5.В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретными доходами или имуществом. Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента.
6.В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
Процентные займы подразумевают доход в виде начисления процента.
Выигрышные — доход в виде выигрышей в момент погашения.
При процентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть — в форме выигрышей.
Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию получения дефицитных товаров.
7.В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.
8.По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
|
|
Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
В более конкретном смысле управление государственным кредитом можно понимать как деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
3. Государственный долг
Общее понятие государственного долга РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания (-формулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.
Под государственным долгом понимаются долговые Обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и из условий обеспечивается всем находящимся в федеративной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и из условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его Казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют и ее полномочия.
|
|
В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В настоящее время РФ входит в тройку самых крупных должников мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным кредиторам возникла в период перестройки 1985—1991 гг. За это время внешний долг СССР вырос почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд долларов США.
Основными западными кредиторами РФ являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.
4. Структура внешней задолженности РФ
Структура внешней задолженности РФ следующая:
1.Задолженность официальным кредиторам, т. е. пе ред коммерческими банками западных стран, которые предоставляют кредиты под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, который объединяет официальных представителей основных стран — международных кредиторов.
2.Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Регулирует задолженность по таким кредитах Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе.
3. Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.
4. Задолженность международным финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
5. Кроме того, Россия приняла на себя долги СССР странам — бывшим членам СЭВ: Венгрии и Чехословакии (Чехии и Словакии).
6. К категории внешнего долга можно также отнести валютный долг РФ собственным предприятиям, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР.
Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно-конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга. Первоначально названный долг собственным предприятиям и банкам составлял 8 млрд. долларов США. Затем в результате проведенных мероприятий он несколько снизился.
|
|
В советское время никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся первоклассным заемщиком, так как погашение внешней задолженности относилось к важнейшим государственным приоритетам. Суммы, необходимые для выполнения графика задолженности, включались в валютный план. Как первоклассный заемщик, Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 г., когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти начали переговоры о предоставлении отсрочки платежей.
Особенности условий предоставления кредитов Советским Союзом другим странам заключаются прежде всего в политических и военно-стратегических мотивах. В списке должников РФ более 50 стран. Проблема долгов этих стран РФ до сих пор полностью не урегулирована.
5. Основные формы покрытия внутреннего государственного долга
Существуют три основные формы покрытия внутреннего государственного долга;
1) добровольно-рыночный кредит;
2) вынужденный;
3) административный кредит.
1. Под добровольным (рыночным) кредитом понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке.
К Ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат;
а) государственные краткосрочные обязательства (ГКО);
б) облигации федерального займа (ОФЗ);
в) облигации сберегательного займа (ОСЗ).
2. Под вынужденным кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет:
а) облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
б) казначейские обязательства (КО).
3. Административный — это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.
Кроме вышеперечисленных категорий покрытия hi (утреннего государственного долга существует долг федерального бюджета экономическим субъектам, возникший по причине невыполнения государством своих обязательств.
6. Управление государственным долгом
|
|
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние п.! денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности ПО срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных ценных бумаг, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
—удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;
—минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
—поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
—обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
—диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований, предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам — участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ, а внешнего — на Внешэкономбанк..')ти банки ведут свою работу на основе специальных (оглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
7. Стратегия государственных заимствований
Практика показывает необходимость выработки и реализации стратегии умеренного увеличения государственного долга, основанной, во-первых, на снижении реальной стоимости его обслуживания; во-вторых, на согласование динамики долга с темпами экономического роста.
Экономика России уже перешла все мыслимые критические пороги по наращиванию долга, и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проекты развития экономики России в ближайшей перспективе.
Учитывая сложность объекта, правильным было бы говорить о стратегии управления долгом в целом, так как отдельные его элементы имеют определенную специфику регулирования различными механизмами с использованием разных инструментов. Высокая степень неопределенности развития системы долга и ее регулирования предопределяет необходимость тщательного анализа отдельных ее составляющих и выбора наиболее эффективных инструментов для решения этой и задачи.
Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.
Необходима и долгосрочная программа предельных объемов государственного долга (отдельно по внешнему и по внутреннему долгу) по отношению к ВВП с акцентом на определение перспектив погашения отдельных структурных компонентов каждого из них, с выделением первичного долга и расходов по его обслуживанию.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер. Рассмотрим ключевые меры.
1. Высокая степень опасности нарастающею платежно- расчетного кризиса и его системный характер определяют необходимость принятия комплекса мер в части целенаправленной корректировки преодоления сложившихся деформаций современного курса ценовой, бюджетной, налоговой и финансово-кредитной системы, при этом особого внимания требует проблема создания специальной структуры, несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с Банком России.
2. Для выхода из долгового кризиса и перехода к подъему экономики необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до 25 — 30 %. Только при этих условиях возможно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия для функционирования расширенного воспроизводства.
3. Стимулирование потребительского спроса — одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсацией сбережений граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка прежде всего от демпинга низкокачественных товаров.
4. Расширение государственного спроса требует эффективного выполнения естественных функций государства (оборона, образование, здравоохранение и др.). Целевые государственные закупки должны соответствовать приоритетам структурной и промышленной политики, обладать высоким мультипликационным эффектом, обеспечивающим решение генеральной задачи — выход на траекторию устойчивого развития.
При выработке налоговых концепций необходимо
иметь в виду, что налоговый мультипликатор (при снижении налогов) ниже расходного мультипликатора,
поэтому снижение налогов нельзя рассматривать прямолинейно в плане обеспечения активизации совокупного спроса.
5. Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости государственного внутреннего долга. Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего
долга повлияют на высвобождение денежных средств,
необходимых для финансирования реального сек тора. Однако следует иметь в виду потенциальные возможности ослабления груза государственного долга за счет изменения структуры его держателей. Государственная политика, направленная на превращение государственных ценных бумаг в альтернативную долларовой форму сбережений, позволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранит ресурсную базу коммерческих банков. 6. Важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания госдолга является прекращение практики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений и т. д.), что не изменит реальную величину последней, но сделает ее более прозрачной.
Контрольные вопросы
1.В чем значение государственного кредита?
2.Какова классификация государственных займов?
3.Что понимается под государственным долгом?
4.Какова структура внешней задолженности РФ.
5.Назовите основные формы покрытия внутреннего государственного долга.
6.Что понимается под управлением государственным долгом?
7. Какова стратегия государственных заимствований?
Тема 9. Внебюджетные фонды
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов.
2. Пенсионный фонд.
3. Фонд государственного социального страхования.
4. Фонд обязательного медицинского страхования.
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального и.хода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и Субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Таким образом, внебюджетные фонды — это специфпческая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.
Посредством создания внебюджетных фондов любою уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. В отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств. Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресурсы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а также непосредственные источники их создания.
В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929— 1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.
С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов.
В принципе, решение определенных проблем конкретного этапа развития общества может быть достигнуто либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и использования специальных внебюджетных фондов. Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает дополнительное привлечение средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.
В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.
В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономичен кого, социального и природоохранного характера.
В соответствии с уровнем управления различают внебюджетные фонды общегосударственного и регионального значения. Из внебюджетных фондов федерального уровня выделяется часть средств, передаваемая в распоряжение территории. Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюджетных фондов ми холятся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формировании и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно.
Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги, учредительную длительность и т.п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками и ж бюджетных фондов. Оперативное управления внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.
2. Пенсионный фонд
В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено осуществлять Пенсионному фонду России, как самостоятельному финансово-кредитному учреждению, образованному в целях государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения.
Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, — принцип солидарности поколений — был сформулирован еще Бисмарком. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени (нынешние работники содержат вчерашних), так и в пространстве — где бы человек ни жил. Пусть даже за пределами страны, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован вне зависимости от наличия средств в конкретном фонде.
Пенсионный фонд России — это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу РФ.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:
—средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
—средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;
—добровольные взносы юридических и физических лиц;
— доходы от коммерческих операций. Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:
—на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);
—оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
—выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
—повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;
—содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;
—участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;
—осуществление коммерческих операций фонда;
—другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.
3. Фонд государственного социального страхования
Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд государственного пищального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом.
Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 822 от 7 августа 1992 г. и действует в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 101 от 12 февраля 1994 г.
Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.
К основным источникам формирования средств государственного фонда социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
—средства федерального бюджета;
—средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;
—другие поступления и взносы.
Средства фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям.
Во-первых, выплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и др.). Право на пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью, имеет работник, утративший трудоспособность вследствие увечья, собственной болезни или болезни членов его семьи и т.д. При определении конкретного размера пособия во внимание принимается длительность трудового стажа, а также причина, в результате которой утрачена трудоспособность. В размере полного заработка независимо от стажа работы пособие выплачивается только в том случае, если работник потерял трудоспособность в результате профессионального заболевания или увечья. Право на пособие по беременности и родам имеют работающие женщины-матери. С целью соответствующего обеспечения охраны здоровья матери и ребенка данное пособие выплачивается независимо от трудового стажа в размере полного заработка на период отпуска по беременности и родам. Кроме того, предусмотрены единовременные выплаты: при рождении ребенка, на погребение.
Во-вторых, на обеспечение финансирования санаторно-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования оплачивается полностью или частично приобретение трудящимися разнообразных путевок в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря и т. п.
В-третьих, на финансовое обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев- профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей и т. д.
4. Фонд обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения. Государственная политика в этой области реализуется через функционирование специального фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в части обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 8 июня 1991 г., полностью введенным в действие с 18 января 1993 г.
Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица а соответствии с действующим законодательством Рос-сип. Формирование финансовых ресурсов фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения' единого социального налога. Средства Фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности.
Основные задачи ФОМС:
— обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
— участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства ФОМС образуются за счет:
—части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
—взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
—ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
—добровольных взносов юридических и физических лиц.
Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Контрольные вопросы
1.Каково назначение внебюджетных фондов?
2.В чем специфика функционирования Пенсионного фонда?
3.В чем заключается экономическое назначение Фонда государственного социального страхования?
4.Какова роль фонда медицинского страхования в государственной социальной поддержке населения?