double arrow

Аудиторская выборка

Формируя мнение о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности экономического субъекта, аудитор, как правило, осуществляет сплошную проверку только для наиболее важных объектов. Для проверки всех ос­тальных финансово-хозяйственных операций применяется метод выборочного контроля. Во-первых, это обусловлено принципом существенности аудита, а во-вторых, сплошная проверка не всегда возможна из-за ее высокой трудоемкости.

Применяя метод выборочного контроля, аудитор фор­мирует аудиторскую выборку. К самому определению «аудиторская выборка» имеется два подхода:

• аудиторская выборка (в широком смысле) - спо­соб проведения аудиторской проверки, при кото­ром аудитор изучает бухгалтерскую документацию экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности;

• аудиторская выборка (в узком смысле) - пере­чень элементов проверяемой совокупности, отобранных определенным образом для того, чтобы на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности.

При этом под проверяемой совокупностью (генераль­ной совокупностью) понимают совокупность всех прове­ряемых на данном участке аудита элементов документа­ции бухгалтерского учета или объектов аудита. Проводя выборку, аудитор должен обеспечить ее репрезентатив­ность (представительность). Выборка признается репре­зентативной, если она сформирована таким образом, что дает аудитору возможность сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой сово­купности. То есть все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Проведение выборочной проверки состоит из следую­щих стадий (этапов):

Этап 1. Принятие решения о проведении выбороч­ной проверки. Устанавливается целесообразность осуще­ствления аудиторской выборки. Аудитор может принять решение о проведении сплошной проверки, если:

• число элементов генеральной совокупности настоль­ко мало, что применение статистических методов неправомерно;

• применение аудиторской выборки для выражения мнения о достоверности отчетности менее эффек­тивно, чем проведение сплошной проверки.

Если принято решение о проведении выборки, мож­но перейти к следующим этапам.

Этап 2. Планирование выборочной проверки.

1. Определение совокупности данных, которая будет подвергнута выборочному исследованию. Оценка возмож­ности осуществления стратификации - разбиения об­щей совокупности на несколько подсовокупностей, эле­ментов, которые имеют сходные характеристики.

2. Определение элементов наибольшей стоимости, а также ключевых элементов (элементов, в которых ауди­тор считает наиболее вероятным существование ошибок и искажений).

3. Отбор определенного числа элементов, подлежа­щих дальнейшей выборке.

4. Определение способа (метода) отбора элементов выборки.

Этап 3. Проверка элементов выборки (непосредствен­ное осуществление аудиторских процедур в отношении элементов выборки).

Этап 4. Анализ результатов выборочного исследования.

1. Анализ каждой ошибки, попавшей в выборку.

2. Экстраполяция полученных при выборке резуль­татов на всю проверяемую совокупность.

3. Оценка рисков выборки.

Порядок определения выборки данных из проверяе­мой совокупности и оценки результатов полученной та­ким образом информации устанавливается в федераль­ном правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка». Репрезентативность выборки аудитор обеспечивает, ис­пользуя один из следующих методов отбора:

• случайный отбор (может проводиться по таблице случайных чисел);

• систематический отбор (предполагает, что элемен­ты отбираются через постоянный интервал, на­чиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности (например, каждый пятнадцатый до­кумент из совокупности всех документов данной категории), либо на стоимостной их оценке (на­пример, каждый из следующей тысячи проданных товаров или элемент, составляющий оборот, на который приходятся каждые следующие десять тысяч рублей));

• комбинированный отбор - представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

В соответствии с федеральным правилом (стандар­том) № 16 «Аудиторская выборка» при определении объема (размера) выборки аудиторская организация дол­жна установить риск выборки, допустимую и ожидае­мую ошибки.

Риск выборки заключается в том, что мнение ауди­тора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности. Риск выборки имеется как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверки верности отражения и бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. В аудиторской практике различают риски первого и вто­рого рода для тестов системы контроля и проверки верно­сти оборотов и сальдо по счетам.

При тестировании средств контроля различают сле­дующие риски выборки:

риск первого рода - риск отклонить верную ги­потезу, когда результат выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система надежна;

риск второго рода - риск принять неверную ги­потезу, когда результат выборки свидетельствует о надежности системы, в то время как система контроля не обладает необходимой надежностью.

При проведении детальной проверки верности отра­жения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по сче­там различают следующие риски выборки:

риск первого рода - риск отклонить верную ги­потезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существен­ную ошибку, в то время как совокупность свобод­на от такой ошибки;

риск второго рода - риск принять неверную ги­потезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит суще­ственной ошибки, в то время как совокупность содержит существенную ошибку.

Риск отклонения верной гипотезы требует проведе­ния дополнительной работы со стороны аудиторской орга­низации или экономического субъекта, в учете которого и результате проведенной выборки была обнаружена ошибка. Риск принятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работы аудиторской органи­зации.

Размер выборки определяется величиной ошибки, ко­торую аудитор считает допустимой. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным аудитором уровнем существенности. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.

При тестировании средств системы контроля допус­тимой ошибкой является максимальная степень откло­нения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которую аудиторская организация определила на стадии планирования.

При проверке верности оборотов и сальдо по счетам допустимой ошибкой является максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, в пределах которой аудитор все еще может утверждать с достаточной степенью достоверности, что бухгалтерская от­четность не содержит существенных ошибок.

Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая, но объему выборка, чтобы проверить, что общая величина таких ошибок в совокупности не превысит размер допустимой ошибки. Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок.

Ожидаемая ошибка выборки - это примерное, субъективно оцениваемое значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете или отчетности экономического субъекта, которое аудитор до начала проверки предпо­лагает обнаружить в процессе аудита.

Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии (этапы) проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: