Появление логистических моделей в экономике связано с определенным уровнем ее развития и возникновением определенных проблем.
Современный капитализм во многом отличается от того, каким он был в начале и даже в середине ХХ в. На рубеже 1970-80-х гг. значительно усилилось воздействие на производство НТР, неизбежным следствием которой становится тенденция к обобществлению производства в национальном и международном масштабе. Экономическая интеграция способствует централизации управления производственно-коммерческой деятельностью, усилению его бюрократизации.
В то же время конкурентоспособность западных корпораций стала во все большей мере зависеть от их способности генерировать и воспринимать новые идеи и воплощать их в форме новых продуктов, технологий, управленческих решений. В последние 10-15 лет американские и другие западные корпорации столкнулись с проблемой стимулирования новаторского поведения у работников большой организации, которая живет по законам обезличивающей бюрократии. С точки зрения управления возникает задача не допустить, чтобы бюрократические структуры и жесткое планирование как неотъемлемые элементы крупносерийного производства подавляли нововведенческую инициативу и предприимчивость персонала. Не менее сложной и не менее актуальной является эта проблема у нас, поскольку советское управление на всех уровнях экономической системы являлось административным, бюрократическим. Поэтому западный опыт антибюрократических реорганизаций весьма полезен для наших экономических реформ.
Попытки преодолеть недостатки административной (бюрократической) модели привели в конечном итоге к развитию нового понимания сущности и задач управленческой деятельности, к появлению новой философии управления. Сущность ее заключается в установлении отношений сотрудничества между людьми как по горизонтали, так и, что гораздо важнее, по вертикали.Движение инициативы «снизу», внутрифирменное предпринимательство приведет к тому, что организационная структура станет более подвижной, способной лучше реагировать на изменения внешней среды. В этой связи исключительно важное значение приобретает целостное понимание целей и путей развития фирмы менеджерами разного уровня, что по существу является признаком логистического мышления.
На межфирменном уровне решение той же самой проблемы тоже приводит к новой форме взаимодействия. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать, наряду с преимуществами специализации, возможности, предоставляемые производственной кооперацией и экономией на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска. Такие объединения и кооперирования обеспечивают единые технологические, экономические и организационные условия производственно-коммерческой деятельности для всех участников, образуя единое целое в форме неких логистических цепей внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия. По существу возникает новая форма организации совместного распределения и использования многими фирмами разнообразных ресурсов.
При межфирменном взаимодействии распределение ресурсов осуществляется в ходе деловых операций, суть которых сводится к передаче прав на использование ресурсов. При логистическом подходе значительная часть экономической деятельности осуществляется в рамках долгосрочных, сложных многосторонних контрактных отношений; деятельность фирмы при этом в той или иной мере выводится из-под влияния рыночных сил. Таким образом, наблюдается тенденция к замене рыночных операций обмена различными формами сотрудничества между фирмами.
Ряд зарубежных исследователей утверждают, что формируется особый механизм взаимоотношений, имеющий свою логику, и для обозначенияэтого механизма вводят понятие «логистическая цепь», или «логистическая сеть». Таким образом, сегодня можно говорить о наличии уже трех моделей рынка: к «свободному» и «административному» рынку добавляется логистическая цепь. Сравнительные характеристики их можно проиллюстрировать следующей таблицей (табл.1.1).
Таблица 1.1 Сравнительная характеристика основных моделей рынка
«Свободный рынок» | Административная модель рынка | Логистическая цепь (модель рынка) |
1. Нормативная база | ||
Право собственности, юридически скрепленные контракты | Отношения найма | Отношения взаимных обязательств |
2. Средства коммуникации | ||
Цены | Административные процедуры | Установившаяся практика |
3. Методы разрешения конфликтов | ||
Обращение в суд | Административное | Переговоры (преимущественно неформальные) |
4. Степень гибкости | ||
Высокая | Низкая | Средняя |
5. Уровень взаимных обязательств сторон | ||
Незначительный | Средний либо высокий | Средний |
Философия обмена также различна в представленных моделях. В условиях «свободного» рынка прибыль имеет первостепенное значение, поэтому главным здесь является заключение выгодных сделок, с немедленным обменом ценностями. В случае логистической организации установление тесных связей, формирование атмосферы взаимной поддержки и системы встречных обязательств играет не меньшую, а зачастую и большую роль, чем выгода от отдельно взятой сделки. В административной организации содержание и процедура обмена зависят от положения конкретного участника в формальной структуре. Установление взаимосвязей в логистической организации требует, как правило, значительных затрат времени и сил, поэтому постепенно участники приходят к выводу, что в случае возникновения каких-либо экономических трений более выгодным представляется разрешение конфликта внутри цепи, нежели выход из нее.
Технической основой внедрения новой экономичекой модели являются развитие информационных технологий и использование автоматизированных систем управления в сфере производства и обращения.
Стратегические преимущества логистического соглашения достаточно велики и выходят за рамки только снижения затрат на отдельные производственно-коммерческие операции и/или совокупных издержек на весь предпринимательский цикл «товар-деньги-товар - деньги». Вступление в логистическую цепь позволяет фирме специализироваться на тех видах работ, которые являются ключевыми в обеспечении ее конкурентных преимуществ.
Классическим примером логистического разделения труда является субподрядная система, известная под названием «точно в срок», возникшая как результат постоянного совершенствования субподрядных отношений методами логистики. Эта система позволяет фирме полностью отказаться от складских запасов, полагаясь на неукоснительное выполнение обязательств субподрядчиками. При этом продолжает действовать также и рыночный механизм регулирования, и не исключается возможность приобретения товаров на стороне, если они предлагаются на более выгодных условиях.
Характер мотивов вступления в логистическую цепь в значительной степени зависит от размеров компаний: для крупных компаний это возможность снижения издержек, получение доступа к «ноу-хау» группированных компаний; для мелких компаний – снижение финансового риска, обеспечение доступа к новым рынкам сбыта. Логистические цепи также создают стимул к взаимному обучению, обмену информацией, совместному ее генерированию, способствует более быстрому внедрению новых идей.
Образование логистических групп в мировой экономике осуществляется несколькими путями. Во-первых, путем слияния и поглощения компаний, в ходе чего одна из них овладевает контрольным пакетом акций другой. Во-вторых, путем группирования, опирающегося на банки, которые финансируют и координируют деятельность участников. Наиболее распространенный сегодня путь – заключение фирмами контрактов о логистическом управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров. Наиболее дорогостоящий путь – слияние и поглощение, и потому он рассматривается как уже пройденный этап в цивилизованной рыночной экономике.
Актуален этот путь только в тех отраслях где снижение издержек и повышение рентабельности невозможно за счет других возможностей. Реализация известного эффекта масштаба. За 2004 г-самый крупный рынок слияний и поглощений – Восточначя Европа.
В СССР создание научно-производственных и производственных объединений (НПО и ПО) в свое время (1970-е гг.) осуществлялось главным образом по принципу организационно-технологического, иногда информационного единства при игнорировании или недооценке экономических последствий. Поэтому хорошая в принципе идея оптимизационных, логистических объединений различных производств и научных, конструкторских учреждений порождала не столько позитивные результаты, сколько негативные последствия, так как идеальных организационных структур или реформ не существует и важно то, как это делается, с какими предприятиями, в каких условиях и в какой период развития общества.
Широкая база практической реализации, а также имеющиеся теоретические разработки позволяют рассматривать логистическую экономику как науку. Сущность логистической экономики как науки заключается в поиске ответов на то, как оптимально, с позиции единого целого, строить, анализировать и сопрягать на разных уровнях производственно-коммерческие, хозяйственно-экономические и финансовые структуры.