Функция денег как меры стоимости 7 страница

5.В зависимости от обеспеченности долговых обяза­тельств государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретными доходами или имуществом. Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента.

6.В зависимости от характера выплачиваемого дохо­да различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

Процентные займы подразумевают доход в виде на­числения процента.

Выигрышные — доход в виде выигрышей в момент погашения.

При процентно-выигрышном займе облигационер по­лучает часть дохода при погашении купонов, а часть — в форме выигрышей.

Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) не предполагают выпла­ты дохода, а дают гарантию получения дефицитных товаров.

7.В зависимости от условий обращения различают зай­мы с правом досрочного погашения и без него.

8.По методам размещения займы бывают размещае­мые на добровольной основе, по подписке и прину­дительно.

Под управлением государственным кредитом пони­мается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

В более конкретном смысле управление государ­ственным кредитом можно понимать как деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств, регулированию рынка государ­ственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

3. Государственный долг

Общее понятие государственного долга РФ, его со­став, принципы управления и порядок обслуживания (-формулированы и законодательно закреплены в Бюд­жетном кодексе РФ.

Под государственным долгом понимаются долговые Обязательства РФ перед физическими и юридически­ми лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами междуна­родного права. Государственный долг РФ полностью и из условий обеспечивается всем находящимся в федеративной собственности имуществом, составляющим го­сударственную казну.

В зависимости от заемщика публичный долг под­разделяется на государственный долг РФ, государствен­ный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и из условий обеспечивается всем находящимся в соб­ственности субъекта имуществом, составляющим его Казну. Под муниципальным долгом соответственно по­нимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муници­пальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют и ее полномочия.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным дол­гом понимается задолженность государства перед граж­данами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, услов­ные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается за­долженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, междуна­родным организациям и иным субъектам международ­ного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обяза­тельств выделяют капитальный и текущий государ­ственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непога­шенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обя­зательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В настоящее время РФ входит в тройку самых круп­ных должников мира (наряду с Мексикой и Бразили­ей). Причем преобладающая часть внешнего долга за­падным кредиторам возникла в период перестройки 1985—1991 гг. За это время внешний долг СССР вырос почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд долларов США.

Основными западными кредиторами РФ являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Ита­лию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк рекон­струкции и развития.

4. Структура внешней задолженности РФ

Структура внешней задолженности РФ следующая:

1.Задолженность официальным кредиторам, т. е. пе ­ ред коммерческими банками западных стран, кото­рые предоставляют кредиты под гарантии соответ­ствующих правительств или при страховании кре­дитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, кото­рый объединяет официальных представителей ос­новных стран — международных кредиторов.

2.Кредиты, предоставленные коммерческими банка­ми западных стран самостоятельно, без государствен­ных гарантий. Регулирует задолженность по таким кредитах Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе.

3. Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.

4. Задолженность международным финансовым орга­низациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

5. Кроме того, Россия приняла на себя долги СССР странам — бывшим членам СЭВ: Венгрии и Чехо­словакии (Чехии и Словакии).

6. К категории внешнего долга можно также отнести валютный долг РФ собственным предприятиям, об­разовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР.

Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно-конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга. Первоначально названный долг собственным предприятиям и банкам составлял 8 млрд. долларов США. Затем в результате проведенных мероприятий он несколько снизился.

В советское время никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся пер­воклассным заемщиком, так как погашение внешней задолженности относилось к важнейшим государствен­ным приоритетам. Суммы, необходимые для выполне­ния графика задолженности, включались в валютный план. Как первоклассный заемщик, Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 г., когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти на­чали переговоры о предоставлении отсрочки платежей.

Особенности условий предоставления кредитов Со­ветским Союзом другим странам заключаются прежде всего в политических и военно-стратегических моти­вах. В списке должников РФ более 50 стран. Проблема долгов этих стран РФ до сих пор полностью не урегу­лирована.

5. Основные формы покрытия внутреннего государственного долга

Существуют три основные формы покрытия внут­реннего государственного долга;

1) добровольно-рыночный кредит;

2) вынужденный;

3) административный кредит.

1. Под добровольным (рыночным) кредитом понима­ется размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке.

К Ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат;

а) государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

б) облигации федерального займа (ОФЗ);

в) облигации сберегательного займа (ОСЗ).

2. Под вынужденным кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет:

а) облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

б) казначейские обязательства (КО).

3. Административный — это кредит Центрального бан­ка России Министерству финансов РФ.

Кроме вышеперечисленных категорий покрытия hi (утреннего государственного долга существует долг фе­дерального бюджета экономическим субъектам, возник­ший по причине невыполнения государством своих обя­зательств.

6. Управление государственным долгом

Управление и обслуживание внутреннего и внеш­него долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финан­сов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.

Государственный долг, как и финансы, может яв­ляться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние п.! денежное обращение, финансовый рынок, инвести­ции, производство, занятость, организацию населени­ем своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности ПО срокам и доходности, механизм построения конкрет­ных государственных ценных бумаг, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления и возврата государ­ственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обяза­тельств по ним.

В процессе управления государственным долгом ре­шаются следующие задачи:

—удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя дол­говых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономи­ческого развития;

—минимизация стоимости долга на основе удлине­ния срока заимствований и снижения доходнос­ти государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на дру­гие группы инвесторов;

—поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

—обеспечение своевременного возврата государ­ственных кредитов и уплаты процентов по ним;

—диверсификация долговых обязательств по сро­кам заимствований, доходности, формам выпла­ты дохода и другим параметрам для удовлетворе­ния потребностей различных групп инвесторов.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете Феде­ральное Собрание и Президент РФ устанавливают: пре­дельные объемы государственного внутреннего и внеш­него долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии го­сударственных ценных бумаг; предельный размер вне­шних заимствований, предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам — участникам СНГ; направления использо­вания, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внут­ренних и внешних гарантий. По представлению Пра­вительства РФ Государственная Дума утверждает про­грамму государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и Министерство фи­нансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэко­номбанк как агенты Минфина РФ. Обслуживание го­сударственного внутреннего долга возложено на Цент­ральный банк РФ, а внешнего — на Внешэкономбанк..')ти банки ведут свою работу на основе специальных (оглашений с Минфином РФ. Обслуживание государ­ственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодатель­ством.

7. Стратегия государственных заимствований

Практика показывает необходимость выработки и реализации стратегии умеренного увеличения государ­ственного долга, основанной, во-первых, на снижении реальной стоимости его обслуживания; во-вторых, на согласование динамики долга с темпами экономического роста.

Экономика России уже перешла все мыслимые кри­тические пороги по наращиванию долга, и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долго­вой ямы», глубина которой такова, что ставит под со­мнение многие позитивные проекты развития эконо­мики России в ближайшей перспективе.

Учитывая сложность объекта, правильным было бы говорить о стратегии управления долгом в целом, так как отдельные его элементы имеют определенную спе­цифику регулирования различными механизмами с ис­пользованием разных инструментов. Высокая степень неопределенности развития системы долга и ее регули­рования предопределяет необходимость тщательного анализа отдельных ее составляющих и выбора наибо­лее эффективных инструментов для решения этой и задачи.

Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита государ­ственного бюджета выступают элементами, балансиру­ющими всю схему бюджетной стратегии в целом.

Необходима и долгосрочная программа предельных объемов государственного долга (отдельно по внешне­му и по внутреннему долгу) по отношению к ВВП с акцентом на определение перспектив погашения отдель­ных структурных компонентов каждого из них, с вы­делением первичного долга и расходов по его обслужи­ванию.

Стратегическая концепция выхода из долгового кри­зиса представляет собой сложный комплекс взаимосвя­занных мер. Рассмотрим ключевые меры.

1. Высокая степень опасности нарастающею платежно- расчетного кризиса и его системный характер определяют необходимость принятия комплекса мер в части целенаправленной корректировки пре­одоления сложившихся деформаций современного курса ценовой, бюджетной, налоговой и финансово-кредитной системы, при этом особого внимания требует проблема создания специальной структуры, несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с Банком России.

2. Для выхода из долгового кризиса и перехода к подъ­ему экономики необходимо поднять долю накопле­ния в ВВП как минимум до 25 — 30 %. Только при этих условиях возможно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбы­тием и создать условия для функционирования рас­ширенного воспроизводства.

3. Стимулирование потребительского спроса — одна из ключевых мер в области решения долговых про­блем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсацией сбережений граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рын­ка прежде всего от демпинга низкокачественных товаров.

4. Расширение государственного спроса требует эффек­тивного выполнения естественных функций государ­ства (оборона, образование, здравоохранение и др.). Целевые государственные закупки должны соответ­ствовать приоритетам структурной и промышлен­ной политики, обладать высоким мультипликаци­онным эффектом, обеспечивающим решение гене­ральной задачи — выход на траекторию устойчиво­го развития.

При выработке налоговых концепций необходимо
иметь в виду, что налоговый мультипликатор (при снижении налогов) ниже расходного мультипликатора,
поэтому снижение налогов нельзя рассматривать прямолинейно в плане обеспечения активизации совокупного спроса.

5. Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости государственного внутреннего долга. Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего
долга повлияют на высвобождение денежных средств,
необходимых для финансирования реального сек тора. Однако следует иметь в виду потенциальные возможности ослабления груза государственного долга за счет изменения структуры его держателей. Государственная политика, направленная на превра­щение государственных ценных бумаг в альтерна­тивную долларовой форму сбережений, позволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранит ресурсную базу коммерческих банков. 6. Важнейшим направлением снижения стоимости об­служивания госдолга является прекращение прак­тики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформле­ния своей задолженности (в виде зачетов, освобож­дений и т. д.), что не изменит реальную величину последней, но сделает ее более прозрачной.

Контрольные вопросы

1.В чем значение государственного кредита?

2.Какова классификация государственных займов?

3.Что понимается под государственным долгом?

4.Какова структура внешней задолженности РФ.

5.Назовите основные формы покрытия внутреннего государственного долга.

6.Что понимается под управлением государственным долгом?

7. Какова стратегия государственных заимствований?

Тема 9. Внебюджетные фонды

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2. Пенсионный фонд.

3. Фонд государственного социального страхования.

4. Фонд обязательного медицинского страхования.

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального и.хода с помощью специальных налогов, сборов, зай­мов, а также выделения средств из бюджета. Бюджет­ные средства переводятся в фонды в виде субсидий и Субвенций либо в форме отчислений от налоговых до­ходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфпческая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей об­щегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и име­ют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любо­ю уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. В отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств. Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресур­сы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а так­же непосредственные источники их создания.

В западных странах накоплен огромный опыт со­здания внебюджетных фондов. В особенности это отно­сится к экономическим фондам. Они расширяют воз­можности государственного влияния на развитие хо­зяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929— 1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономиче­ского и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.

С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-техни­ческих фондов.

В принципе, решение определенных проблем конк­ретного этапа развития общества может быть достигну­то либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и исполь­зования специальных внебюджетных фондов. Наличие специальной системы собственных источников финан­сирования целевых мероприятий в отличие от бюджет­ных ресурсов обеспечивает дополнительное привлече­ние средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.

В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.

В зависимости от функционального назначения вне­бюджетные фонды подразделяются на фонды экономи­чен кого, социального и природоохранного характера.

В соответствии с уровнем управления различают вне­бюджетные фонды общегосударственного и регионального значения. Из внебюджетных фондов федерального уровня выделяется часть средств, передаваемая в рас­поряжение территории. Вопросы непосредственной орга­низации и функционирования внебюджетных фондов ми холятся в компетенции органов власти соответству­ющего уровня. Целевое назначение, порядок формировании и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно.

Конкретное направление расходования средств вне­бюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвести­ции, на вложения в ценные бумаги, учредительную длительность и т.п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками и ж бюджетных фондов. Оперативное управления вне­бюджетными фондами осуществляется специально со­зданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

2. Пенсионный фонд

В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено осуществлять Пенсионному фонду России, как самостоятельному финансово-кредитному учреждению, образованному в целях государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения.

Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, — принцип солидарности поколе­ний — был сформулирован еще Бисмарком. Его суть со­стоит в необходимости обеспечения заработанного конк­ретным человеком материального уровня путем перерас­пределения средств как во времени (нынешние работни­ки содержат вчерашних), так и в пространстве — где бы человек ни жил. Пусть даже за пределами страны, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован вне зави­симости от наличия средств в конкретном фонде.

Пенсионный фонд России — это своеобразный ме­ханизм государственного управления денежными сред­ствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу РФ.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:

—средства, аккумулированные посредством внесе­ния единого социального налога;

—средства федерального бюджета, которые предна­значены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспе­чению гражданам;

—добровольные взносы юридических и физических лиц;

— доходы от коммерческих операций. Страховые взносы граждан, работодателей, концен­трируемые в Пенсионном фонде, используются:

—на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инва­лидности, по случаю потери кормильца, за вы­слугу лет);

—оказание помощи престарелым и нетрудоспособ­ным гражданам;

—выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

—повышение пенсий в связи с изменением индек­сов стоимости жизни;

—содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

—участие в финансировании программ по социаль­ной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

—осуществление коммерческих операций фонда;

—другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

3. Фонд государственного социального страхования

Важнейшим экономическим инструментом в систе­ме мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд государственного пищального страхования. Он представляет собой цент­рализованный денежный фонд государства, создавае­мый страховым методом.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 822 от 7 августа 1992 г. и действует в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 101 от 12 февраля 1994 г.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

К основным источникам формирования средств госу­дарственного фонда социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесе­ния единого социального налога;

—средства федерального бюджета;

—средства, вырученные системой социального стра­хования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;

—другие поступления и взносы.

Средства фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям.

Во-первых, выплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и др.). Право на пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью, име­ет работник, утративший трудоспособность вследствие увечья, собственной болезни или болезни членов его се­мьи и т.д. При определении конкретного размера посо­бия во внимание принимается длительность трудового стажа, а также причина, в результате которой утрачена трудоспособность. В размере полного заработка незави­симо от стажа работы пособие выплачивается только в том случае, если работник потерял трудоспособность в результате профессионального заболевания или увечья. Право на пособие по беременности и родам имеют работа­ющие женщины-матери. С целью соответствующего обес­печения охраны здоровья матери и ребенка данное посо­бие выплачивается независимо от трудового стажа в раз­мере полного заработка на период отпуска по беременно­сти и родам. Кроме того, предусмотрены единовремен­ные выплаты: при рождении ребенка, на погребение.

Во-вторых, на обеспечение финансирования санатор­но-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования опла­чивается полностью или частично приобретение трудя­щимися разнообразных путевок в санатории, дома от­дыха, пионерские лагеря и т. п.

В-третьих, на финансовое обеспечение процесса со­циальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев- профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслу­живание детей и т. д.

4. Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное ме­дицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения. Го­сударственная политика в этой области реализуется через функционирование специального фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в части обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ «О медицинском страхова­нии граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 8 июня 1991 г., полностью введенным в действие с 18 января 1993 г.

Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица а соответствии с действующим законодательством Рос-сип. Формирование финансовых ресурсов фонда осуще­ствляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения' единого социального на­лога. Средства Фонда обязательного медицинского стра­хования находятся в государственной собственности.

Основные задачи ФОМС:

— обеспечение реализации Закона РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федера­ции»;

— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного меди­цинского страхования;

— участие в разработке и осуществлении государ­ственной финансовой политики в области обяза­тельного медицинского страхования.

Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет:

—части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъек­тов независимо от форм собственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах, ус­танавливаемых законодательством РФ;

—взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договор­ных началах;

—ассигнований из федерального бюджета на выпол­нение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

—добровольных взносов юридических и физичес­ких лиц.

Средства ФОМС используются на оплату медицин­ских услуг, предоставляемых гражданам, финансирова­ние целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-техни­ческого обеспечения здравоохранения и другие цели.

Контрольные вопросы

1.Каково назначение внебюджетных фондов?

2.В чем специфика функционирования Пенсионного фонда?

3.В чем заключается экономическое назначение Фон­да государственного социального страхования?

4.Какова роль фонда медицинского страхования в государственной социальной поддержке населения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: