double arrow

Служба внутреннего аудита проверяемого экономического субъекта


- помощник аудитора

Для планирования аудита и разработки эффективно­го подхода к проведению аудиторской проверки аудито­ру необходимо получить представление о системах бух­галтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Аудитор должен ознакомиться с системой внутрен­него контроля еще до подписания договора об оказании аудиторских услуг и на основе его оценки определить:

• объем проверки;

• величину выборки;

• сроки проведения проверки;

• предполагаемые трудозатраты и стоимость аудита.

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица для упо­рядоченного и эффективного ведения финансово-хозяй­ственной деятельности. То есть цель системы внутренне­го контроля - предупреждение возникновения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Система внутреннего контроля организована эффек­тивно, если позволяет:

• обеспечивать сохранность активов;

• выявлять, исправлять и предотвращать ошибки и искажения информации;

• точно и полно оформлять документы бухгалтер­ского учета;




• своевременно подготавливать достоверную финан­совую (бухгалтерскую) отчетность;

• соблюдать прочие требования законодательства.

Система внутреннего контроля должна включать в себя:

• надлежащую систему бухгалтерского учета;

• отдельные средства (методы) контроля;

• контрольную среду.

При знакомстве с системой бухгалтерского учета аудитор прежде всего изучает учетную политику орга­низации, дает оценку ее сложности и делает вывод о ее соответствии нормативным требованиям и специфическим характеристикам аудируемого объекта. Для успешной работы весьма важно, чтобы мнение аудитора об основ­ных положениях учетной политики совпадало с мнени­ем руководства проверяемого объекта.

Аудитор знакомится с системой организации бухгал­терского учета экономического субъекта. Особую роль в оценке системы бухгалтерского учета играет знакомство с первичными документами, планом счетов и регистра­ми бухгалтерского учета. Степень детализации учета в большой мере влияет на объем аудиторской работы и может либо способствовать, либо затруднять ход ауди­торской проверки.

Важное место в оценке внутреннего контроля зани­мает знакомство со средствами (методами) контроля, которые используются в организации, в частности:

• порядок и систематичность проведения инвентари­заций;

• сверка документов;

• состояние организационно-распорядительной доку­ментации;

• наличие внутренних регламентов, регулирующих права и ответственность должностных лиц и поря­док их взаимодействия с бухгалтерией.



Для получения представления о методах контроля аудитор часто использует тестирование специалистов аудируемого объекта. Тестирование позволяет оценить не только состояние документов, регламентирующих внутренний контроль на предприятии, но и их исполне­ние.

При характеристике системы внутреннего контроля важно проанализировать структуру бухгалтерско-финан­совой службы, в частности наличие подразделения внут­реннего контроля, внутреннего аудитора, службы внут­реннего аудита и т. п.

Наиболее трудоемкой при оценке внутреннего конт­роля является оценка контрольной среды, которая на­прямую связана с анализом системы управления (в частности структуры управления на всех уровнях), распре­делением прав, обязанностей и ответственности, уровнем регламентации подразделений и наличием должностных инструкций, порядком обоснования и принятия управ­ленческих решений (в частности коллегиальностью это­го процесса), структурой документооборота и порядком оформления основных плановых, отчетных, финансовых документов.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направлен­ные на установление и поддержание системы внутрен­него контроля, а также понимание важности такой сис­темы. Контрольная среда влияет на эффективность кон­кретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:



1. Стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом.

2. Организационная структура аудируемого лица.

3. Распределение ответственности и полномочий.

4. Осуществляемая кадровая политика.

5. Порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей.

6. Порядок осуществления внутреннего управленче­ского учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

7. Обеспечение соответствия хозяйственной деятель­ности аудируемого лица требованиям законодательства.

8. Наличие и особенности организации работы реви­зионной комиссии, службы внутреннего аудита в соста­ве органа управления аудируемого лица.

К процедурам контроля, которые могут использовать­ся руководством аудируемого лица, относятся:

1. Подотчетность одних работников другим.

2. Внутренние проверки и сверки данных по вопро­сам финансово-хозяйственной деятельности.

3. Сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бух­галтерскими записями (инвентаризация).

4. Сравнение данных, полученных из внутренних ис­точников, с данными внешних источников информации.

5. Проверка аналитических счетов и оборотных ведо­мостей и арифметической точности записей.

6. Осуществление контроля за прикладными програм­мами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля над из­менениями компьютерных программ и доступом к фай­лам данных, над правом доступа при вводе и выводе информации из системы.

7. Ограничение доступа к активам и записям.

8. Сравнение и анализ финансовых результатов с пла­новыми показателями.

Порядок изучения и оценки систем внутреннего кон­троля аудитором изложены в федеральном правиле (стан­дарте) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемые аудируемым лицом».

В процессе аудита финансовой (бухгалтерской) от­четности аудитор должен уделять внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами проверяемой организации.

Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и/или собственниками организации, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.

Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует:

а) рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и провести его обсуждение на возможно более ранней стадии аудита;

б) определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;

в) заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:

а) взаимная координация планов аудиторской проверки;

б) обмен отчетами;

в) регулярные рабочие встречи;

г) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;

д) совместное представление отчетов руководству и/или собственникам экономического субъекта;

е) общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работу аудиторской организации.

Аудиторская организация информирует руководство и/или собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.

Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если они дают сходные (сопоставимые) результаты, корректив в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.







Сейчас читают про: