Концепция логистической экономики

Появление логистических моделей в экономике связано с определенным уровнем ее развития и возникновением определенных проблем.

Современный капитализм во многом отличается от того, каким он был в начале и даже в середине ХХ в. На рубеже 1970-80-х гг. значительно усилилось воздействие на производство НТР, неизбежным следствием которой становится тенденция к обобществлению производства в национальном и международном масштабе. Экономическая интеграция способствует централизации управления производственно-коммерческой деятельностью, усилению его бюрократизации.

В то же время конкурентоспособность западных корпораций стала во все большей мере зависеть от их способности генерировать и воспринимать новые идеи и воплощать их в форме новых продуктов, технологий, управленческих решений. В последние 10-15 лет американские и другие западные корпорации столкнулись с проблемой стимулирования новаторского поведения у работников большой организации, которая живет по законам обезличивающей бюрократии. С точки зрения управления возникает задача не допустить, чтобы бюрократические структуры и жесткое планирование как неотъемлемые элементы крупносерийного производства подавляли нововведенческую инициативу и предприимчивость персонала. Не менее сложной и не менее актуальной является эта проблема у нас, поскольку советское управление на всех уровнях экономической системы являлось административным, бюрократическим. Поэтому западный опыт антибюрократических реорганизаций весьма полезен для наших экономических реформ.

Попытки преодолеть недостатки административной (бюрократической) модели привели в конечном итоге к развитию нового понимания сущности и задач управленческой деятельности, к появлению новой философии управления. Сущность ее заключается в установлении отношений сотрудничества между людьми как по горизонтали, так и, что гораздо важнее, по вертикали.Движение инициативы «снизу», внутрифирменное предпринимательство приведет к тому, что организационная структура станет более подвижной, способной лучше реагировать на изменения внешней среды. В этой связи исключительно важное значение приобретает целостное понимание целей и путей развития фирмы менеджерами разного уровня, что по существу является признаком логистического мышления.

На межфирменном уровне решение той же самой проблемы тоже приводит к новой форме взаимодействия. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать, наряду с преимуществами специализации, возможности, предоставляемые производственной кооперацией и экономией на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска. Такие объединения и кооперирования обеспечивают единые технологические, экономические и организационные условия производственно-коммерческой деятельности для всех участников, образуя единое целое в форме неких логистических цепей внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия. По существу возникает новая форма организации совместного распределения и использования многими фирмами разнообразных ресурсов.

При межфирменном взаимодействии распределение ресурсов осуществляется в ходе деловых операций, суть которых сводится к передаче прав на использование ресурсов. При логистическом подходе значительная часть экономической деятельности осуществляется в рамках долгосрочных, сложных многосторонних контрактных отношений; деятельность фирмы при этом в той или иной мере выводится из-под влияния рыночных сил. Таким образом, наблюдается тенденция к замене рыночных операций обмена различными формами сотрудничества между фирмами.

Ряд зарубежных исследователей утверждают, что формируется особый механизм взаимоотношений, имеющий свою логику, и для обозначенияэтого механизма вводят понятие «логистическая цепь», или «логистическая сеть». Таким образом, сегодня можно говорить о наличии уже трех моделей рынка: к «свободному» и «административному» рынку добавляется логистическая цепь. Сравнительные характеристики их можно проиллюстрировать следующей таблицей (табл.1.1).

Таблица 1.1 Сравнительная характеристика основных моделей рынка

«Свободный рынок» Административная модель рынка Логистическая цепь (модель рынка)
1. Нормативная база
Право собственности, юридически скрепленные контракты Отношения найма Отношения взаимных обязательств
2. Средства коммуникации
Цены Административные процедуры Установившаяся практика
3. Методы разрешения конфликтов
Обращение в суд Административное Переговоры (преимущественно неформальные)
4. Степень гибкости
Высокая Низкая Средняя
5. Уровень взаимных обязательств сторон
Незначительный Средний либо высокий Средний

Философия обмена также различна в представленных моделях. В условиях «свободного» рынка прибыль имеет первостепенное значение, поэтому главным здесь является заключение выгодных сделок, с немедленным обменом ценностями. В случае логистической организации установление тесных связей, формирование атмосферы взаимной поддержки и системы встречных обязательств играет не меньшую, а зачастую и большую роль, чем выгода от отдельно взятой сделки. В административной организации содержание и процедура обмена зависят от положения конкретного участника в формальной структуре. Установление взаимосвязей в логистической организации требует, как правило, значительных затрат времени и сил, поэтому постепенно участники приходят к выводу, что в случае возникновения каких-либо экономических трений более выгодным представляется разрешение конфликта внутри цепи, нежели выход из нее.

Технической основой внедрения новой экономичекой модели являются развитие информационных технологий и использование автоматизированных систем управления в сфере производства и обращения.

Стратегические преимущества логистического соглашения достаточно велики и выходят за рамки только снижения затрат на отдельные производственно-коммерческие операции и/или совокупных издержек на весь предпринимательский цикл «товар-деньги-товар - деньги». Вступление в логистическую цепь позволяет фирме специализироваться на тех видах работ, которые являются ключевыми в обеспечении ее конкурентных преимуществ.

Классическим примером логистического разделения труда является субподрядная система, известная под названием «точно в срок», возникшая как результат постоянного совершенствования субподрядных отношений методами логистики. Эта система позволяет фирме полностью отказаться от складских запасов, полагаясь на неукоснительное выполнение обязательств субподрядчиками. При этом продолжает действовать также и рыночный механизм регулирования, и не исключается возможность приобретения товаров на стороне, если они предлагаются на более выгодных условиях.

Характер мотивов вступления в логистическую цепь в значительной степени зависит от размеров компаний: для крупных компаний это возможность снижения издержек, получение доступа к «ноу-хау» группированных компаний; для мелких компаний – снижение финансового риска, обеспечение доступа к новым рынкам сбыта. Логистические цепи также создают стимул к взаимному обучению, обмену информацией, совместному ее генерированию, способствует более быстрому внедрению новых идей.

Образование логистических групп в мировой экономике осуществляется несколькими путями. Во-первых, путем слияния и поглощения компаний, в ходе чего одна из них овладевает контрольным пакетом акций другой. Во-вторых, путем группирования, опирающегося на банки, которые финансируют и координируют деятельность участников. Наиболее распространенный сегодня путь – заключение фирмами контрактов о логистическом управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров. Наиболее дорогостоящий путь – слияние и поглощение, и потому он рассматривается как уже пройденный этап в цивилизованной рыночной экономике.

Актуален этот путь только в тех отраслях где снижение издержек и повышение рентабельности невозможно за счет других возможностей. Реализация известного эффекта масштаба. За 2004 г-самый крупный рынок слияний и поглощений – Восточначя Европа.

В СССР создание научно-производственных и производственных объединений (НПО и ПО) в свое время (1970-е гг.) осуществлялось главным образом по принципу организационно-технологического, иногда информационного единства при игнорировании или недооценке экономических последствий. Поэтому хорошая в принципе идея оптимизационных, логистических объединений различных производств и научных, конструкторских учреждений порождала не столько позитивные результаты, сколько негативные последствия, так как идеальных организационных структур или реформ не существует и важно то, как это делается, с какими предприятиями, в каких условиях и в какой период развития общества.

Широкая база практической реализации, а также имеющиеся теоретические разработки позволяют рассматривать логистическую экономику как науку. Сущность логистической экономики как науки заключается в поиске ответов на то, как оптимально, с позиции единого целого, строить, анализировать и сопрягать на разных уровнях производственно-коммерческие, хозяйственно-экономические и финансовые структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: