Функция денег как меры стоимости 4 страница

Однако наличие в истории подобных фактов не мо­жет служить основанием для искусственного расширения сферы финансовых отношений.

Эпоха преимущественного изъятия части обществен­ного продукта в натуральной форме с позиции рассмат­риваемого вопроса не должна абсолютизироваться. Она всего лишь свидетельствует: во-первых, о неразвитос­ти товарно-денежных отношений в обществе, во-вто­рых, о том, что нарождающееся государство как орган управления данной территориальной общностью не выполняло экономической (перераспределительной) функции, потребности, в осуществлении которой в тот момент просто не существовало.

По мере того, как товарно-денежные отношения в обществе развивались и укреплялись, расширялись, ус­ложнялись и функции государства. В первую очередь усиливалась необходимость осуществления последним экономической функций, связанной с обеспечением эф­фективной структуры общественного производства в рамках единой экономической системы. В этих усло­виях роль денежных платежей в формировании дохо­дов государства резко возросла, а натуральных платежей, естественно, снизилась и в конечном счете сошла на нет.

Финансы проявляют себя через реальное движение денежных средств, но они не тождественны деньгам. Деньги — лишь основа и необходимое условие суще­ствования финансов. Возникнув из обмена и являясь его инструментом в качестве всеобщего эквивалента, деньги в своем развитом виде обслуживают также и самостоятельное функционирование стоимости. Обу­словлено это тем, что деньги, как обособившаяся мено­вая стоимость, проявляют себя двояко: то вступают в обращение, обслуживая акты купли-продажи товаров (Д—Т, Т—Д); то выходят из него, отрицая себя как меру стоимости и средство обращения.

Выйдя из обращения, деньги олицетворяют сто­имость, получившую относительно самостоятельное су­ществование и распределяемую между субъектами вос­производственного процесса в соответствии с обществен­ными законами. В ходе стоимостного распределения возникают разнообразные денежные отношения, в том числе и те, что составляют экономическое содержание финансов. Отсюда финансы — это такая экономическая форма общественных отношений, которая, хотя и свя­зана с существованием денег, но производна от денеж­ной формы стоимости. Движение стоимости в ее де­нежной форме — экономическая основа функциони­рования финансов. Не случайно и сам термин «финан­сы» исторически возник для обозначения именно де­нежного платежа.

2. Признаки финансов

Финансы выражают денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства в рамках экономической системы.

Указание на денежный характер финансовых отно­шений — существенный признак финансов. Он позво­ляет четко ограничить сферу их действия, оставляя за ее пределами все натуральные отношения.

Однако денежный характер финансовых отношений, хотя и существенный, но недостаточный признак для того, чтобы полностью отразить специфику финансов. Дело в том, что, как известно, денежный характер про­явления присущ всем стоимостным категориям, обслу­живающим воспроизводственный процесс. Поэтому в данном случае необходима конкретизация той части денежных отношений, которая относится исключитель­но к сфере компетенции финансов. Эта наиболее слож­ная теоретическая проблема до сих пор не нашла свое­го окончательного решения в рамках отечественной экономической науки.

В западной экономической литературе и практике финансы изначально трактуются как публичные обще­ственные (государственные) финансы. В отечественной финансовой науке вопрос о тесной взаимосвязи, взаи­мообусловленности и взаимозависимости финансов и го­сударства впервые поднял профессор Э.А. Вознесенский и развил профессор Б.М. Сабанти.

Как известно, государственная форма организации общества, пришедшая на смену родовой общине, лишь законодательно оформила в своих рамках, во-первых, активно существующие к тому времени товарно-денеж­ные отношения, во-вторых, процесс первичного распре­деления стоимости создаваемого в обществе совокупно­го общественного продукта, осуществляемый согласно объективным законам материального производства.

Однако финансам, как категории надстройки, нет места в процессе первичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. Более того, до момента начала выполнения государством всей сово­купности возложенных на него функций, нет необхо­димости и объективных причин для появления финан­совых отношений.

Потребность в государственной форме управления обществом появляется на вполне определенной стадии его исторического развития.

Прежде всего появление государства обусловлено тем фактом, что общество окончательно «запуталось» в объективных противоречиях, решить которые самосто­ятельно, без специального органа-надстройки, способ­ного устанавливать и контролировать единые и обяза­тельные для всех членов общества «правила игры», оно уже не в состоянии.

Поскольку государство— это не абстрактная тер­риториальная общность, а конкретный орган управле­ния ею, постольку в первую очередь оно нуждается в формировании действенной структуры своих институ­тов, призванных формулировать, реализовывать на практике и контролировать выполнение собственно государственной политики.

Для обеспечения материальной основы функциони­рования своего аппарата, осуществляющего выполне­ние государственных функций, требуются деньги, взять которые государству изначально негде.

Таким образом, с возникновением государства в обществе появляется объективная потребность в формировании системы перераспределительных отношений, которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную форму.

Тесная взаимообусловленность финансов и государства позволяет сформулировать еще ряд важнейших специ­фических признаков данной экономической категории: финансовыми являются те денежные отношения, кото­рые обусловлены фактом существования государства, не­обходимостью обеспечения выполнения последним своих функций и имеют государственную форму проявления.

Итак, можно говорить о том, что изначально поня­тие «финансы» рассматривалось только в плоскости фор­мирования, а в дальнейшем и использования денеж­ных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила назва­ние «публичные финансы», которые в настоящее вре­мя включают в себя государственные финансы и фи­нансы регионов.

Для публичных финансов характерными признака­ми являются:

—денежный характер отношений;

—безвозмездный и безвозвратный характер плате­жей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

—принудительная со стороны государственных ор­ганов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъек­тами и населением;

—отношения перераспределения уже распределен­ного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Отличительным признаком финансовых отношений является то, что процесс перераспределения совокуп­ного общественного продукта сопровождается создани­ем различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, созда­ваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйству­ющих субъектов, — децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хо­зяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортиза­ционных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систе­му поступает в распоряжение государственных орга­нов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопле­ние и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регла­ментированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая кате­гория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе фор­мирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного об­щественного продукта.

3. Функции финансов

Сущность экономической категории полнее и глуб­же раскрывается в ее функциях. Исходя из этого фун­кция характеризуется тем, что, во-первых, всегда производна от сущности, которую она выражает, и, во-вто­рых, всегда объективна, так как предопределена обще­ственным назначением самой категории.

Будучи способом проявления сущности, функция ре­ализует те свойства, которые характеризуют саму эко­номическую категорию. Поэтому в функциях полнее раскрывается экономическая природа категории, про­является ее специфическое общественное назначение. Именно функции показывают, как, каким образом ре­ализуется общественное назначение соответствующей экономической категории.

Финансы являются объективно обусловленным ин­струментом стоимостного распределения; их специфи­ческое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять денежную форму сто­имости общественного продукта между разными субъек­тами хозяйствования, разными органами власти и раз­личными направлениями целевого использования, снаб­жая субъектов хозяйствования и субъектов власти не­обходимыми им денежными средствами. Эта сущность финансов как особой сферы распределительных отно­шений проявляет себя прежде всего с помощью рас­пределительной функции. С ее помощью реализуется общественное назначение финансов — обеспечить каж­дого субъекта хозяйствования и каждого субъекта вла­сти необходимыми ему финансовыми ресурсами, ис­пользуемыми, как правило, в форме денежных фондов целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступает стоимость валового внутреннего продукта (в ее денежной форме), а также часть нацио­нального богатства (принявшая денежную форму). Именно распределительная функция финансов позво­ляет осуществить распределение вновь созданной сто­имости и на этой основе сформировать различные виды денежных доходов (прибыль, налог на добавленную сто­имость, социальный налог и др.); в орбиту действия распределительной функции попадают амортизацион­ный фонд и излишки оборотных средств, т. е. элемен­ты фонда возмещения; наконец, благодаря финансам в распределение вовлекается также и часть националь­ного богатства.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и другая — контрольная функция. Ее нали­чие обусловлено тем, что финансы, будучи связанны­ми с движением денежной формы стоимости обществен­ного продукта, обладают свойством количественно (че­рез финансовые ресурсы и фонды) отображать воспро­изводственный процесс в целом и различные его ста­дии. Благодаря этому свойству финансы способны по­стоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственно­го процесса, или между разными стадиями воспроиз­водства образуются разрывы, своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т. д. Эта способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» обо всех неполадках и отклонениях в нем, позволяет система­тически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.

Изложенный взгляд на функции финансов, их ко­личество и название признается многими российскими учеными (Д.А. Аллахвердян, В.П. Дьяченко, Д.С. Моляков и др.)- Вместе с тем существует достаточно боль­шой разброс мнений, характеризующих позицию на­ших экономистов по вопросу о функциях, выполняе­мых финансами.

Наряду с распределительной и контрольной функ­циями отечественные экономисты называют в своих пуб­ликациях такие функции, как стимулирующая, регу­лирующая, стабилизирующая, формирования денеж­ных доходов (фондов), использования денежных дохо­дов (фондов) и др. (Александров A.M., Дробозина Л.А., Сергеев П.И.). Некоторые ученые возражают против на­деления финансов распределительной функцией (Воз­несенский Э.А., Сабанти Б.М., Сычев Н.Г.).

4. Система финансов

При своем общем принципиальном единстве формы организации и внешнее проявление финансовых отно­шений различны. В этом плане можно говорить о сис­теме финансов.

Система финансов есть совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принци­пиальным единством в рамках общей объективной ка­тегории — «финансы», но характеризующихся, во-пер­вых, своими специфическими особенностями в форми­ровании и использовании денежных фондов, во-вторых, различной ролью в общественном воспроизводстве и экономической системе страны в целом.

Понятие «система финансов» следует отличать от финансовой системы, которая представляет собой лишь совокупность конкретных финансовых органов и ин­ститутов, призванных на практике осуществлять реа­лизацию государственной финансовой политики.

В своем историческом развитии система финансов прошла длительную эволюцию.

В период зарождения финансовых отношений сис­тема финансов ограничивалась, как правило, только одним звеном — государственным бюджетом.

В условиях классического капитализма система фи­нансов большинства западных цивилизованных госу­дарств, а также России, состояла из двух основных зве­ньев"— государственного бюджета и местных финансов.

В целом количество звеньев системы финансов ос­тается статичным, неизменным до тех пор, пока после­дняя позволяет государству с достаточной степенью эф­фективности формировать необходимые для осуществ­ления своей деятельности фонды денежных средств.

Поэтому совершенно естественно, что по мере услож­нения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом про­исходило усиление роли и значения государства в ре­гулировании экономических процессов. Соответствен­но росли и число выполняемых им функций, а также потребность в дополнительных денежных средствах.

В результате и под влиянием всех этих процессов система финансов продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, та­ких, например, как финансы государственных пред­приятий), так и качественно, путем создания дополни­тельных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев (например, государственное стра­хование; государственный кредит и т. д.).

В СССР существовавшая система финансов состоя­ла из трех основных звеньев — общегосударственных финансов; финансов отраслей народного хозяйства; кредита в различных его формах и отражала не объек­тивную роль финансов в экономической системе стра­ны, а реально складывающиеся в обществе экономи­ческие процессы, организуемые и регулируемые в ад­министративном порядке.

Функциональное построение системы финансов должно удовлётворять следующим основным принципам:

—каждое звено системы финансов, взятое в отдель­ности, не может охватывать более широкий круг денежных отношений, нежели это характерно для общей категории;

—система финансов, взятая в целом, в каждый кон­кретный момент должна в точности соответство­вать принципиальным сущностным характерис­тикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории. В на­стоящее время систему финансов можно предста­вить в виде укрупненной трехзвенной модели:

Система финансов
Общегосударственные финансы Финансы регионов Финансы предприятий, организаций, учреждений

Высшим звеном системы финансов являются общегосударственные финансы.

Центральным звеном общегосударственных финан­сов выступает государственный бюджет, представляю­щий собой главный централизованный фонд государ­ства. Посредством функционирования государственно­го бюджета государство мобилизует и перераспределя­ет значительную часть финансовых ресурсов страны. В государственном бюджете находят свое концентри­рованное выражение все основные источники доходов и расходов государства:

—государственный бюджет;

—внебюджетные фонды;

—государственный кредит;

—фонды страхования.

В состав общегосударственных финансов входят также государственный кредит и система специальных (внебюджетных) и целевых фондов: Фонд государственного социального страхования; Пенсионный фонд; Фонд занятости; фонды страхования и др.

Следующее звено системы финансов — финансы ре­гионов. Это относительно новое понятие для российской экономики. С 1938 г., когда все местные бюдже­ты вошли в единую систему государственного бюджета страны, региональные финансы как самостоятельная категория перестали существовать.

Региональные бюджеты не только входили в состав единого государственного бюджета страны, но и играли исключительно подчиненную, вспомогательную роль.

Децентрализация экономических отношений в об­ществе существенно повысила самостоятельность и роль региона в осуществлении общей экономической поли­тики государства, соответственно возросли роль и зна­чение региональных финансов.

В состав региональных финансов помимо региональных бюджетов обычно включаются: система местных налогов и займов, региональные внебюджетные фонды ИТ. д.

Специфическим звеном системы финансов являют­ся финансы предприятий, организаций, учреждений, представляющие собой экономические отношения, воз­никающие в процессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресур­сов, привлечения внешних источников финансирова­ния, их распределения и использования.

Такое положение данной сферы обусловлено тем, что она обслуживает основное звено общественного про­изводства, где создаются материальные ценности и не­материальные блага, формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. От состояния финансов предприятий, их нормального бесперебойного функцио­нирования зависит поступательное развитие общества, благосостояние его граждан. Й наоборот — финансовая неустойчивость субъектов хозяйствования, нехватка у них финансовых ресурсов приводят к нарушению рит­ма их функционирования, к потерям и убыткам, к свер­тыванию производства и сферы обслуживания, а в ко­нечном итоге при неверно принятых мерах — и к фи­нансовому кризису.

Решающее влияние финансов предприятий обуслов­лено тем, что именно здесь происходит первичное фор­мирование денежных доходов и накоплений, образова­ние тех самых финансовых ресурсов, которые затем пе­рераспределяются с помощью публичных финансов.

Контрольные вопросы

1.В чем сущность финансов?

2.Каковы признаки финансов?

3.Назовите функции финансов.

4.В чем отличие «системы финансов» от «финансо­вой системы»?

Тема 6. Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль

1.Содержание и значение финансовой политики.

2.Инструменты и задачи финансовой политики.

3.Финансовый механизм и его роль в реализации финансо­вой политики.

4.Управление финансами.

5.Сущность финансового контроля.

6.Принципы классификации финансового контроля.

7.Задачи финансового контроля.

8.Государственный финансовый контроль в РФ.

1. Содержание и значение финансовой политики

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финан­совая политика.

Финансовая политика — это совокупность государ­ственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности и мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и исполь­зовании в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его фун­кций и, в конечном счете — создания условий для эко­номической стабилизации и прогресса общества.

Содержание финансовой политики включает в себя:

1) разработку научно обоснованной концепции раз­вития финансов;

2)определение основных направлений их исполь­зования;

3)разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долговре­менный курс государства в области финансов, в ходе которого предусматривается решение крупномасштаб­ных задач.

Под финансовой тактикой понимается решение задач конкретного этапа развития посредством свое­временной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика неразрывно связана с кредит­но-денежной политикой государства, которая представ­ляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечение стабильных темпов экономического разви­тия.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налого­вая, инвестиционная, социальная и таможенная поли­тика.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджет­ном кодексе, других законодательных актах, опреде­ляющих форму бюджетного устройства страны и рег­ламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расход­ной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера ре­шения этих вопросов зависит социально-экономичес­кая направленность бюджетной политики, тип постро­ения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в по­строении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются раз­нообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплатель­щиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены не­гативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Мировой практикой доказано, что:

—налоговая система должна быть открытой; уве­личение числа налогов, объектов обложения при­водит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

—основой налоговой базы должны выступать пря­мые налоги;

—превалирование косвенной системы налогообло­жения приводит к увеличению налогового бре­мени основной массы населения с низким уров­нем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

—косвенные налоги целесообразно вводить для ог­раничения потребления товаров, вредных для здо­ровья, а также на предметы роскоши;

—высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

—в кризисные для экономики периоды необходи­мо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что спо­собствует мобилизации внутреннего инвестици­онного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием ус­ловий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономи­ки. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен­ного управления и управления финансами хозяйству­ющих субъектов. Главная задача этой политики за­ключается в создании условий для того, чтобы инвес­торам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная политика связана прежде всего с ре­шением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охваты­вает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

2. Инструменты и задачи финансовой политики

Инструменты финансовой политики:

1)управление дефицитом бюджета;

2)прямое и косвенное налогообложение;

3)бюджетные расходы.

Основными задачами финансовой политики явля­ются:

1)создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ресурсов;

2)поддержание определенного уровня экономиче­ской активности в стране.

Финансовая политика содержит два основных ас­пекта:

1)макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с проблемой бюджетного дефицита;

2)распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Под дефицитом государственного бюджета понима­ется превышение правительственных расходов над до­ходами.

Дефицит бюджета сам по себе не является событи­ем чрезвычайного характера. Нет ни одной страны, которая на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлени­ем крупных государственных инвестиций в экономи­ку. В этом случае допущение опережающего роста го­сударственных расходов над доходами является обосно­ванным, и дефицит бюджета отражает государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремле­ние обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре об­щественного производства. Дефицит государственного бюджета может быть вызван чрезвычайными события­ми (войнами, крупными стихийными бедствиями, ка­тастрофами), когда государственных резервов оказы­вается недостаточно и приходится прибегать к допол­нительным источникам.

Дефицит государственного бюджета может также от­ражать кризисные явления в экономике, ее развал, не­эффективность финансово-кредитных связей, неспособ­ность правительства держать под контролем финансо­вую ситуацию в стране. В этом случае необходимо при­нимать срочные, действенные экономические меры и соответствующие политические решения.

Вообще, в условиях динамично развивающейся эко­номики с устойчивыми эффективными экономически­ми связями дефицит в количественно допустимых гра­ницах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, т. е. сумма финан­совых ресурсов, полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, на налогоплательщиков или сопровождаться сокращением социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном дол­ге, не превышающем половины валового национально­го продукта, и бюджетном дефиците не выше 2—3 %.

Основными источниками финансирования дефици­та бюджета являются:

1) кредиты Центрального банка России;

2)займы у частного сектора;

3)иностранные кредиты.

1. Кредиты Центрального банка России автоматически увеличивают его активы и обмен денежной массы в обращении. Постоянное кредитование бюджета Центральным банком приводит в конечном итоге к инфляции.

2. Второй источник — займы у частного сектора наиболее предпочтителен. Правительство обращается к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства. Если доходность по ним будет сравнима с доходностью по другим инвестициям, то частный сектор будет заинтересован в приобретении государственных ценных бумаг. Кроме того, государственные ценные бумаги привлекательны для
инвесторов своей надежностью. Их даже называют безрисковыми, хотя абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует и вложения в государственные ценные бумаги также связаны с риском. Финансирование дефицита бюджета посредством размещения государственных ценных бумаг имеет определенные недостатки. Так, например, при чрезмерном размещении государственных долговых обязательств от других инвестиционных проектов отвлекаются значительные ресурсы частного бизнеса, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономического потенциала страны.
Надо, отметить, что для широкого размещения государственных долговых обязательств также необходимо функционирование в стране рынка ценных бумаг с хорошо развитой инфраструктурой.

3. Внешнее финансирование, под которым понимаются внешние займы и кредиты, является привлекательным, но проблематичным. Во-первых, получение внешних кредитов связано с принятием правительством страны соответствующих обязательств, что в определенной степени ограничивает его самостоятельность в вопросах макроэкономической полити­ки. Во-вторых, обслуживание внешнего долга так­же является достаточно тяжелым бременем для эко­номики страны.

Одним из способов финансирования дефицита бюд­жета можно считать невыполнение государством своих обязательств, в том числе задержка выплаты заработ­ной платы работникам бюджетной сферы, задержка выплаты пенсий, социальных пособий, невыполнение правительством обязательств по финансированию утвер­жденных государственных (в том числе социальных) программ. Подобные действия серьезно подрывают до­верие к правительству со стороны населения и хозяй­ствующих субъектов.

3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Для реализации финансовой политики использует­ся финансовый механизм. Он представляет собой сово­купность способов организации финансовых отношении, применяемых обществом в целях обеспечения благо­приятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм включает в себя виды, фор­мы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Структура финансового механизма достаточно слож­на. В нее входят различные элементы, соответствую­щие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность взаимосвязей предопределяет приме­нение большого числа элементов финансового механиз­ма. Сферы и звенья финансового механизма отличают­ся различной степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Так, например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов нало­гов, а также разнообразных направлений использова­ния средств и методов финансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: