Тема 10. Налоги и налогообложение
1. Сущность и функции налогов. Налоговая система.
2. Принципы налогообложения.
3. Элементы налога.
4. Классификация налогов.
5. Налоговый менеджмент.
6. Структура и принципы построения налоговой системы РФ.
7. Налоговый кодекс РФ как механизм реформирования налоговой системы РФ.
1. Сущность и функции налогов. Налоговая система
Налоги — сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как и а практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. В свое время Пьер Жозеф Прудон заметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве».
Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов. С другой — налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.
Первоначально налоги носили временный нерегулярный характер и назывались auxilla (лат. помощь). Они существовали наряду с такими формами доходов государства, как дань с побежденных народов, домены (государственное имущество, которое имеет назначение приносить доход казне), регалии (промысловые источники дохода, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, не допуская частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю). Введение нового налога было, как правило, связано с появлением каких-либо дополнительных расходов государства. Даже в первой половине XVIII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов. Сегодня наряду с налогами доходы государства формируются также за счет внутренних и внешних займов, доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования государственной собственности. Однако доля налоговых поступлений в доходах бюджетов государств в конце XX в. достигала 80 — 90 %.
Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов следует за развитием государства, расширением его функций. В период господства меркантилизма (XV—XVI вв.) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности, и их содержание сводилось к изъятию части доходов. Налоги допускались лишь в экстраординарных случаях. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа. В XVII—XVIII вв. различные экономические теории рассматривали налоги как сделку обмена: граждане платят налоги в обмен на услуги государства (защита от внешних врагов, охрана личной безопасности и имущества граждан). Развитие государства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство начало производить разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производитель ны и характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. В XX в. расширился круг государственных услуг, в основном за счет проведения социальной и экологической политики. Услуги, предоставляемые государством своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми, которыми можно пользоваться сообща. Поэтому в XIX в. налоги стали рассматриваться как принудительный, безэквивалентный платеж. Невозможно жить в государстве и не пользоваться его услугами. Государство законодательно устанавливает обязанность уплачивать установленные налоги.
Однако характер предоставляемых государством услуг (национальная безопасность, обеспечение правопорядка, соблюдение законности, борьба с эпидемиями, развитие фундаментальных научных исследований и др.) таков, что невозможно оценить их стоимость для каждого отдельного человека. На протяжении всего XX в. сохраняется трактовка экономического содержания налога как обязательного, безэквивалентного платежа, взимаемого в законодательно установленном порядке с целью формирования доходов государства. Данный подход нашел свое отражение в определении наносов, которое дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ:
«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового плате аса). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи интересно высказывание знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Второй признак — смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак отличает налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций.
Экономическая сущность налога заключается в безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.
Налоги являются частной категорией по отношению к, объективной экономической категории «финансы». Как финансовая категория они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные черты и признаки, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. В числе налоговых функций, как правило, рассматриваются фискальная и регулирующая.
Фискальная функция является основной, непосредственно вытекающей из экономической природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существование и развития. Посредством реализации этой функции образуются соответствующие государственные денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.
Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда складывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность государства. Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Посредством регулирующей функции налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, Активно воздействующих на состояние экономической Системы.
Теоретическое определение функций еще не означаем, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемую в законе конкретной страны, задают не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы ее воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и конечных целей.
Налоговая система — совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система— более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
2. Принципы налогообложения
Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Существуют общие положения теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика. Теория налогообложения конкретизировала эти общие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений.
Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и принципах богатства народов», опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре «правила»:
—налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
—размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
— время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;
— каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.
Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов. Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».
Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.
Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового триода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.
Принцип (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения, т. е. привилегии в удобстве за ними, а не за налоговыми службами.
Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной или продуктивной.
Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
Принцип подвижности. Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.
Принцип однократности налогообложения. Смысл состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.
Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).
Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.
Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме.
Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.
3. Элементы налога
В настоящее время в практике налогообложения распространены следующие общепринятые в большинстве стран элементы налога.
Объект налога — совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющее реальную денежную оценку, и т. п.), подлежащая налогообложению в законодательном порядке.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенные на него обязательства по уплате
Налоговый агент — лицо или учреждение, непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государства.
Источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог.
Масштаб налога — определенный законом параметр измерения объекта налогообложения.
Единица налога — единица измерения объекта налога, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.
Налоговая ставка — размер налога с единицы обложения. Ставки, применяемые на практике, достаточно разнообразны. Различают твердые, долевые, пропорциональные, прогрессивные и другие ставки. Они зависят от вида и целей проводимой налоговой политики.
Налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется налоговая ставка.
Налоговая льгота — полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налогов.
Налоговый оклад — размер налога, уплачиваемый субъектом с одного объекта.
Налоговый период — срок, в течение которого сформируется налоговая база.
По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве. Кроме того, устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты итогов, определяются налоговые санкции за нарушение законодательства.
4. Классификация налогов
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации на определенной основе. Данная классификация необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами для осуществления сопоставимого анализа. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и сущность. В настоящее время в теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством (в лице государственных налоговых органов) и плательщиком налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые и личные прямые.
Реальными прямыми налогами облагаются отдельные виды имущества (собственности) налогоплательщика (дома, земля, денежный капитал и т. д.). При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается, а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются: земельный налог, на операции с ценными бумагами и т. д.
Недостатком системы реальных прямых налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение получили личные прямые налоги.
Личные прямые налоги — это налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество юридических и физических лиц. Они уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. К основным из них относится: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций; налоги с наследства или дарения и др.
Косвенные налоги взимаются через цену товара. В этом случае налог оплачивается конкретным потребителем товара, а непосредственная связь между потребителем и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения является обязательное наличие посредника между государством и реальным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг. Косвенные налоги подразделяются на несколько групп: индивидуальные (акцизы); универсальные (налог на добавленную стоимость); фискальные монополии (налог с оборота); таможенные пошлины.
В общем плане необходимо подчеркнуть, что в настоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна. Так, например, НДС — косвенный налог, однако при реализации товаров (услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребле ния он приобретает признаки прямого налога. И наоборот, налог на прибыль — прямой налог, но его определенная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров (услуг).
В зависимости от органа взимания налога и распоряжения его суммой все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоги, они делятся на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях, утверждаемых законодательством.
В зависимости от порядка использования все налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей.
Целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления расходов (например, налоги, служащие источником формирования дорожных фондов).
5. Налоговый менеджмент
Классификация налогов имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В свою очередь экономическая сущность, функции и роль налогов реализуются в сфере практических действий государственных органов, выражающихся в понятиях «налоговая система», «налоговые отношения», «налоговый механизм», «налоговая политика». Они выступают формами государственного управления единым налоговым процессом.
Управление налогообложением (налоговый менеджмент) есть целенаправленное воздействие субъекта налоговой системы (финансовых и налоговых органов) на ее объект — налоговые отношения. Сам процесс данного воздействия осуществляется посредством функционирования налогового механизма.
Налоговый механизм — средство воздействия субъекта на объект налоговой системы, внешняя форма проявления практической реализации функции налогообложения. Налоговый механизм можно представить и как систему форм и методов использования государством на практике потенциала объективной экономической категории «налог» с целью обеспечения реализации соответствующей налоговой политики.
Формы и методы управления налогообложения — налоговый механизм состоят из ряда взаимосвязанных элементов: налоговая (финансовая) информация; налоговое планирование и прогнозирование; налоговое регулирование; налоговое право и налоговый контроль, которые обеспечивают требуемый уровень воздействия налогового механизма на сферу налоговых отношений.
Налоговая (финансовая) информация включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности, предоставляемой по всем звеньям бюджетной системы. На основе данной информации принимается соответствующее управленческое решение.
Налоговое планирование и прогнозирование — особые элементы выработки и принятия решений. Основная задача этого элемента налогового механизма — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на перспективу (налоговое прогнозирование).
Налоговое регулирование — один из наиболее мобильных элементов налогового механизма. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ходе выполнения налоговых обязательств. Этому может способствовать применение различных методов и способов налогового регулирования.
В состав методов государственного налогового регулирования входят: инвестиционный налоговый кредит, налоговые вычеты, итоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогообложения и др., которые широко применяются во всем мире. Особое место в системе налогового регулирования отведено выбору и установлению налоговых ставок.
В зависимости от способов реализации налоговое регулирование подразделяется на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и в конечном счете — результативность налоговой политики.
Элемент налогового механизма — налоговое право — включает в себя совокупность законодательных и нормативных актов в области налогообложения, на основе которых регулируются все налоговые отношения в рамках экономической системы.
Налоговый контроль является необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Он охватывает экономику по вертикали и горизонтали и регулирует деятельность финансового и налогового аппаратов, руководствующихся на практике нормами итогового права.
В целом налоговый механизм оказывает всестороннее влияние на функционирование всей системы налоговых отношений по различным звеньям бюджетной системы и составляет содержание и результат налоговой политики.
Налоговая политика — совокупность государственных мероприятий в области налогообложения, направленная на достижение стабильности и прогресса экономической системы.
Единая налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, — налоговая стратегия, а на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов.
Рассматривая сущность налогов и налоговой политики, всегда нужно помнить, что сам по себе каждый налог субъективен. С помощью введения (или отмены) того или иного налога государство решает частные задачи на определенном временном отрезке в рамках реализации экономической стратегии. В то же время налоговая система как совокупность налогов объективна, потому что в том или ином составе она будет существовать всегда, пока существует государство.
6. Структура и принципы построения налоговой системы РФ
Налоговая система РФ функционирует на основании Налогового кодекса РФ, принятого Государственной Думой 16 июля 1998 г.
Налоговая система РФ состоит из следующих элементов:
1)системы налоговых органов;
2)системы и принципов налогового законодательства;
3)совокупности принципов налоговой политики;
4)порядка распределения налогов по бюджетам;
5)форм и методов налогового контроля;
6)порядка и условий налогового контроля;
7)подхода к решению проблемы двойного обложения.
При формировании налоговой системы России предпринята попытка учесть разработанные ранее налоговой практикой зарубежных стран принципы налогообложения. Однако в силу сложных социально-экономических условий они не могли в полном объеме лечь в основу российской налоговой системы. Приняты следующие принципы ее организации:
1)принцип единства налоговой системы;
2)принцип подвижности;
3)принцип стабильности;
4)принцип множественности налогов;
5)принцип исчерпывающего перечня территориальных налогов.
При совершенствовании налоговой системы вышеуказанные принципы будут пополнены, поскольку в существующих условиях она должна отвечать ряду требований:
—создавать возможности и стимулировать процесс капитализации части новой стоимости, без чего невозможно обеспечить рост объема производства;
—быть предельно простой и легко достижимой для восприятия любым плательщиком;
—не быть перегруженной большим количеством итогов и высоким уровнем обложения:
—иметь такой механизм изъятия, который исключил бы массовые злоупотребления, т. е. уклонения от уплаты налогов.
По уровню власти (т. е. в зависимости от органа, который взимает налоговые платежи и в чье распоряжение они поступают) различают:
—федеральные налоговые платежи;
—региональные налоговые платежи;
—местные налоговые платежи.
В РФ в соответствии с этим принципом классификации взимаются следующие налоговые платежи. К федеральным налоговым платежам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3)налог на прибыль (доход) организаций;
4)налог на доходы от капитала;
5)подоходный налог с физических лиц;
6)взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7)государственная пошлина;
8)таможенная пошлина и таможенные сборы;
9)налог на пользование недрами;
10)налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13)лесной налог;
14)водный налог;
15)экологический налог;
16)федеральные лицензионные сборы.
К региональным налоговым платежам относятся:
1)налог на имущество организации;
2)налог на недвижимость;
3)дорожный налог;
4)транспортный налог;
5)налог с продаж;
6)налог на игорный бизнес;
7)региональные лицензионные сборы.
К местным налоговым платежам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц;
3)налог на рекламу;
4)налог на наследования или дарение;
5)местные лицензионные сборы.
7. Налоговый кодекс РФ как механизм реформирования налоговой системы
Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следующих задач:
—систематизацию норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему;
—устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;
—изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;
—реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику;
—перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;
—построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;
—развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
—создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем кардинального изменения налоговой системы, а путем ее эволюционного преобразования, устранения имеющихся недостатков и ликвидации внутрисистемных перекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены основные налоги — НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги, формирующие основу российской налоговой системы.
К сожалению, Налоговый кодекс сохраняет принципиальные недостатки действующей налоговой системы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). В то же время он позволяет, п.. первых, внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования экономического роста; во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации; в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятий, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет лучшей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается сущность налогов?