2.Каковы функции налогов?
S. Каковы принципы налогообложения?
4. Назовите элементы налога.
5. Какова классификация налогов?
6. В чем заключается сущность налогового менеджмента?
7. Каковы принципы построения налоговой системы РФ?
Тема 11. Региональные финансы
1. Сущность и роль региональных финансов.
2. Особенность финансов региона.
3.Региональные бюджеты: содержание, функции, источники
формирования и направления использования.
4. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета.
1. Сущность и роль региональных финансов
Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетами с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными курсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в прочес материального производства, но должны иметь гарантированный материальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно в систему региональных и местных финансов.
2. Особенность финансов региона
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр.
Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
3. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
Региональными называются бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе страны, получая помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.
Доходы региональных бюджетов в Российской Федераций формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. НК РФ (первая часть) к собственным региональным налогам относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления, к которым относятся доходы:
- от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от хозяйственной деятельности, например, сдача в аренду; дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти и управления региона; проценты, получаемые от размещенных в банках временно свободных денежных средств соответствующих бюджетов;
- от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (поступления от приватизации, продажи акций, квартир; производственных и непроизводственных фондов; реализации конфискованного имущества и т. д.);
- штрафные санкции и суммы в возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Имеются и другие виды неналоговых поступлений.
Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов.
В соответствии с БК РФ исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:
- обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов; проведение выборов и референдумов; деятельность средств массовой информации; формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу; поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;
- реализацию региональных целевых экономических и социальных программ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ; - оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
При этом БК РФ установлено, что если органы власти субъектов РФ приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта РФ. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономических связей регионов и других функций, связанных с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующих бюджетов финансировать расходы на:
— государственную поддержку отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;
— научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
—обеспечение правоохранительной деятельности;
—социальную защиту населения, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, деятельности средств массовой информации;
— развития федеративных и национальных отношений.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий предусматривается совместное финансирование и ряд других направлений бюджетных расходов экономического, социального, экологического и иного характера.
4. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета
В случае превышения расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покрытия на уровне субъекта являются: государственные (региональные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, ссуды, Мученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это так называемые внутренние источники инвестирования бюджетного дефицита. Существуют и in мне источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получения банковских кредитов и пр. Возможности их использования также определена законами РФ. Див улучшения условий внешних заимствований многие регионы России добились присвоения себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность ни питого обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские.
При долговременном финансировании как внутренние гак и внешних источников покрытия бюджетного дефицита возникает государственный долг субъекта Федерации. Это может быть долг перед физическими и Юридическими лицами, иностранными государствами, тиками и международными финансовыми организациями и т. д. Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом конкретном случае заимствования, но в пределах 30 лет, что установлено БК РФ.
Для финансирования текущих расходов, а также обслуживания и погашения уже имеющейся задолженности законом субъекта РФ о бюджете может предусматриваться эмиссия ценных бумаг. Но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие установленные законом ограничения: предельный абсолютный общий размер долга; предельный объем годового заимствования средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, который для субъекта РФ не должен превышать 30 % объема доходов бюджета региона на текущий финансовый год без учета финансовой по мощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году иных заемных средств. Одно временно расходы на обслуживание долга субъекта Федерации не должны превышать 15 % объема расходной части его годового бюджета. Если эти условия нарушаются и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить погашение своих долговых обязательств, то вышестоящий орган власти может или назначить ревизию соответствующего регионального бюджета, или передать его исполнение под контроль Министерства финансов РФ, или принять другие необходимые меры.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается особенность финансов региона?
2.В чем состоят различия между понятиями «финансы региона» и «финансовый потенциал региона»?
3.Каковы основные направления использования регионального бюджета?
4.Каковы методы борьбы с дефицитом регионального бюджета?
Тема 12. Финансы предприятий, учреждений, организаций: и х содержание и организация
1. Сущность финансов предприятия и его финансовых отношений.
2. Принципы функционирования финансов предприятий.
3. Финансы некоммерческих учреждений, организаций.
4. Организация финансов общественных объединений.
5. Сущность финансового менеджмента.
I. Сущность финансов предприятия и его финансовых отношений
Финансы предприятий как часть финансовой системы включают процесс создания, распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении. В ходе финансовой деятельности предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией деятельности, реализацией продукции (работ, услуг), формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы предприятий — это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Финансовые отношения являются частью денежных Прошений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием фондов денежных средств.
По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим целевым направлениям:
— связанные с формированием собственного кап и тала предприятия. Конкретные способы формирования капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Собственный капитал является основным источником финансирования внеоборотных активов и в определенной степени — оборотных активов;
—связанные с производством и реализацией продукции, образованием вновь созданной стоимости. Сюда включаются денежные отношения между поставщиками и покупателями, транспортом и клиентурой, другими производителями и потребителями услуг;
—отношения между предприятиями и банками по предоставлению и условиям возврата кредитов;
—отношения между предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в деятельности других предприятий или с совместной деятельностью;
—отношения между предприятием и его подразделениями, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств;
—отношения между предприятиями и отдельными работниками по поводу распределения и использования доходов, выпуска и размещения акций, облигаций, выплаты дивидендов и процентов;
—отношения между предприятиями и финансовой системой при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, применении штрафных санкций;
отношения между предприятиями и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков. Финансы предприятий выполняют две функции — распределительную и контрольную. Распределительная и я обеспечивает формирование первоначального капитала, создание обоснованных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, сочетание Тросов производителей, потребителей и государства. В основе контрольной функции — точный учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, у г). Финансы, выполняя распределительную функцию, обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы этого процесса: производство, обмен и потребление. Однако распределение и использование доходов большего количества, чем создано в результате производства и реализации, невозможно. Размер полученных предприятием доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.
При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат снижаются доходы как предприятия, так и государства. Это свидетельствует о наруше ниях в процессе деятельности предприятия, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.
Распределительные отношения затрагивают интересы государства, предприятий, работников, акционеров, кредитных и страховых компаний. Поэтому финансовый контроль за деятельностью предприятия носит всесторонний характер.
Он осуществляется:
—самим предприятием путем анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками, покупателями, государством, банками и юридическими и физическими лицами, с которыми предприятие связано финансовыми отношениями;
—налоговыми органами в целях обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей;
—банками при кредитовании и оказании других услуг;
—аудиторскими фирмами при осуществлении аудиторских проверок.
2. Принципы функционирования финансов предприятий
Финансы предприятия функционируют на основе ряда принципов, без которых использование финансов как инструмента эффективной деятельности невозможно.
1. Принцип экономической самостоятельности. Предприятия, независимо от формы собственности, самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. У предприятий в последние годы появились новые возможности инвестирования денежных средств. Для получения дополнительной прибыли они могут, кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения
денежных средств на депозитных счетах банков. Однако речь идет не о полной финансовой самостоятельности предприятия в процессе формирования финансовых ресурсов и их использования. Отдельные стороны деятельности предприятий регламентируются государством: предприятия всех форм собственности в соответствии с установленными ставками платят налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Начисление износа производится по нормам, установленным законодательством. Цена кредитов, которые может получить предприятие, как правило, близка к ставке рефинансирования ЦБ.
2.Принцип самофинансирования. Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных источников финансирования. Прежде чем осуществлять инвестиции, предприятие должно учесть все связанные с ними затраты, включая цену кредитов, инфляции и др., и сопоставить их с возможными доходами от инвестиций. Без превышения последних над первыми принцип самофинансирования не работает или инвестиции нецелесообразны.
3.Принцип материальной заинтересованности. Он определяется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, каждого работника, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения. Реализация этого принципа обеспечивается стимулирующей (а не фискальной) системой налогообложения, высоким уровнем оплаты труда, процентов и дивидендов по ценным бумагам, экономически обоснованными пропорциями распределения прибыли на цели накопления и потребления, уровнем банковского кредита, соразмерным с действительной эффективностью использования кредитных ресурсов, и т.д.
4. Принцип материальной ответственности. Это наличие определенной системы ответственности за результаты финансовой деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа неодинаковы для предприятий, их руководителей и отдельных работников. Для предприятия принцип реализуется, как правило, в форме штрафов, пени и неустоек, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, погашение векселей, при нарушении налогового законодательства. Кроме того, в отношении предприятий формой материальной ответственности может быть применение к ним процедуры банкротства в случае неудовлетворительной структуры баланса, порождающей неплатежеспособность. В более широком смысле материальная ответственность предприятий состоит в том, что ухудшение финансового состояния автоматически приводит к невозможности бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова же материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятия и его учредителей. Кроме того, с руководителей взимаются штрафы в случае нарушения предприятием налогового законодательства. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т. д. В широком смысле формой ответственности работников является нарушение предприятием сроков выплаты заработной платы.
5. Принцип обеспеченности рисков финансовыми резервами. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с разного рода рисками. Последствие
рисков сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия. Например, при продажах в кредит существует риск невозвращения долгов покупателями: при размещении временно свободных денежных средств в виде депозитных вкладов или вложений в ценные бумаги — риск получения недостаточного дохода, неполного учета в уровне дохода инфляции, вообще неполучения дохода по разным причинам; при осуществлении капитальных вложений в новые проекты — риск ошибок в расчетах доходности этих проектов. Кроме того, могут быть ошибки при планировании выручки от реализации и затрат на реализованную продукцию, что порождает риск неполучения прибыли в тех размерах, которые предполагались, невозможности вследствие этого выплачивать владельцу ценных бумаг проценты и дивиденды в достаточных размерах. Некоторые предприятия практикуют хранение средств резервных фондов на депозитных счетах в банках, получая от этого дополнительный доход. Определенное влияние на организацию финансов предприятий оказывают их организационно-правовые формы хозяйствования, установленные Гражданским кодексом РФ, который внес существенные изменения в правовое положение хозяйствующих субъектов. Юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по гноим обязательствам этим имуществом; юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта. Уставный капитал с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений по формированию уставного капитала.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью не может быть менее суммы, определенной законом, и образуется за счет вкладов его участников. На момент регистрации он должен быть оплачен не менее чем наполовину. Оставшаяся часть оплачивается участниками в течение года. Неоплаченная часть уставного капитала должна быть возмещена в течение года деятельности его участниками. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой уставный капитал и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.
Открытое и закрытое акционерные общества образуют уставный капитал из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его величина должна быть не менее размера, предусмотренного законом РФ об акционерных обществах. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. Это ограничение направлено против создания фиктивных акционерных обществ. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последующего финансового года в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость чистых активов общества оказалась меньше установленного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Формирование имущества частных предприятий осуществляется на принципах корпоративности.
Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного или муниципального имущества.
Таким образом, финансовые отношения между уч редителями строятся по-разному в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Содержание финансовых отношений в значительной степени определяется отраслевой принадлежнос тью предприятия. Отраслевая специфика влияет на титан и структуру имущества, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования, состав и структуру финансовых ресурсов, размеры финансовых резервов.
3. Финансы некоммерческих учреждений, организаций
Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В советское время почти все расходы учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. В условии рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников (источников финансовых ресурсов).
Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формировании финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.
Примерами оказания бесплатных услуг являются услуги в области государственного управления, обороны страны, охраны общественного порядка и т.д. (услуги обществу в целом).
Примерами оказания платных услуг являются услуги в области культуры, искусства, юриспруденции (услуги театров, кинотеатров, выставок, нотариата, адвокатуры и т.д.).
Примерами оказания услуг на смешанной основе являются услуги в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.
Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организации, осуществляющих некоммерческую деятельность:
1)бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;
2)денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;
3)выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
4)добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;
5)прочие денежные поступления.
Из денежных средств, поступивших из вышеуказанных источников, формируется фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения, организации, который используется для:
1)выплаты заработной платы;
2)возмещения материальных и приравненных к ним затрат;
3)расчетов с другими организациями и банками.
4)для создания фондов экономического стимулирования.
Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать краткосрочные и долгосрочные кредиты для своей деятельности.
Мобилизация и использование финансовых ресурсов и I и коммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования' Если услуги предоставляются потребителям бесплатно, то главным источником формирова ния финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов. В смете, наряду с бюджетными, могут отражаться другие источники финансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное Возмещение затрат за счет выручки от предоставления и иных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.
На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.