Отличительной особенностью современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг превращается в движущуюся силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики. В индустриальной экономике понятие стоимости отождествляется с материальной продукцией и приобретаемыми материалами, а в «сервисной» — с характером использования и степенью совершенства материально-сервисных систем.
Важность сервиса непрерывно возрастает, что объясняется многими причинами, в частности, социальными программами, принимаемыми различными странами; развитием общей индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и трудоспособного населения; нацеленностью в своей деятельности многих фирм на конечного потребителя; развитием концепции
Таким образом, понятие логистического сервиса мы можем сформулировать как совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на, три основные группы:
> предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания. До начала процесса реализации, работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в
сфере оказания услуг, а также их планирование;
> работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров. Например: наличие товарных запасов на складе; исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции; обеспечение надежности доставки;
предоставление информации о прохождении грузов;
> послепродажный логистический сервис. Например, гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
Потоки сервиса, как и материальные потоки, распространяются в определенной среде доставки (для ГП — в дистрибутивной сети), в которой существуют свои ЗЛС, каналы, цепи и т.д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять требования потребителей к сервису.
Сопоставление управления логистических операций с материальными потоками и в логистической сервисной системе, позволяет сотруднику фирмы, производящему/оказывающему услуги, использовать те же принципы и методы управлении сервисными потоками, что и для материальных потоков. Для этого рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логи стического сервиса.
1. Сегментация потребительского рынка, т. е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления. Сегментация в данном случае, может осуществляться по географическому.фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку.
2.Определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг.
3.Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах.
4.Определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка, осуществляются путем проведения различных опросов.
5. Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании. Определяется различными математическими методами, рассматриваемыми далее.
6. Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Измерение качества сервиса при анализе и синтезе ЛС должно основываться на критериях, используемых покупателями сервисных услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и, если эти ожидания совпадают, то качество признается им удовлетворительным.
9.2. Логистическое сервисное обслуживание
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, то есть услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке.
Уровень логистического обслуживания возможно рассчитать несколькими методами:
> как отношение максимально возможного ассортимента
(количества) услуг к количеству услуг фактически возможному для оказания в настоящий момент.
> как отношение времени на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг, современем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той
же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле:
точные данные, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются:
1.Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностями со стороны покупателя его оценить.
2.Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3.Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.
4.Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.
5.Сервис — это деятельность (процесс) по доставке услуг и, поэтому не может быть протестирован прежде, чемпокупатель купит услуги.
6.Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) операций, причем покупатель оценивает эти субсервисные операции. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге.
Эффективная организация сервисного обслуживания должна охватывать всю логистическую цепь, создавая своеобразную гармонию между ее звеньями, технологическими компонентами и субъектами, использующими логистическую систему (ЛС). Высокоорганизованный сервис, который является одним из важных элементов современной логистики в условиях свободной рыночной экономики, — это важнейшая задача логистики и маркетинга.
Услуги, предоставляемые службами сервиса, весьма разнообразны и носят системный характер. Однако они в существенной степени связаны с экспедиторской деятельностью.
Экспедиционная деятельность при обслуживании материальных потоков отличается большим разнообразием выполняемых услуг:
1. комиссионирование, подгруппировка и упаковка грузов, документальное оформление перевозок и расчеты по тарифам за перевозку с транспортными предприятиями;
2. погрузочно-разгрузочные и складские операции, которые выполняют на региональных распределительных складах, создаваемых предприятиями, выпускающими готовую продукцию. Современные тенденции в области распределения продукции состоят в том, чтобы размещать складские объекты, на которых выполняются процедуры комиссионирования, непосредственно у пунктов произво
3.передача информации в продвижении материальных потоков от поставщика продукции до потребителей на всех фазах транспортного процесса.
Проблема логистического обслуживания включает три группы вопросов:
1)технология и организационная структура обслуживания.
2)показатели качества обслуживания;
3)целесообразный уровень обслуживания и определение оптимальной сферы обслуживания.
Экспедиторские организации — это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица. Поэтому за рубежом все производители предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. При этом предприниматели считают,, что использование посредников, в том числе взаимоотношений с транспортными организациями, представляет определенные выгоды. Резко уменьшается число контрактов производителя с вероятными покупателями товара (см. схему).
Схема организации сервиса индивидуальная (А), с
посредником-экспедитором (Б): Пр — производитель,
К — клиент, П — посредник
Дистрибьютор сокращает число контрактов. Кроме тощ у многих производителей недостаточно ресурсов для осуществления прямого маркетинга. Обращение предпринимателя к посредникам также объясняется высокой эффективностью посреднических мер по повышению доступности товара на рынке сбыта. В сфере обслуживания функционируют как крупные фирмы — центры сервиса, оснащенные современным электронным оборудованием, так и небольшие частные экспедиционные организации, которые обслуживают небольшие предприятия по принципу курьерской службы в короткое время и с высокой степенью надежности.
В рамках логистической системы при организации сервиса применяют индивидуальный, децентрализованный способ, когда каждое предприятие или фирма осуществляют сервис, транспортно-экспедиционное обслуживание самостоятельно, и централизованный, когда обслуживание осуществляется посредниками, специализированными транспортно-экспедиционными организациями, мощными центрами сервиса.
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:
1. срок поставки — промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;
2. обязательность (точность) поставки — оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю продукции;
3. готовность к поставке — согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
4. качество поставок — характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
5. информационная готовность — готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
6. гибкость — готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.
Существенным показателем сервиса является уровень обслуживания Т|, который определяется соотношением:
уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.
С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Главным при обеспечении роста конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
Для определения оптимального уровня обслуживания осуществляется своеобразная балансировка расходов, доходов и прибыли, реализуется принцип компромиссного решения, при котором фирмы прилагают усилия, чтобы достигнуть наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Эта процедура сводится к тому, что сопоставляются затраты, связанные с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов на рынке продажи, которые растут при уменьшении числа услуг. В итоге балансировки находится некоторый оптимум уровня обслуживания.
9.3. Услуги логистической инфраструктуры.
Предпринимательская деятельность реально конкретизируется в двух основных формах—вещи и услуги. Производственные услуги играют важную роль в функционировании предприятия, а доля персонала, занятого производственными услугами, достигает в некоторых отраслях 50% персонала, занятого непосредственно на производстве.
По данным государственных статистических органов развитых индустриальных стран доля услуг в валовом национальном продукте уже сейчас составляет от 2/3 до 3/4. В США количество работающих в сфере услуг достигло 77% от общего числа занятых, и эта сфера, согласно прогнозам, должна дать в ближайшие десять лет 90% всех новых рабочих мест. В сфере услуг возрастает роль финансового и делового обслуживания (лизинг, франчайзинг) и распространением информации. Предоставление франшизы, предполагающее активное участие предпринимателя-оператора, является популярным способом финансирования расширения сервисной сети и обеспечивает последовательную реализацию выбранной концепции обслуживания. Важное значение приобретает сегодня лизинг. Лизинговые компании и компании по прокату часто представляют собой гибридные образования из предприятия-изготовителя и сервисного предприятия. Как свидетельствует практика развитие лизинга существенно влияет на характер и эффективность инвестиционных процессов. Так, во всех инвестициях в оборудование растет доля оборудования, поставляемого по лизингу. Статистика также свидетельствует, что продукция, передаваемая в лизинг ее непосредственными производителями, ежегодно увеличивается в среднем на 6%.
Рост объемов производственных услуг обусловлен:
1.Превращением НИОКР, дизайна, рекламы, маркетинга, системы технологической подготовки продукции и ее распределения в основные производственные процессы;
2.Необходимостью использовать специализированные службы для развития функций обработки данных, дизайна, НИОКР, оценки потенциала финансовых рынков, создания сети связей с партнерами и управления внешними связями, прогнозирования развития законодательства собственной и зарубежных стран и т. д.
3.Изменениями в навыках, технике и организации производства, связанными с инновационным процессом;
В современных условиях становится значимым учет природы услуг на основе выделения их классификационных признаков.
Основой для фундаментальных признаков классификации услуг стало выделение профессиональных услуг, включавших в себя всю разновидность разноотраслевых услуг и послужила в дальнейшем в маркетинге, а именно: их деления на профессиональные (professional) и непрофессиональные (nonprofessionalи выделение выделив принципиальных групп
· услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;
· услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;
· услуги, не связанные с физическими товарами.
Разграничение услуг на материальные и нематериальные имеет прямое отношение к вопросу о границах материального производства, который на протяжении многих лет продолжает оставаться дискуссионным.
При разработке методической базы услуг в 1979-1980 годах предложена классификация услуг сферы обращения для промышленно-хозяйственных сруктур народного хозяйства, которая базировалась на классифиации услуг по трем направлениям деятельности: межотраслевом (услуги организационые и экономические); внутриотраслевые (производственно-технологические, заготовительно-производственные, организационно-коммерческие);внутрипроизводственные.
В общем виде процесс труда по оказанию материальных услуг выступает как своеобразный процесс производства материальных благ, который необходимо подразделить по своему функциональному назначению в общественном воспроизводстве на два вида:
1.в виде инфраструктуры материального производства, т.е. процесса труда, являющегося общим условием общественного процесса производства. Здесь продукт инфраструктуры выступает в форме полезного действия — работы, неразрывно связанного с процессом производства. Этот полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства, так как он входит составляющей общего технологического процесса производства материальных благ.
2.в сфере обслуживания (сервис, служба быта и др.)» т.е. процесса труда по восстановлению потребительских свойств уже созданных материальных благ.
Услуга является самостоятельной экономической формой проявления труда и имеет особую потребительную стоимость. Специфика потребительной стоимости услуги определяется спецификой конкретного труда, оказываемого услугой. Методологической основой для правильного понимания услуги и специфики труда, ее производящего, является рассмотрение услуги с позиции деятельности и ее результата. Особенность результата услуги определяется как свойствами конкретного труда ее предоставляющего, так и объектом труда. Оба эти момента необходимо учитывать при анализе услуг и их классификации.
Особенностью труда, создающего услуги является то, что он выступает одновременно в двух экономических функциях — как созидающая деятельность и своеобразная форма продукта. Первая функция присуща всем без исключения видам человеческого труда, вторая — лишь труду в обслуживании, что и предопределяет деление услуг на материальные и нематериальные.
К материальным относятся услуги, требующие для своего осуществления прямых энергетических и материальных затрат или условий, адекватных количеству, объему и качеству этих услуг, например, погрузка, выгрузка, транспортировка, передача, перевалка, хранение, упаковка, маркировка и т.д.
К нематериальным относятся такие услуги, общественная полезность которых неадекватна затрачиваемым средствам, например, услуги управления, науки, культуры, образования, здравоохранения, правопорядка, идеологии, обороны и т.д.
Признаком услуг инфраструктуры является их утилитарность, т.е. способность и свойство служить средством или условием для осуществления другой деятельности,которая выступает по отношению к услугам инфраструктуры в качестве цели и способствует достижению последней. Из этого положения вытекают два важных вывода:
1) инфраструктура не может существовать сама по себе без своего объекта обслуживания, в качестве которого должна обязательно выступать какая-либо другая деятельность (производственная, социальная или институциональная);
2)между инфраструктурой и объектом ее обслуживания всегда должна существовать причинно-следственная связь, которая позволяла бы определять характер и измерять влияние инфраструктуры на обслуживаемый объект (например, в случае процесса оптового товародвижения). Следовательно, если услуги необходимы для нормальной или более эффективной деятельности какого-либо объекта,, то они относятся к инфраструктурной деятельности и требуют наличия количественного измерителя своего воздействия на обслуживаемый объект.
9.4. Анализ качества логистического сервиса.
Многообразие услуг позволяет объединить их в групщы и подгруппы со сходными характерными особенностями. Классификация логистического сервиса упорядочивает данное многообразие видов и форм обслуживания, что позволяет осуществлять целенаправленное и эффективное управление логистическим сервисом и его оценку на макро- и микроуровне, в пределах макро— и микрологистических систем.
1.По временному параметру, особенности услуг, оказываемых в предпродажный и послепродажный период, а так же в процессе продажи товаров, могут классифицироваться на: предпродажный сервис, к которому относятся услуги, связанные с подготовкой процесса продажи/поставки, мотивирующие коммерческий интерес со стороны потребителя/покупателя к продукции.
Сервис в процессе продажи/поставки зависит от соответствующих условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки по оказанию логистических услуг определенного качества и количества.
К послепродажному логистическому обслуживанию относят услуги: по обеспечению безотказной эксплуатации проданной/поставленной продукции, в том числе консультации по управлению запасами; подготовку, переподготовку персонала; монтаж/демонтаж и др. По сути логистические услуги, оказываемые, в послепродажный период, создают условия для непрерывности процесса продажи/поставки, увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
2.В зависимости от формы оплаты, логистический сервис делится на платный (дополнительный) и бесплатный (вмененный) весьма условно и формально. Бесплатный (вмененный) сервис— это комплекс услуг, учтенных при калькуляции издержек обращения, стоимость которых входит в цену поставки. К бесплатному сервису обычно относят предпродажное логистическое обслуживание, в зависимости от условий договора купли-продажи/поставки частично или в полном объеме логистические услуги, оказываемые в процессе продажи/поставки и гарантийный период послепродажного обслуживания.
Платный (дополнительный) логистический сервис — это совокупность услуг, оплату за которые потребитель осуществляет по отдельно выставленному счету. В платное (дополнительное) обслуживание включают послегарантийные услуги и часть услуг,выполняемых в процессе реализации/поставки продукции,
если это предусмотрено соглашениями.
3. По содержанию работ, логистический сервис можно классифицировать на материальный и нематериальный.
К логистическим услугам материального характера относят услуги.направленные на потоки ТМЦ, их материальную суб
станцию. При этом целью материальных услуг может являться как физическое преобразование параметров товаропотоков, дабы технологически приспособить их к потребностям пользователей, так и сохранение неизменного состава и структуры последнего, (например, хранение).
К нематериальному, относят услуги, в основном связанные с функциями управления (например, консультации в области
управления запасами, транспортными средствами, диспетчеризация потоков, разработка и реализация индивидуальных схем оплаты за поставку товаров, и т.п.) Статистика свидетельствует об увеличении доли нематериальных, интеллектуальных услуг в общем объеме логистического обслужива
ния. Поэтому разработка интеллектуальных продуктов (оригинальных нематериальных логистических услуг) может рассматриваться как стратегическое направление развития субъектов торговой логистики.
4. По направленности услуг выделяют прямой и косвенный логистический сервис.
Прямой логистический сервис объединяет услуги, целевое назначение которых предопределено непосредственно предметом торговой сделки и направлено на материальный продукт и пользователя.
Косвенный сервис обычно направлен не на объект торговой сделки, а на создание благоприятных условий, обеспечивающих долгосрочное взаимовыгодное коммерческое сотрудничество. Логистический сервис может быть организован непосредственно субъектом купли-продажи/поставки, а также с привлечением сторонней организации.
5. По степени адаптивности к потребностям конкретного клиента логистический сервис разделяют на стандартизированный и индивидуальный. Стандартизированный сервис включает в себя пакет услуг, потребность в которых
наиболее часто испытывают клиенты. Стандартизированный логистический сервис — это всегда в некоторой степени абстракция от конкретного пользователя, его потребностей. Существенным преимуществом стандартизированного логистического обслуживания, по сравнению с индивидуальным, являются относительно низкие издержки его организации. Применение стандартизированного логистического
обслуживания целесообразно в случаях, когда услуги оказываются значительному количеству фирм с небольшим по величине объемом деловых операций, с низкой частотой и стоимостью возникающих у них потребностей.
Индивидуальный логистический сервис в своем роде всегда оригинален. Логистические услуги, входящие в пакет индивидуального обслуживания, опираются на специфику
потребностей клиентов. Индивидуальное обслуживание требует, с одной стороны, глубоких знаний клиента, его проблем, с другой стороны, оптимальных способов удовлетворения его потребностей что, безусловно предполагает наличие гибких технологий обслуживания, соответствующего оборудования и персонала.
6. По форме организации логистический сервис классифицируют на сервис, реализуемый собственными силами, с привлечением третьей стороны и организованный попринципу самообслуживания.
Логистический сервис в рам
ках логистической цепи считается децентрализованным, если логистическое обслуживание организовано отдельными звеньями цепи и самостоятельно и обособленно, собственными силами и/или с привлечением сторонней специализированной организации.
На макроуровне в управляемых логистических цепях оказание логистических услуг исключительно силами функционально специализированного посредника может быть квалифицированно как централизованный логистический сервис. Когда потребитель от своего имени и за свой счет организует логистическое обслуживание — данную форму организации логистического сервиса классифицируют как самообслуживание.
7. По масштабу логистический сервис (в зависимости от форм торговой деятельности: внутренней и международной) классифицируется: на локальный, региональный, национальный и международный. Особенности логистического обслуживания, оказываемого отечественным (локальный, региональный, национальный логистический сервис) и зарубежным (международный логистический сервис) потребителям, обусловлены спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации соответствующей предпринимательской деятельности.
При анализе и синтезе услуг по параметрам качества сервиса различают задачи удовлетворения внешних и внутренних потребителей. С точки зрения удовлетворения внешних потребителей (конечных потребителей на рынке сбыта продукции) интегрированная ЛС должна быть построена по принципу «следящей системы» с обратной связью, т.е. она должна обеспечивать внешних потребителей продуктами и услугами, удовлетворяющими их специфические требования по качеству, все время отслеживая при этом степень такого удовлетворения.
Задачами интегрированной ЛС при этом являются:
· определение и планирование объемов выпуска требуемых рынком продуктов и сопутствующего сервиса приих сбыте, которые способны удовлетворять специфические ожидания конечных потребителей в качестве продуктов и услуг;
· обеспечение внутренней приспособленности всей ЛС к технологиям производства и дистрибьюции.
Интегрированная ЛС, работающая по принципу «следящей» системы, должна быть способна обеспечить непрерывное соответствие внутренней организации и логистического управления информации об измеренном потребительском удовлетворении, и исходя из результатов сравнения, уменьшать неудовлетворенность (основная обратная связь).
Стратегия интегрированной ЛС при отслеживании качества товаров и сервиса состоит из двух этапов: