Балансовое обобщение

Документация и инвентаризация

Оценка и калькуляция

Бухгалтерские счета и двойная запись

Балансовое обобщение

Тема 2. Бухгалтерские счета, двойная запись (двойственное отражение), бухгалтерский баланс

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Элементы метода бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – способ познания (изучения) объектов бухгалтерского учета, включающий в себя ряд элементов.

Слагаемыми метода бухгалтерского учета являются: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойственное отражение в них хозяйственных операций; балансовое обобщение и отчетность.

Документация – это способ первичного отражения в документах происходящих хозяйственных операций.

Инвентаризация – это процесс выявления реального наличия хозяйственных ресурсов и условий их хранения с целью постоянного контроля за сохранностью собственности и определения достоверности учетных данных.

Оценка – это денежное выражение стоимости хозяйственных средств (имущества организации).

Калькуляция – это элемент метода, с помощью которого осуществляется исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и услуг.

Объекты бухгалтерского учета группируются в учете с помощью системы счетов, так чтобы можно было получить необходимые для текущего наблюдения и контроля показатели.

Двойная запись – взаимосвязанное отражение в системе счетов различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Под балансовым обобщением следует понимать способ бухгалтерского отражения в денежном выражении состояния наличных средств и их источников на определенную дату.

Отчетность – это совокупность обобщенных (сводных) показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета.

1. Сущность хозяйственного учета.

2. Виды учета. Измерители, применяемые в учете.

3. Предмет бухгалтерского учета и его объекты.

4. Классификация имущества организации по его составу и размещению.

5. Классификация источников образования имущества.

6. Метод бухгалтерского учета и его слагаемые.

Термин «баланс» происходит от двух латинских слов: bis – дважды и lanx – чашка весов. Отсюда bilanx означает равенство, характеризуемое двумя чашками весов, находящимися в равновесии. Бухгалтерский баланс остается одним из элементов метода бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс - это учетный документ в форме двусторонней таблицы, в которой на определенную дату в денежном выражении показано имущество предприятия и его использование в сопоставлении с источниками образования и получения. Одна сторона таблицы (левая) называется активом, другая (правая) - пассивом.

Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, например «Основные средства», «Нематериальные активы», «Уставный капитал» и т. д. Итог баланса называется валютой баланса.

Особенностью бухгалтерского баланса является равенство валюты баланса актива и пассива. Это объясняется тем, что в балансе группируются одни и те же средства хозяйства, но по двум признакам: в активе — по составу и размещению, в пассиве — по источникам образования. Этим обусловлено и само название «баланс», означающее равенство, равновесие.

Структура и содержание бухгалтерского баланса представлены в Приложении к Приказу Минфина России от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности».

Баланс составляется на основании данных оборотной ведомости по синтетическим счетам. По экономическому содержанию статьи баланса объединяются в группы, а группы - в разделы. Всего имеется 5 разделов, из них в активе - 2 и в пассиве - 3:

Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:

I. Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

III. Капитал и резервы.

IV. Долгосрочные обязательства.

V. Краткосрочные обязательства.

В разделе I «Внеоборотные активы» представлены наименее ликвидные активы организации, используемые организацией в течение длительного времени. Он включает следующие статьи: «Нематериальные активы», «Результаты исследований и разработок», «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности», «Финансовые вложения», «Отложенные налоговые активы», «Прочие внеоборотные активы».

Раздел II бухгалтерского баланса «Оборотные активы» включает следующие статьи: «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», «Дебиторская задолженность», «Финансовые вложения», «Денежные средства», «Прочие оборотные активы».

В разделе III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса показывается стоимость собственного капитала организации в разрезе его видов. Он включает следующие статьи: «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)», «Собственные акции, выкупленные у акционеров», «Переоценка внеоборотных активов», «Добавочный капитал (без переоценки)», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Раздел IV бухгалтерского баланса отражает долгосрочные обязательства организации на длительный срок (более чем на один год): «Заемные средства», «Отложенные налоговые обязательства», «Резервы под условные обязательства» (например незаконченные судебные решения, резервы на гарантийное обслуживание, поручительство за третьих лиц), «Прочие обязательства».

Раздел V «Краткосрочные обязательства»: «Заемные средства», «Кредиторская задолженность», «Доходы будущих периодов», «резервы предстоящих расходов», «Прочие обязательства».

По влиянию на статьи и валюту баланса различают четыре типа хозяйственных операций.

I тип - активное изменение (А + х - х = П);

II тип - пассивное изменение (А = П + х - х);

III тип - активно-пассивное изменение в сторону увеличения (А + х =П + х);

IV тип - активно-пассивное изменение в сторону уменьшения (А-х = П-х).

Здесь А - валюта актива баланса; х - изменения, происходящие в статьях баланса в результате хозяйственных операций; П - валюта пассива баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: