Функция денег как меры стоимости 5 страница

Сочетание элементов финансового механизма обра­зует конструкцию финансового механизма, которая при­водится в движение путем установления количествен­ных параметров каждого его элемента, т. е. определе­ние ставок и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т. д.

Количественные параметры и разнообразные спосо­бы их определения являются наиболее мобильной час­тью финансового механизма, так как чаще всего под­вергаются корректировке.

Формируя финансовый механизм, государство стре­мится обеспечить его наиболее полное соответствие тре­бованиям финансовой политики того или иного перио­да, при этом сохраняется постоянное стремление к наи­более полной увязке финансового механизма и его ин­тересов, что является залогом эффективности финан­совой политики.

4. Управление финансами

Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление присуще всем сферам человеческой де­ятельности. Одной из важнейших областей управлен­ческой деятельности является управление финансами. Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эф­фективного распределения (перераспределения) финан­совых ресурсов.

В любой управляемой системе выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществля­ют управление.

В соответствии с классификацией финансовых от­ношений по их сферам выделяют три основные груп­пы, которые и принимаются в качестве объектов управ­ления:

1)финансы предприятий, учреждений и организаций;

2)страховые отношения;

3)государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1)финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

2)страховые органы;

3)финансовые органы и налоговые инспекции.
Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансам и, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следую­щие функциональные элементы:

1)финансовое планирование;

2)стратегическое и оперативное управление;

3)финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе финансового с планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направле­ния их использования. Финансовое планирование ос­новывается на анализе финансовой информации, в пер­вую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

К финансовой информации предъявляются опреде­ленные требования, основное из которых полезность, под которой понимаются ее уместность, достоверность,

понятность и сопоставимость; наличие необходимых эле­ментов, а также использование определенных принци­пов (в том числе и ограничительных) включения дан­ных в отчетность.

Составными частями финансового планирования являются бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определе­нии финансовых ресурсов на перспективу, установле­нии объема финансовых ресурсов на реализацию целе­вых программ и т. д.

Стратегическое управление финансами в нашей стра­не осуществляют Государственная Дума, аппарат Пре­зидента РФ, Министерство финансов РФ и другие орга­ны государственной власти и управления.

Под оперативным управлением финансами понима­ется совокупность мер, разрабатываемых на основе опе­ративного анализа складывающейся финансовой ситуа­ции и направляемых на получение максимального эф­фекта при минимуме затрат от перераспределения фи­нансовых ресурсов. Оперативное управление финансами сводится к маневрированию финансовыми ресурсами в целях решения конкретных задач текущего периода.

Оперативное управление финансами в нашей стра­не осуществляют Министерство финансов РФ, финан­совые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организа­ций, финансовые службы предприятии, учреждений и организаций.

На стадии оперативного управления финансами дей­ствует финансовый контроль, который помогает сопо­ставить фактические результаты использования финан­совых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы / роста финансовых ресурсов и определить пути их наи­более эффективного использования. Финансовый конт­роль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

5. Сущность финансового контроля

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Под финансовым контролем понимают совокупность действий и операций законодательных и исполнитель­ных органов власти, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятель­ности всех экономических субъектов в лице государ­ства, предприятий, учреждений и организаций, а так­же оценке эффективности финансовых операций и це­лесообразности произведенных расходов. Другими сло­вами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых дей­ствий, но и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансо­вых отношений. Исторически он возник как государствен­ный контроль над расходованием средств государствен­ной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъекта­ми хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производ­ства, сопровождая процесс движения денежных фон­дов. Объектом финансового контроля выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения, отчисления на различные цели и в фонды.

Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от:

— субъектов контроля;

— времени осуществления контроля;

— методов проведения контроля;

—степени охвата материала;

—характера материала, на основе которого осуществляется контроль.

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1)государственный финансовый контроль;

2)внутрихозяйственный финансовый контроль;

3)общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.

Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомствен­ных предприятий и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной сферы эко­номики со стороны государства затрагивает только вы­полнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расхо­довании выделенных им бюджетных субсидий и кре­дитов, а также соблюдение установленных правитель­ством правил организации денежных расчетов, веде­ние учета и отчетности.

В связи с политическими и экономическими преоб­разованиями в РФ изменилась и система финансового контроля. Так, новая система политической власти в стране вызвала появление новой формы контроля — президентского контроля, направленного, в том числе, на сферу финансовых отношений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуще­ствляется финансовыми службами предприятий, учреж­дений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т. д.). Объектом контроля выступает произ­водственная и финансовая деятельность самого пред­приятия в целом, а также его структурных подразде­лений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко при­менялся в советское время. Его осуществляли на доб­ровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время обществен­ный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такую форму фи­нансового контроля, как контроль со стороны коммер­ческих банков за финансовым состоянием предприя­тий-клиентов.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фир­мы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Аудит в таком понимании представляет собой ревизию деятельности компании за определенный период времени в соответствии с уста­новленными стандартами бухгалтерского учета и пра­вилами ревизии. Такая проверка в определенной сте­пени способствует уменьшению риска, связанного с принятием неправильного решения на основе неточной, неполной или неверной информации.

Условием проведения аудиторских проверок явля­емся независимость проверяющего от руководства ро­веряемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

2. В зависимости от времени" проведения финансо­вый контроль бывает предварительным, текущим и по­следующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций с це­лью предупреждения финансовых нарушений. Приме­ром такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, а также финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей экономи­ки страны. На микроуровне это процесс разработок финансовых планов и смет, кредитных и кассовых за­явок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, а также учредительных догово­ров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых опера­ций в целях предупреждения злоупотреблений при по­лучении и расходовании средств, в целях соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществ­ления расчетов. В осуществлении текущего контроля важную роль играют бухгалтерские службы. Последу­ющий финансовый контроль проводится путем анали­за бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

3. По методам проведения финансового контроля (т. е. приемам и способам осуществления) различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной докумен­тации, балансовых и расходных документов. В процес­се проверок рассматриваются отдельные вопросы фи­нансовой деятельности и намечаются меры для устра­нения негативных последствий.

Обследования, в отличие от проверок, охватывают более широкий Спектр финансово-экономических по­казателей субъекта в целях определения его финансо­вого состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает де­тальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финан­сового состояния и обеспеченности собственным капи­талом и эффективности его использования.

Ревизия представляет собой проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

4.В зависимости от степени охвата данных финан­совый контроль может быть полным (комплексным, сплошным) или частичным (тематическим, выбороч­ным).

5.В зависимости от срочности — плановым или вне­плановым.

6.По характеру материала, на основе которого осу­ществляется финансовый контроль, различают доку­ментальные и фактические проверки.

Для проведения любого вида финансового контроля составляется программа, в которой указываются цель, объект, тема и основные вопросы проверки.

7. Задачи финансового контроля

Задачами финансового контроля являются:

1)содействие сбалансированности между потребно­стью в финансовых ресурсах и размерами денеж­ных доходов и фондов народного хозяйства;

2)обеспечение своевременности и полноты выпол­нения финансовых обязательств перед государ­ственным бюджетом;

3)выявление внутрипроизводственных резервов ро­ста финансовых ресурсов, в том числе по сниже­нию издержек и повышению рентабельности;

4)содействие рациональному расходованию матери­альных ценностей и денежных ресурсов на пред-


приятиях, в организациях и бюджетных учреж­дениях;

5)содействие правильному ведению бухгалтерско­го учета и отчетности;

6)обеспечение соблюдения действующего законода­тельства и нормативных актов, в том числе в об­ласти налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм собственности;

7)содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валют­ным операциям.

8. Государственный финансовый контроль в РФ

В условиях рыночной экономики, особенно по мере усиления ее социальной ориентации, усложняются и воз­растают контрольно-финансовые функции государства.

В нашей стране до и после революции существова­ло понимание того, что государственный финансовый контроль является одной из важных функций управ­ления страной. До и после 1917 г. в стране всегда име­лись мощные органы финансового контроля, имевшие достаточно широкие права и полномочия для пресече­ния различных финансовых злоупотреблений и нару­шений. В настоящее время в РФ нет единого органа государственного финансового контроля.

Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей тер­ритории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-на­логовой дисциплины. Президентский контроль осуще­ствляется в соответствии с Конституцией РФ посред­ством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.

Функции финансового контроля выполняет также Главное Контрольное управление Президента РФ, яв­ляющееся структурным подразделением Администра­ции Президента и действующее на основе Указа Пре­зидента РФ «О мерах по обеспечению государственно­го финансового контроля в Российской Федерации».

Функции Главного Контрольного управления Пре­зидента РФ заключаются в контроле за деятельностью:

—органов надзора при федеральных органах испол­нительной власти;

—подразделений Администрации Президента; органов исполнительной власти субъектов Феде­рации (рассмотрение жалоб и обращений граж­дан и юридических лиц).

Главное Контрольное управление Президента РФ взаимодействует со всеми органами исполнительной вла­сти и наделено правом:

—требовать от руководителей государственных ор­ганов, организаций и предприятий, независимо от формы собственности, предоставления любой документации и информации, необходимой для проведения проверок;

—привлекать к проверкам специалистов и предста­вителей правоохранительных органов;

—вносить на рассмотрение Президента предложе­ния по результатам проверок;

- направлять предписания об устранении финан­совых нарушений (но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям). Органы исполнительной власти всех уровней осу­ществляют финансовый контроль в пределах своих пол­номочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона РФ «О Правительстве Россий­ской Федерации» от 17 декабря 1997 г. контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные комитеты и комиссии, функциями которых явля­ются проверка правильности и полноты предусмотрен­ных в проекте бюджета государственных доходов и рас­ходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Феде­рации — Комитет по бюджету, финансовому, валютно­му и кредитному регулированию.

Парламент может осуществлять выборочную про­верку через специальные отраслевые комитеты и ко­миссии деятельности министерств, ведомств и государ­ственных, комитетов. Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через Счетную палату. Счетная палата является специально созданным Советом Федерации и Государственной Ду­мой контрольным органом и действует на основании Федерального закона «О счетной палате РФ» от 11 ян­варя 1995 г. Аналогичные счетные палаты создаются и на региональном уровне.

Следующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, явля­ется Министерство финансов РФ. Министерство фи­нансов РФ обеспечивает проведение единой финансо­вой политики и координирует деятельность в этой сфе­ре иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина РФ в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно- ревизионным управлением с его террито­риальными и местными органами.

Структурным подразделением Министерства финан­сов РФ является Главное управление Федерального каз­начейства. Главной задачей Федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюдже­та РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме вышеуказанных органов государственный финансовый контроль в РФ осуществляют Министер­ство по налогам и сборам РФ, Федеральная служба на­логовой полиции РФ и Государственный таможенный Комитет РФ. Само понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя контроль:

—за исполнением федерального бюджета;

—за исполнением бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

—за организацией денежного обращения;

—за использованием кредитных ресурсов;

—за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

—за состоянием государственных резервов;

—за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Кроме того, в задачи государственного финансово­го контроля входит контроль:

—за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и за­емных средств, направляемых на финансирова­ние федерального бюджета;

—за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целе­вому назначению, в том числе выплату пенсий, стипендий, пособий и др.

Государственные контрольно-финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические провер­ки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях, которые ис­пользуют средства федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается значение финансовой политики?

2.Каковы задачи финансовой политики?

3.Какова роль финансового механизма в реализации финансовой политики?

4.В чем заключается специфика управления финан­сами?

5.В чем сущность финансового контроля?

6.Каковы принципы классификации финансового кон­троля?

7.Назовите основные задачи финансового контроля.

8.Какова структура государственного финансового контроля в РФ?

Тема 7. Государственные финансы

1.Понятие и сущность государственных финансов.

2.Понятие бюджета, его функции и экономическое содержа­ние.

3.Бюджетная система РФ.

4.Бюджетное планирование.

5.Бюджетный процесс.

6.Бюджетная классификация.

7. Бюджетный федерализм.

1. Понятие и сущность государственных финансов

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодей­ствуют механизмы общественного и частного регули­рования. Экономической основой, на которой держит­ся вся система государственного участия в хозяйствен­ной жизни страны, являются государственные финан­сы. Это важнейший инструмент реализации экономи­ческой политики правительства. Можно сказать, что сама экономическая политика больше чем на полови­ну состоит из финансовой и денежно-кредитной.

Государственные финансы являются важнейшим ры­чагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределе­ния. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализован­ ных денежных фондов, управляемых государственны­ ми органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственные фонды образуются главным обра­зом за счет изъятия через налогообложение части до­ходов из других подсистем финансовой системы. В со­став государственных финансов входят различные обо­собленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финан­сов играют межбюджетные отношения. Они складыва­ются на федеральном, региональном и местном уров­нях. Посредством межбюджетных отношений государ­ство формирует значительную часть национального дохода.

Государство не только формирует финансовые ре­сурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких эко­номических формах, как государственные доходы и го­сударственные расходы.

Государственные доходы представляют собой фи­нансовые отношения государства с физическими и юри­дическими лицами по поводу формирования централи­зованных фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.

В составе централизованных государственных дохо­дов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых преимущественно обеспечивается решение ос­новных государственных социально-экономических задач.

К централизованным государственным доходам кро­ме бюджетных относятся финансовые ресурсы государ­ственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюд­жетные фонды имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждения­ми. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального стра­хования РФ.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при на­ступлении чрезвычайных обстоятельств — часть наци­онального богатства.

Национальный доход и часть национального богат­ства представляют собой внутренние источники госу­дарственных доходов. Под внешними источниками го­сударственных доходов понимается национальный до­ход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны. Они привлекаются в форме госу­дарственных займов или поступают в форме репарационных платежей. В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов являются на­логи, займы, эмиссии. Совокупность всех видов госу­дарственных доходов составляет систему государствен­ных доходов.

Основными задачами системы государственных до­ходов являются как фискальные, так и в целом эконо­мические задачи.

Государственные расходы представляют собой фи­нансовые отношения государства, обусловленные ис­пользованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Под государственными расходами понимаются пря­мые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства.

К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.

2. Поддержание макроэкономической и социально- политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран
на ранних стадиях развития применяли различные
способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.

3.Финансирование основных социальных услуг, под­держка слабо защищенных групп населения. Госу­дарственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицин­ского и социального страхования.

4.Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С разви­тием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использо­вать свои преимущества.

5.Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.

2. Понятие бюджета, его функции и экономическое содержание

Бюджет необходим всем государствам для реализа­ции их политических, экономических и социальных функций. «Бюджет» — это слово заимствовано из Анг­лии, где канцлер казначейства ежедневно приносил в парламент мешок с деньгами, который собственно и называется «бюджет», т. е. кожаный мешок.

С помощью бюджета осуществляется главная зада­ча фактического сопоставления потребностей государ­ства и средств для их удовлетворения.

Бюджет — это центральное звено системы финан­сов. Поскольку финансы — система денежных отноше­ний, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет — это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет — основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не огра­ничивается.

В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:

1)роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодатель­ном порядке;

2)предположительное исчисление ожидаемых рас­ходов и доходов государства, учреждения или от­дельного лица на определенный срок.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназна­ченных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетное законодательство и бюджетная практи­ка различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 г., государственный бюджет носит название феде­рального. Бюджет государства — это консолидирован­ный бюджет России.

Статья 6 Бюджетного кодекса определят бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ». Поэтому бюджет государства — это федеральный бюд­жет плюс бюджет 89 субъектов Федерации.

По объему консолидированный бюджет России пред­ставляет собой сумму, превышающую федеральный бюд­жет в два раза.

Бюджет государства — основа экономической сис­темы. От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики в свою очередь зависит состояние бюджета.

По экономическому содержанию бюджет государ­ства — часть созданного ВВП. Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, ко­торые полностью или частично могут направляться в бюджет. Главным элементом экономической стратегии государства является определение того, какая часть ВВП будет направлена в бюджет. Чем выше уровень центра­лизации в экономике, тем выше удельный вес бюдже­та в ВВП, тем выше степень государственного регули­ровании в экономике. Начиная с 1992 г. удельный вес бюджетов в ВВП ежегодно снижается, и в 2002 г. этот показатель составил 38,3 %.

В странах с развитой рыночной экономикой удель­ный вес бюджетов в ВВП составляет 20 — 25 %. Ана­лиз, проведенный Институтом экономического анали­за, доказывает, что чем ниже удельный вес бюджета в ВВП, т. е. чем меньше бюджет берет на себя регулиру­ющую функцию, тем выше темпы экономического раз­вития той или иной страны.

Сущность любой финансово-экономической катего­рии, в том числе и бюджета, проявляется в ее функци­ях. Бюджету присущи следующие функции:

1)образование основного централизованного фонда денежных средств;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: