Однако наличие в истории подобных фактов не может служить основанием для искусственного расширения сферы финансовых отношений.
Эпоха преимущественного изъятия части общественного продукта в натуральной форме с позиции рассматриваемого вопроса не должна абсолютизироваться. Она всего лишь свидетельствует: во-первых, о неразвитости товарно-денежных отношений в обществе, во-вторых, о том, что нарождающееся государство как орган управления данной территориальной общностью не выполняло экономической (перераспределительной) функции, потребности, в осуществлении которой в тот момент просто не существовало.
По мере того, как товарно-денежные отношения в обществе развивались и укреплялись, расширялись, усложнялись и функции государства. В первую очередь усиливалась необходимость осуществления последним экономической функций, связанной с обеспечением эффективной структуры общественного производства в рамках единой экономической системы. В этих условиях роль денежных платежей в формировании доходов государства резко возросла, а натуральных платежей, естественно, снизилась и в конечном счете сошла на нет.
|
|
Финансы проявляют себя через реальное движение денежных средств, но они не тождественны деньгам. Деньги — лишь основа и необходимое условие существования финансов. Возникнув из обмена и являясь его инструментом в качестве всеобщего эквивалента, деньги в своем развитом виде обслуживают также и самостоятельное функционирование стоимости. Обусловлено это тем, что деньги, как обособившаяся меновая стоимость, проявляют себя двояко: то вступают в обращение, обслуживая акты купли-продажи товаров (Д—Т, Т—Д); то выходят из него, отрицая себя как меру стоимости и средство обращения.
Выйдя из обращения, деньги олицетворяют стоимость, получившую относительно самостоятельное существование и распределяемую между субъектами воспроизводственного процесса в соответствии с общественными законами. В ходе стоимостного распределения возникают разнообразные денежные отношения, в том числе и те, что составляют экономическое содержание финансов. Отсюда финансы — это такая экономическая форма общественных отношений, которая, хотя и связана с существованием денег, но производна от денежной формы стоимости. Движение стоимости в ее денежной форме — экономическая основа функционирования финансов. Не случайно и сам термин «финансы» исторически возник для обозначения именно денежного платежа.
2. Признаки финансов
Финансы выражают денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства в рамках экономической системы.
|
|
Указание на денежный характер финансовых отношений — существенный признак финансов. Он позволяет четко ограничить сферу их действия, оставляя за ее пределами все натуральные отношения.
Однако денежный характер финансовых отношений, хотя и существенный, но недостаточный признак для того, чтобы полностью отразить специфику финансов. Дело в том, что, как известно, денежный характер проявления присущ всем стоимостным категориям, обслуживающим воспроизводственный процесс. Поэтому в данном случае необходима конкретизация той части денежных отношений, которая относится исключительно к сфере компетенции финансов. Эта наиболее сложная теоретическая проблема до сих пор не нашла своего окончательного решения в рамках отечественной экономической науки.
В западной экономической литературе и практике финансы изначально трактуются как публичные общественные (государственные) финансы. В отечественной финансовой науке вопрос о тесной взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости финансов и государства впервые поднял профессор Э.А. Вознесенский и развил профессор Б.М. Сабанти.
Как известно, государственная форма организации общества, пришедшая на смену родовой общине, лишь законодательно оформила в своих рамках, во-первых, активно существующие к тому времени товарно-денежные отношения, во-вторых, процесс первичного распределения стоимости создаваемого в обществе совокупного общественного продукта, осуществляемый согласно объективным законам материального производства.
Однако финансам, как категории надстройки, нет места в процессе первичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. Более того, до момента начала выполнения государством всей совокупности возложенных на него функций, нет необходимости и объективных причин для появления финансовых отношений.
Потребность в государственной форме управления обществом появляется на вполне определенной стадии его исторического развития.
Прежде всего появление государства обусловлено тем фактом, что общество окончательно «запуталось» в объективных противоречиях, решить которые самостоятельно, без специального органа-надстройки, способного устанавливать и контролировать единые и обязательные для всех членов общества «правила игры», оно уже не в состоянии.
Поскольку государство— это не абстрактная территориальная общность, а конкретный орган управления ею, постольку в первую очередь оно нуждается в формировании действенной структуры своих институтов, призванных формулировать, реализовывать на практике и контролировать выполнение собственно государственной политики.
Для обеспечения материальной основы функционирования своего аппарата, осуществляющего выполнение государственных функций, требуются деньги, взять которые государству изначально негде.
Таким образом, с возникновением государства в обществе появляется объективная потребность в формировании системы перераспределительных отношений, которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную форму.
Тесная взаимообусловленность финансов и государства позволяет сформулировать еще ряд важнейших специфических признаков данной экономической категории: финансовыми являются те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций и имеют государственную форму проявления.
Итак, можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные финансы и финансы регионов.
|
|
Для публичных финансов характерными признаками являются:
—денежный характер отношений;
—безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
—принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;
—отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.
Отличительным признаком финансовых отношений является то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, — децентрализованными.
Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.
Таким образом, финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
|
|
3. Функции финансов
Сущность экономической категории полнее и глубже раскрывается в ее функциях. Исходя из этого функция характеризуется тем, что, во-первых, всегда производна от сущности, которую она выражает, и, во-вторых, всегда объективна, так как предопределена общественным назначением самой категории.
Будучи способом проявления сущности, функция реализует те свойства, которые характеризуют саму экономическую категорию. Поэтому в функциях полнее раскрывается экономическая природа категории, проявляется ее специфическое общественное назначение. Именно функции показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение соответствующей экономической категории.
Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения; их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять денежную форму стоимости общественного продукта между разными субъектами хозяйствования, разными органами власти и различными направлениями целевого использования, снабжая субъектов хозяйствования и субъектов власти необходимыми им денежными средствами. Эта сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляет себя прежде всего с помощью распределительной функции. С ее помощью реализуется общественное назначение финансов — обеспечить каждого субъекта хозяйствования и каждого субъекта власти необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми, как правило, в форме денежных фондов целевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступает стоимость валового внутреннего продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно распределительная функция финансов позволяет осуществить распределение вновь созданной стоимости и на этой основе сформировать различные виды денежных доходов (прибыль, налог на добавленную стоимость, социальный налог и др.); в орбиту действия распределительной функции попадают амортизационный фонд и излишки оборотных средств, т. е. элементы фонда возмещения; наконец, благодаря финансам в распределение вовлекается также и часть национального богатства.
Наряду с распределительной функцией финансам присуща и другая — контрольная функция. Ее наличие обусловлено тем, что финансы, будучи связанными с движением денежной формы стоимости общественного продукта, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его стадии. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса, или между разными стадиями воспроизводства образуются разрывы, своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т. д. Эта способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» обо всех неполадках и отклонениях в нем, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.
Изложенный взгляд на функции финансов, их количество и название признается многими российскими учеными (Д.А. Аллахвердян, В.П. Дьяченко, Д.С. Моляков и др.)- Вместе с тем существует достаточно большой разброс мнений, характеризующих позицию наших экономистов по вопросу о функциях, выполняемых финансами.
Наряду с распределительной и контрольной функциями отечественные экономисты называют в своих публикациях такие функции, как стимулирующая, регулирующая, стабилизирующая, формирования денежных доходов (фондов), использования денежных доходов (фондов) и др. (Александров A.M., Дробозина Л.А., Сергеев П.И.). Некоторые ученые возражают против наделения финансов распределительной функцией (Вознесенский Э.А., Сабанти Б.М., Сычев Н.Г.).
4. Система финансов
При своем общем принципиальном единстве формы организации и внешнее проявление финансовых отношений различны. В этом плане можно говорить о системе финансов.
Система финансов есть совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей объективной категории — «финансы», но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов, во-вторых, различной ролью в общественном воспроизводстве и экономической системе страны в целом.
Понятие «система финансов» следует отличать от финансовой системы, которая представляет собой лишь совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.
В своем историческом развитии система финансов прошла длительную эволюцию.
В период зарождения финансовых отношений система финансов ограничивалась, как правило, только одним звеном — государственным бюджетом.
В условиях классического капитализма система финансов большинства западных цивилизованных государств, а также России, состояла из двух основных звеньев"— государственного бюджета и местных финансов.
В целом количество звеньев системы финансов остается статичным, неизменным до тех пор, пока последняя позволяет государству с достаточной степенью эффективности формировать необходимые для осуществления своей деятельности фонды денежных средств.
Поэтому совершенно естественно, что по мере усложнения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом происходило усиление роли и значения государства в регулировании экономических процессов. Соответственно росли и число выполняемых им функций, а также потребность в дополнительных денежных средствах.
В результате и под влиянием всех этих процессов система финансов продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, таких, например, как финансы государственных предприятий), так и качественно, путем создания дополнительных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев (например, государственное страхование; государственный кредит и т. д.).
В СССР существовавшая система финансов состояла из трех основных звеньев — общегосударственных финансов; финансов отраслей народного хозяйства; кредита в различных его формах и отражала не объективную роль финансов в экономической системе страны, а реально складывающиеся в обществе экономические процессы, организуемые и регулируемые в административном порядке.
Функциональное построение системы финансов должно удовлётворять следующим основным принципам:
—каждое звено системы финансов, взятое в отдельности, не может охватывать более широкий круг денежных отношений, нежели это характерно для общей категории;
—система финансов, взятая в целом, в каждый конкретный момент должна в точности соответствовать принципиальным сущностным характеристикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории. В настоящее время систему финансов можно представить в виде укрупненной трехзвенной модели:
Система финансов | ||
Общегосударственные финансы | Финансы регионов | Финансы предприятий, организаций, учреждений |
Высшим звеном системы финансов являются общегосударственные финансы.
Центральным звеном общегосударственных финансов выступает государственный бюджет, представляющий собой главный централизованный фонд государства. Посредством функционирования государственного бюджета государство мобилизует и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. В государственном бюджете находят свое концентрированное выражение все основные источники доходов и расходов государства:
—государственный бюджет;
—внебюджетные фонды;
—государственный кредит;
—фонды страхования.
В состав общегосударственных финансов входят также государственный кредит и система специальных (внебюджетных) и целевых фондов: Фонд государственного социального страхования; Пенсионный фонд; Фонд занятости; фонды страхования и др.
Следующее звено системы финансов — финансы регионов. Это относительно новое понятие для российской экономики. С 1938 г., когда все местные бюджеты вошли в единую систему государственного бюджета страны, региональные финансы как самостоятельная категория перестали существовать.
Региональные бюджеты не только входили в состав единого государственного бюджета страны, но и играли исключительно подчиненную, вспомогательную роль.
Децентрализация экономических отношений в обществе существенно повысила самостоятельность и роль региона в осуществлении общей экономической политики государства, соответственно возросли роль и значение региональных финансов.
В состав региональных финансов помимо региональных бюджетов обычно включаются: система местных налогов и займов, региональные внебюджетные фонды ИТ. д.
Специфическим звеном системы финансов являются финансы предприятий, организаций, учреждений, представляющие собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Такое положение данной сферы обусловлено тем, что она обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные ценности и нематериальные блага, формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. От состояния финансов предприятий, их нормального бесперебойного функционирования зависит поступательное развитие общества, благосостояние его граждан. Й наоборот — финансовая неустойчивость субъектов хозяйствования, нехватка у них финансовых ресурсов приводят к нарушению ритма их функционирования, к потерям и убыткам, к свертыванию производства и сферы обслуживания, а в конечном итоге при неверно принятых мерах — и к финансовому кризису.
Решающее влияние финансов предприятий обусловлено тем, что именно здесь происходит первичное формирование денежных доходов и накоплений, образование тех самых финансовых ресурсов, которые затем перераспределяются с помощью публичных финансов.
Контрольные вопросы
1.В чем сущность финансов?
2.Каковы признаки финансов?
3.Назовите функции финансов.
4.В чем отличие «системы финансов» от «финансовой системы»?
Тема 6. Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль
1.Содержание и значение финансовой политики.
2.Инструменты и задачи финансовой политики.
3.Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
4.Управление финансами.
5.Сущность финансового контроля.
6.Принципы классификации финансового контроля.
7.Задачи финансового контроля.
8.Государственный финансовый контроль в РФ.
1. Содержание и значение финансовой политики
В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика.
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности и мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и, в конечном счете — создания условий для экономической стабилизации и прогресса общества.
Содержание финансовой политики включает в себя:
1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов;
2)определение основных направлений их использования;
3)разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.
Под финансовой стратегией понимается долговременный курс государства в области финансов, в ходе которого предусматривается решение крупномасштабных задач.
Под финансовой тактикой понимается решение задач конкретного этапа развития посредством своевременной перегруппировки финансовых связей.
Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечение стабильных темпов экономического развития.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
Мировой практикой доказано, что:
—налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;
—основой налоговой базы должны выступать прямые налоги;
—превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;
—косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;
—высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;
—в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
2. Инструменты и задачи финансовой политики
Инструменты финансовой политики:
1)управление дефицитом бюджета;
2)прямое и косвенное налогообложение;
3)бюджетные расходы.
Основными задачами финансовой политики являются:
1)создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ресурсов;
2)поддержание определенного уровня экономической активности в стране.
Финансовая политика содержит два основных аспекта:
1)макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с проблемой бюджетного дефицита;
2)распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Под дефицитом государственного бюджета понимается превышение правительственных расходов над доходами.
Дефицит бюджета сам по себе не является событием чрезвычайного характера. Нет ни одной страны, которая на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста государственных расходов над доходами является обоснованным, и дефицит бюджета отражает государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Дефицит государственного бюджета может быть вызван чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами), когда государственных резервов оказывается недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам.
Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и соответствующие политические решения.
Вообще, в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит в количественно допустимых границах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, т. е. сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, на налогоплательщиков или сопровождаться сокращением социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не выше 2—3 %.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются:
1) кредиты Центрального банка России;
2)займы у частного сектора;
3)иностранные кредиты.
1. Кредиты Центрального банка России автоматически увеличивают его активы и обмен денежной массы в обращении. Постоянное кредитование бюджета Центральным банком приводит в конечном итоге к инфляции.
2. Второй источник — займы у частного сектора наиболее предпочтителен. Правительство обращается к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства. Если доходность по ним будет сравнима с доходностью по другим инвестициям, то частный сектор будет заинтересован в приобретении государственных ценных бумаг. Кроме того, государственные ценные бумаги привлекательны для
инвесторов своей надежностью. Их даже называют безрисковыми, хотя абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует и вложения в государственные ценные бумаги также связаны с риском. Финансирование дефицита бюджета посредством размещения государственных ценных бумаг имеет определенные недостатки. Так, например, при чрезмерном размещении государственных долговых обязательств от других инвестиционных проектов отвлекаются значительные ресурсы частного бизнеса, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономического потенциала страны.
Надо, отметить, что для широкого размещения государственных долговых обязательств также необходимо функционирование в стране рынка ценных бумаг с хорошо развитой инфраструктурой.
3. Внешнее финансирование, под которым понимаются внешние займы и кредиты, является привлекательным, но проблематичным. Во-первых, получение внешних кредитов связано с принятием правительством страны соответствующих обязательств, что в определенной степени ограничивает его самостоятельность в вопросах макроэкономической политики. Во-вторых, обслуживание внешнего долга также является достаточно тяжелым бременем для экономики страны.
Одним из способов финансирования дефицита бюджета можно считать невыполнение государством своих обязательств, в том числе задержка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, задержка выплаты пенсий, социальных пособий, невыполнение правительством обязательств по финансированию утвержденных государственных (в том числе социальных) программ. Подобные действия серьезно подрывают доверие к правительству со стороны населения и хозяйствующих субъектов.
3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношении, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.
Структура финансового механизма достаточно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность взаимосвязей предопределяет применение большого числа элементов финансового механизма. Сферы и звенья финансового механизма отличаются различной степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Так, например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, а также разнообразных направлений использования средств и методов финансирования.