Понятие и сущность планирования в таможенных органах

Введение

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. В настоящее время планирование стало экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и трудовых коллективов, предприятий, различного рода фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и объектов с различными формами собственности.

Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Функция планирования означает выработку и принятие управ­ленческого решения, определенного постановления, письмен­ного или устного, в котором перед объектом управления будет по­ставлена какая - либо цель, задача.

В ходе планирования каждого предприятия необходимо достижение полного объема занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает ра­циональное использование человеческого потенциала, рабочего времени, технологий.

В настоящее время в отечественной литературе идет активное исследование планирования, можно выделить таких авторов как М. И. Бухалков, А. И. Ильин, О. С. Виханский, Н. П. Лебединский и т.д.

Цель лекции рассмотреть понятие и сущность планирования таможенных органах, задачи и методы планирования в таможенной системе.

Планом называется официальный документ в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией в целом, так и перед отдельными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределение ресурсов, а также меры, предпринимаемые в случае возникновения ЧП.

Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, речь идет:

• о постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычай­ных), стандартов деятельности на предстоящий период;

• о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

• об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние;

• о создании координационных механизмов.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле; в узком смысле планированием является составление специальных документов — планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.

Существует три основных типа планов.

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количест­венных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиаль­ной непредсказуемости конкретных событий.

Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и по­рядок осуществления. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обес­печить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения спе­цифических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступле­ния и распределения ресурсов и проч.

По срокам выполнения планы принято делить на три категории:

• долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые в виде программ;

• краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью таких планов являются оперативные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: