Функция денег как меры стоимости 8 страница

Тема 10. Налоги и налогообложение

1. Сущность и функции налогов. Налоговая система.

2. Принципы налогообложения.

3. Элементы налога.

4. Классификация налогов.

5. Налоговый менеджмент.

6. Структура и принципы построения налоговой системы РФ.

7. Налоговый кодекс РФ как механизм реформирования на­логовой системы РФ.

1. Сущность и функции налогов. Налоговая система

Налоги — сложная стоимостная категория, прошед­шая длительный исторический путь становления, как и а практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновре­менно с государством. В свое время Пьер Жозеф Прудон заметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть во­прос о государстве».

Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов. С другой — налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание го­сударства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.

Первоначально налоги носили временный нерегулярный характер и назывались auxilla (лат. помощь). Они существовали наряду с такими формами доходов государства, как дань с побежденных народов, домены (государственное имущество, которое имеет назначение приносить доход казне), регалии (промысловые источ­ники дохода, которыми государство пользуется преиму­щественно или исключительно для себя, не допуская частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю). Введение нового налога было, как прави­ло, связано с появлением каких-либо дополнительных расходов государства. Даже в первой половине XVIII в. английский парламент не признавал постоянных нало­гов на общегосударственные нужды. Постепенно нало­ги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов. Сегодня наряду с налогами доходы государства формируются также за счет внут­ренних и внешних займов, доходов от внешнеэко­номической деятельности, доходов от использования государственной собственности. Однако доля налоговых поступлений в доходах бюджетов государств в конце XX в. достигала 80 — 90 %.

Эволюция научных взглядов на экономическую при­роду налогов следует за развитием государства, расши­рением его функций. В период господства мерканти­лизма (XV—XVI вв.) налоги рассматривались исклю­чительно с позиций частной собственности, и их со­держание сводилось к изъятию части доходов. Налоги допускались лишь в экстраординарных случаях. Взгля­ды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозво­ленной формой грабежа. В XVII—XVIII вв. различные экономические теории рассматривали налоги как сделку обмена: граждане платят налоги в обмен на услуги го­сударства (защита от внешних врагов, охрана личной безопасности и имущества граждан). Развитие государ­ства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство начало про­изводить разнообразные материальные и нематериаль­ные ценности. Экономисты признали производитель ­ ны и характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономичес­кую функцию государства. В XX в. расширился круг государственных услуг, в основном за счет проведения социальной и экологической политики. Услуги, предо­ставляемые государством своим гражданам, по приро­де своей являются благами общественными и недели­мыми, которыми можно пользоваться сообща. Поэто­му в XIX в. налоги стали рассматриваться как при­нудительный, безэквивалентный платеж. Невозможно жить в государстве и не пользоваться его услугами. Государство законодательно устанавливает обязанность уплачивать установленные налоги.

Однако характер предоставляемых государством услуг (национальная безопасность, обеспечение право­порядка, соблюдение законности, борьба с эпидемия­ми, развитие фундаментальных научных исследований и др.) таков, что невозможно оценить их стоимость для каждого отдельного человека. На протяжении всего XX в. сохраняется трактовка экономического содержа­ния налога как обязательного, безэквивалентного пла­тежа, взимаемого в законодательно установленном по­рядке с целью формирования доходов государства. Дан­ный подход нашел свое отражение в определении на­носов, которое дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ:

«Под налогом понимается обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадле­жащих им на праве собственности, хозяйственного ве­дения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства и (или) муниципальных образований».

Первый сущностный признак налога — императив­ность (предписание налогоплательщику со стороны го­сударства, требование обязательности налогового пла­те аса). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи интересно вы­сказывание знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключе­нием смерти и налогов».

Второй признак — смена собственника. Через на­логи доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, обра­зуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов — безвозвратность (нало­говые платежи обезличиваются и не возвращаются кон­кретному плательщику) и безвозмездность (платель­щик не получает за выплаченные налоги никаких ма­териальных, хозяйственных или иных прав). Этот при­знак отличает налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций.

Экономическая сущность налога заключается в без­возмездном изъятии государством части валового на­ционального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном эта­пе налоги являются основным источником формирова­ния доходов бюджетов всех уровней, а также внебюд­жетных фондов.

Налоги являются частной категорией по отношению к, объективной экономической категории «финансы». Как финансовая категория они выражают общие свой­ства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные черты и признаки, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. В числе налого­вых функций, как правило, рассматриваются фискаль­ная и регулирующая.

Фискальная функция является основной, непосред­ственно вытекающей из экономической природы нало­гов. Она характерна для всех государств во все периоды их существование и развития. Посредством реализации этой функции образуются соответствующие государственные денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.

Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор­зинами, которые назывались «fiscus», куда складыва­ли часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность государства. Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним госу­дарственным, региональным, местным займам. Разме­щение займов приводит к образованию государствен­ного долга.

Посредством регулирующей функции налоги исполь­зуются в качестве важнейшего финансового регулято­ра всех перераспределительных процессов в обществе, Активно воздействующих на состояние экономической Системы.

Теоретическое определение функций еще не озна­чаем, что именно в заданном направлении будет дей­ствовать принятая в законе налоговая система. Функ­циональную емкость системы налогообложения, при­нимаемую в законе конкретной страны, задают не только теорией, но и практикой. Степень практического ис­пользования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой си­стемах. Таким образом, сущность налога едина, но прак­тические формы ее воплощения различаются в зависи­мости от специфики проводимой экономической поли­тики, типа государства, его задач и конечных целей.

Налоговая система — совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисле­ния и взимания, налоговый контроль, устанавливае­мые в законодательном порядке. В этой связи необхо­димо подчеркнуть, что понятия «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налого­вая система— более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовы­ми показателями.

2. Принципы налогообложения

Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Су­ществуют общие положения теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика. Теория налогообложения конкретизировала эти общие установки и создала принципы научно-прак­тической организации налоговых отношений.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и принципах богатства народов», опубликован­ной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесооб­разной организации налогообложения являются следу­ющие четыре «правила»:

—налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

—размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

— время взимания налогов устанавливается удоб­ным для плательщика;

— каждый налог должен быть задуман и разрабо­тан так, чтобы он брал из карманов народа воз­можно меньше сверх того, что он приносит каз­начейству государства.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточ­нить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Этот принцип подразу­мевает обязательность, принудительность и неотврати­мость уплаты налогов. Здесь должна действовать фор­мула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принци­пу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вер­тикальная справедливость — справедливое перераспре­деление платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового триода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип (удобства) плательщиков. Подразумева­ется удобство уплаты налогов субъектами налогообло­жения, т. е. привилегии в удобстве за ними, а не за налоговыми службами.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной или продуктивной.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности. Подразумевается способ­ность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов госу­дарства или, наоборот, к сокращению при наличии воз­можностей государства и целей его социально-эконо­мической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл состоит в том, что один и тот же объект должен обла­гаться налогом одного вида только один раз за установ­ленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабиль­ность действующей налоговой системы во времени, со­четаемая с периодической изменчивостью, реформиро­ванием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подра­зумевает оптимальный (с точки зрения реализации фис­кальной функции налогов, создания предпосылок эко­номического роста, достижения социальной справедли­вости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги дол­жны уплачиваться только в денежной форме.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реали­зация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, пра­ва на получение законных льгот, наличия прав ниже­стоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в из­вестном смысле «идеальную» налоговую систему, не­кий образец, эталон, к которому следует стремиться.

3. Элементы налога

В настоящее время в практике налогообложения рас­пространены следующие общепринятые в большинстве стран элементы налога.

Объект налога — совокупность предметов (денеж­ный доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющее реальную денежную оценку, и т. п.), подлежащая налогообложению в законодательном порядке.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенные на него обязательства по уплате

Налоговый агент — лицо или учреждение, непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государства.

Источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог.

Масштаб налога — определенный законом параметр измерения объекта налогообложения.

Единица налога — единица измерения объекта налога, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.

Налоговая ставка — размер налога с единицы обложения. Ставки, применяемые на практике, достаточно разнообразны. Различают твердые, долевые, пропорциональные, прогрессивные и другие ставки. Они зависят от вида и целей проводимой налоговой политики.

Налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется налоговая ставка.

Налоговая льгота — полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налогов.

Налоговый оклад — размер налога, уплачиваемый субъектом с одного объекта.

Налоговый период — срок, в течение которого сформируется налоговая база.

По каждому налогу в разрезе вышеназванных эле­ментов принимаются статьи в налоговом законодательстве. Кроме того, устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты итогов, определяются налоговые санк­ции за нарушение законодательства.

4. Классификация налогов

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации на определенной основе. Данная классификация необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами для осуществления со­поставимого анализа. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и сущность. В настоя­щее время в теории налогообложения для классифика­ции налогов используются различные критерии.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или иму­щества налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государ­ством (в лице государственных налоговых органов) и плательщиком налогов устанавливаются прямые денеж­ные отношения. Среди прямых налогов выделяют: ре­альные прямые и личные прямые.

Реальными прямыми налогами облагаются отдель­ные виды имущества (собственности) налогоплательщи­ка (дома, земля, денежный капитал и т. д.). При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается, а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, оп­ределяемой по специальному кадастру. Основными ви­дами реальных налогов являются: земельный налог, на операции с ценными бумагами и т. д.

Недостатком системы реальных прямых налогов яв­ляется несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокры­тия доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение получили личные прямые налоги.

Личные прямые налоги — это налоги, которыми обла­гаются индивидуальные доходы или имущество юридических и физических лиц. Они уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. К основным из них относится: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций; налоги с наследства или дарения и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. В этом случае налог оплачивается конкретным потре­бителем товара, а непосредственная связь между по­требителем и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения является обязатель­ное наличие посредника между государством и реаль­ным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг. Косвенные налоги подразделяются на несколько групп: индивидуальные (акцизы); универсальные (налог на добавленную стоимость); фискальные монополии (на­лог с оборота); таможенные пошлины.

В общем плане необходимо подчеркнуть, что в на­стоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна. Так, например, НДС — кос­венный налог, однако при реализации товаров (услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребле ­ ния он приобретает признаки прямого налога. И наобо­рот, налог на прибыль — прямой налог, но его опреде­ленная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров (услуг).

В зависимости от органа взимания налога и распо­ряжения его суммой все налоги подразделяются на фе­деральные, региональные и местные.

В зависимости от уровня бюджета, в который за­числяются налоги, они делятся на закрепленные и ре­гулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком по­ступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях, утвержда­емых законодательством.

В зависимости от порядка использования все нало­ги подразделяются на общие и целевые.

Общие налоги вводятся государством для формиро­вания бюджета в целом и используются для финанси­рования тех или иных общегосударственных потребно­стей.

Целевые налоги вводятся для финансирования кон­кретного направления расходов (например, налоги, слу­жащие источником формирования дорожных фондов).

5. Налоговый менеджмент

Классификация налогов имеет важное значение для организации рационального управления налогообложе­нием. В свою очередь экономическая сущность, функ­ции и роль налогов реализуются в сфере практических действий государственных органов, выражающихся в понятиях «налоговая система», «налоговые отноше­ния», «налоговый механизм», «налоговая политика». Они выступают формами государственного управления единым налоговым процессом.

Управление налогообложением (налоговый менед­жмент) есть целенаправленное воздействие субъекта на­логовой системы (финансовых и налоговых органов) на ее объект — налоговые отношения. Сам процесс данно­го воздействия осуществляется посредством функцио­нирования налогового механизма.

Налоговый механизм — средство воздействия субъек­та на объект налоговой системы, внешняя форма про­явления практической реализации функции налогооб­ложения. Налоговый механизм можно представить и как систему форм и методов использования государ­ством на практике потенциала объективной экономи­ческой категории «налог» с целью обеспечения реали­зации соответствующей налоговой политики.

Формы и методы управления налогообложения — налоговый механизм состоят из ряда взаимосвязан­ных элементов: налоговая (финансовая) информация; налоговое планирование и прогнозирование; налоговое регулирование; налоговое право и налоговый контроль, которые обеспечивают требуемый уровень воздействия налогового механизма на сферу налоговых отношений.

Налоговая (финансовая) информация включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой, ста­тистической и иной отчетности, предоставляемой по всем звеньям бюджетной системы. На основе данной информации принимается соответствующее управлен­ческое решение.

Налоговое планирование и прогнозирование — осо­бые элементы выработки и принятия решений. Основ­ная задача этого элемента налогового механизма — эко­номически обоснованно обеспечить качественные и ко­личественные параметры бюджетных заданий и перс­пективных программ социально-экономического разви­тия страны. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое плани­рование), так и на перспективу (налоговое прогнозиро­вание).

Налоговое регулирование — один из наиболее мо­бильных элементов налогового механизма. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ходе выполнения налоговых обяза­тельств. Этому может способствовать применение раз­личных методов и способов налогового регулирования.

В состав методов государственного налогового регу­лирования входят: инвестиционный налоговый кредит, налоговые вычеты, итоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогообложения и др., которые широко применяются во всем мире. Осо­бое место в системе налогового регулирования отведе­но выбору и установлению налоговых ставок.

В зависимости от способов реализации налоговое регулирование подразделяется на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Опти­мальное сочетание этих подсистем обеспечивает гиб­кость налогообложения и в конечном счете — резуль­тативность налоговой политики.

Элемент налогового механизма — налоговое право — включает в себя совокупность законодательных и нор­мативных актов в области налогообложения, на основе которых регулируются все налоговые отношения в рам­ках экономической системы.

Налоговый контроль является необходимым усло­вием эффективного налогового менеджмента. Он охва­тывает экономику по вертикали и горизонтали и регу­лирует деятельность финансового и налогового аппара­тов, руководствующихся на практике нормами итого­вого права.

В целом налоговый механизм оказывает всесторон­нее влияние на функционирование всей системы нало­говых отношений по различным звеньям бюджетной системы и составляет содержание и результат налого­вой политики.

Налоговая политика — совокупность государствен­ных мероприятий в области налогообложения, направ­ленная на достижение стабильности и прогресса эконо­мической системы.

Единая налоговая политика, проводимая с расче­том на перспективу, — налоговая стратегия, а на теку­щий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласова­нию общественных, корпоративных и личных эконо­мических интересов.

Рассматривая сущность налогов и налоговой поли­тики, всегда нужно помнить, что сам по себе каждый налог субъективен. С помощью введения (или отмены) того или иного налога государство решает частные за­дачи на определенном временном отрезке в рамках ре­ализации экономической стратегии. В то же время на­логовая система как совокупность налогов объективна, потому что в том или ином составе она будет существо­вать всегда, пока существует государство.

6. Структура и принципы построения налоговой системы РФ

Налоговая система РФ функционирует на основа­нии Налогового кодекса РФ, принятого Государствен­ной Думой 16 июля 1998 г.

Налоговая система РФ состоит из следующих эле­ментов:

1)системы налоговых органов;

2)системы и принципов налогового законодатель­ства;

3)совокупности принципов налоговой политики;

4)порядка распределения налогов по бюджетам;

5)форм и методов налогового контроля;

6)порядка и условий налогового контроля;

7)подхода к решению проблемы двойного обложе­ния.

При формировании налоговой системы России пред­принята попытка учесть разработанные ранее налого­вой практикой зарубежных стран принципы налогооб­ложения. Однако в силу сложных социально-экономи­ческих условий они не могли в полном объеме лечь в основу российской налоговой системы. Приняты сле­дующие принципы ее организации:

1)принцип единства налоговой системы;

2)принцип подвижности;

3)принцип стабильности;

4)принцип множественности налогов;

5)принцип исчерпывающего перечня территориаль­ных налогов.

При совершенствовании налоговой системы выше­указанные принципы будут пополнены, поскольку в существующих условиях она должна отвечать ряду тре­бований:

—создавать возможности и стимулировать процесс капитализации части новой стоимости, без чего невозможно обеспечить рост объема производства;

—быть предельно простой и легко достижимой для восприятия любым плательщиком;

—не быть перегруженной большим количеством итогов и высоким уровнем обложения:

—иметь такой механизм изъятия, который исклю­чил бы массовые злоупотребления, т. е. уклоне­ния от уплаты налогов.

По уровню власти (т. е. в зависимости от органа, который взимает налоговые платежи и в чье распоря­жение они поступают) различают:

—федеральные налоговые платежи;

—региональные налоговые платежи;

—местные налоговые платежи.

В РФ в соответствии с этим принципом классифи­кации взимаются следующие налоговые платежи. К федеральным налоговым платежам относятся:

1)налог на добавленную стоимость;

2)акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и от­дельные виды минерального сырья;

3)налог на прибыль (доход) организаций;

4)налог на доходы от капитала;

5)подоходный налог с физических лиц;

6)взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7)государственная пошлина;

8)таможенная пошлина и таможенные сборы;

9)налог на пользование недрами;

10)налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11)налог на дополнительный доход от добычи угле­водородов;

12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13)лесной налог;

14)водный налог;

15)экологический налог;

16)федеральные лицензионные сборы.

К региональным налоговым платежам относятся:

1)налог на имущество организации;

2)налог на недвижимость;

3)дорожный налог;

4)транспортный налог;

5)налог с продаж;

6)налог на игорный бизнес;

7)региональные лицензионные сборы.

К местным налоговым платежам относятся:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц;

3)налог на рекламу;

4)налог на наследования или дарение;

5)местные лицензионные сборы.

7. Налоговый кодекс РФ как механизм реформирования налоговой системы

Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следую­щих задач:

—систематизацию норм и положений, регулирую­щих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и со­гласованную систему;

—устранение таких недостатков налоговой систе­мы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противо­речивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;

—изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;

—реальное облегчение налоговой нагрузки на эко­номику;

—перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;

—построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации на­логовой системы, установление правовых меха­низмов взаимодействия всех ее элементов в рам­ках единого налогового пространства;

—развитие налогового федерализма при обеспече­нии доходов федерального, региональных и мес­тных бюджетов закрепленными за ними и гаран­тированными налоговыми источниками;

—создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосудар­ственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем кардинального изменения налоговой системы, а путем ее эволюционного преобразования, устранения имею­щихся недостатков и ликвидации внутрисистемных пе­рекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены ос­новные налоги — НДС, акцизы, налог на прибыль пред­приятий, подоходный налог с физических лиц, ресурс­ные налоги, формирующие основу российской налого­вой системы.

К сожалению, Налоговый кодекс сохраняет прин­ципиальные недостатки действующей налоговой сис­темы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). В то же время он позволяет, п.. первых, внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования эко­номического роста; во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации; в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятий, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет лучшей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность налогов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: