Теория общественного выбора. Сформировалась в качестве самостоятельного направления в 60-70-х годах

Сформировалась в качестве самостоятельного направления в 60-70-х годах. Иногда ее называют «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Основатель – Джеймс Бьюкенен (род. в 1919). Основные работы: «Формула согласия» (1962), «Теория общественного выбора» (1972), «Свобода, рынок и государство» (1986). В 1986 году Бьюкенен получил Нобелевскую премию за исследование договорных и конституционных принципов принятия экономических решений.

Предмет исследования – анализ особенностей нерыночных процессов выявления и согласования предпочтений с помощью политического механизма. Цель исследования – объяснить экономические аспекты политических процессов, сравнить эффективность рыночного и государственного механизма принятия решений.

Основные методологические предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека», анализ политики как процесса обмена.

Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Сторонники теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако, государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности; избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Обычно потребители общественных благ, действуя в роли избирателей, непосредственно определяют не конкретные размеры налогов, а лишь состав органов власти. Голосуя на выборах, избиратели во-первых, имеют возможность выявлять свои предпочтения через значительные промежутки времени, определяемые сроком избрания; во-вторых, вынуждены приобретать общественные блага в «едином пакете» в рамках предвыборной программы; в-третьих, имеют ограниченный выбор претен6дентов на государственные должности. Формировать такие «пакеты» общественных благ, предлагать их избирателям в форме программ, а затем принимать детальные решения – функции профессиональных политиков. Сторонники теории показали, что если в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, то нарушается принцип транзитивности предпочтений - ситуация «парадокс голосования». «Парадокс голосования» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. Для разрешения этого парадокса существуют такие приемы как лоббизм и логроллинг.

Лоббизм – способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Логроллинг (logrolling – «перекатывание бревна») – практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами». Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом, предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляются все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничения гражданских прав, свободы совести, печати и т.д.), могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Укрепление бюрократии увеличивает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штата сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей, занятых поиском политической ренты.

Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Условием эффективной борьбы с бюрократией представители теории считают приватизацию, его содержанием – развитие»мягкой инфраструктуры» (понятие введено У.Несканеном, означает увеличение экономических прав человека – укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.), конечной целью – создание конституционной экономики.

Логическим завершением теории общественного выбора является постановка вопроса о «провалах» государства (правительства). «Провалы» - это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к «провалам» относят:

1. ограниченность необходимой для принятия решений информации;

2. несовершенство политического процесса;

3. ограниченность контроля над бюрократией;

4. неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений.

Дж. Бьюкенен предложил новую концепцию организации политического рынка для достижения согласия в обществе. В рамках «политического обмена» выделялось два уровня общественного выбора: первый – разработка правил и процедур, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения («конституция экономической политики»); второй – практическая деятельность государства и его органов власти на основе принятых правил и норм. Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической рыночной игры на политический процесс. Государство должно выполнять охранительные функции и не участвовать в хозяйственной деятельности.

Историческая школа Германии

Историческая школа – это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны, где классическая политическая экономия не получила распространения. Представители исторической школы считали, что экономика каждой развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и чертами национального характера.

Методология:

§ учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;

§ выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;

§ определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

Этапы эволюции исторической школы:

Первый – 40-60-е годы Х1Х века – получил название «Старая историческая школа» (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс).

Второй – 70-90-е годы Х1Х века – называется «Новая историческая школа» (Л.Брентано, Г.Шмоллер, К.Бюхер).

Третий – первая треть ХХ века – «новейшая историческая школа» (В.Зомбарт, М.Вебер, А.Шпитхоф).

Историческая школа получила свое название от метода, который ее представители пытались ввести в экономическую науку в противоположность традиционной методологии исследования. Принцип историзма требовал изучения всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

Предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789-1846г.). Основная работа – «Национальная система политической экономии» (1841), в ней он критиковал классическую политэкономию, называя ее «космополитической экономией». В центре его работы – национальная экономика как целое, в ее взаимосвязях с внешним окружением. Основные идеи:

1. Теория производительных сил. Рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей. Задача политики – объединить людей, обеспечить экономическое воспитание нации. Это обеспечит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил «начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации».

2. Концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением о стадиях производства. Предложенные Листом стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние. В итоге нации переходят в заключительную стадию, в которой гармонично развивается сельское хозяйство, промышленность и торговля. Смысл «теории стадий» состоит, в частности, в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации.

3. Обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: