового контроля выполняет также Главное Контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Функции Главного Контрольного управления Президента РФ заключаются в контроле за деятельностью:
—органов надзора при федеральных органах исполнительной власти;
—подразделений Администрации Президента; органов исполнительной власти субъектов Федерации (рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц).
Главное Контрольное управление Президента РФ взаимодействует со всеми органами исполнительной власти и наделено правом:
—требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий, независимо от формы собственности, предоставления любой документации и информации, необходимой для проведения проверок;
—привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов;
—вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок;
- направлять предписания об устранении финансовых нарушений (но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям). Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.
Правительство РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные комитеты и комиссии, функциями которых являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации — Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии деятельности министерств, ведомств и государственных, комитетов. Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через Счетную палату. Счетная палата является специально созданным Советом Федерации и Государственной Думой контрольным органом и действует на основании Федерального закона «О счетной палате РФ» от 11 января 1995 г. Аналогичные счетные палаты создаются и на региональном уровне.
Следующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина РФ в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно- ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.
Структурным подразделением Министерства финансов РФ является Главное управление Федерального казначейства. Главной задачей Федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Кроме вышеуказанных органов государственный финансовый контроль в РФ осуществляют Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ и Государственный таможенный Комитет РФ. Само понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя контроль:
—за исполнением федерального бюджета;
—за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
—за организацией денежного обращения;
—за использованием кредитных ресурсов;
—за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
—за состоянием государственных резервов;
—за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Кроме того, в задачи государственного финансового контроля входит контроль:
—за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;
—за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе выплату пенсий, стипендий, пособий и др.
Государственные контрольно-финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые используют средства федерального бюджета.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается значение финансовой политики?
2.Каковы задачи финансовой политики?
3.Какова роль финансового механизма в реализации финансовой политики?
4.В чем заключается специфика управления финансами?
5.В чем сущность финансового контроля?
6.Каковы принципы классификации финансового контроля?
7.Назовите основные задачи финансового контроля.
8.Какова структура государственного финансового контроля в РФ?
Тема 7. Государственные финансы
1.Понятие и сущность государственных финансов.
2.Понятие бюджета, его функции и экономическое содержание.
3.Бюджетная система РФ.
4.Бюджетное планирование.
5.Бюджетный процесс.
6.Бюджетная классификация.
7. Бюджетный федерализм.
1. Понятие и сущность государственных финансов
Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства. Можно сказать, что сама экономическая политика больше чем на половину состоит из финансовой и денежно-кредитной.
Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализован ных денежных фондов, управляемых государственны ми органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство формирует значительную часть национального дохода.
Государство не только формирует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.
Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых преимущественно обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам кроме бюджетных относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств — часть национального богатства.
Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны. Они привлекаются в форме государственных займов или поступают в форме репарационных платежей. В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов являются налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов.
Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства.
К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:
1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.
2. Поддержание макроэкономической и социально- политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран
на ранних стадиях развития применяли различные
способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.
3.Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.
4.Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.
5.Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.
2. Понятие бюджета, его функции и экономическое содержание
Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций. «Бюджет» — это слово заимствовано из Англии, где канцлер казначейства ежедневно приносил в парламент мешок с деньгами, который собственно и называется «бюджет», т. е. кожаный мешок.
С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения.
Бюджет — это центральное звено системы финансов. Поскольку финансы — система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет — это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет — основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не ограничивается.
В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:
1)роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;
2)предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 г., государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства — это консолидированный бюджет России.
Статья 6 Бюджетного кодекса определят бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ». Поэтому бюджет государства — это федеральный бюджет плюс бюджет 89 субъектов Федерации.
По объему консолидированный бюджет России представляет собой сумму, превышающую федеральный бюджет в два раза.
Бюджет государства — основа экономической системы. От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики в свою очередь зависит состояние бюджета.
По экономическому содержанию бюджет государства — часть созданного ВВП. Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. Главным элементом экономической стратегии государства является определение того, какая часть ВВП будет направлена в бюджет. Чем выше уровень централизации в экономике, тем выше удельный вес бюджета в ВВП, тем выше степень государственного регулировании в экономике. Начиная с 1992 г. удельный вес бюджетов в ВВП ежегодно снижается, и в 2002 г. этот показатель составил 38,3 %.
В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес бюджетов в ВВП составляет 20 — 25 %. Анализ, проведенный Институтом экономического анализа, доказывает, что чем ниже удельный вес бюджета в ВВП, т. е. чем меньше бюджет берет на себя регулирующую функцию, тем выше темпы экономического развития той или иной страны.
Сущность любой финансово-экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету присущи следующие функции:
1)образование основного централизованного фонда денежных средств;