Закупочная Производственная Распределительная

логистика логистика логистика

Рис. 1.5. Соотношение закупочной, производственной и распределительной логистики

При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы:

· работа, выполняемая транспортом, принадлежащем специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

· работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика не имеет четко очерченных границ. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. Именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволяет ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики – информационной логистики. Объект исследования здесь – информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, относящиеся к области информационных потоков.

Логистическая информационная система, по сути, - это автоматизированная система управления, так как в основе ее функционирования лежат процессы обработки и передачи информации. Принципиальная разница между логистической информационной системой и любой другой АСУ заключается в организации связей между элементами. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком (решение одной логистической задачи может затрагивать несколько функциональных подсистем традиционной АСУ).

Информационные системы в логистике могут работать на макро- и микроуровне.

На уровне предприятия выделяют следующие виды систем:

· Плановые;

· Диспозитивные (диспетчерские);

· Исполнительные (оперативные).

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Здесь решаются такие задачи, как создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными; планирование производства; управление резервами и др. задачи.

Диспозитивные информационныесистемы создаются на уровне управления складом или цехом и решают такие задачи как детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет грузов и др. задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне оперативного управления. Принципиальное их отличие – работа в режиме реального времени. Здесь отслеживается движение материального потока в текущий момент времени, и немедленно выдаются необходимые административные и управляющие воздействия.

В соответствии с концепцией логистики эти все виды систем должны интегрироваться в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая с помощью вертикальных информационных потоков. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. Вертикальные и горизонтальные потоки можно проиллюстрировать следующей схемой (табл. 1.2.).

Таблица 1.2. Информационные потоки в микрологистических системах

Вид информационной системы Вид отчетности Уровень руководства Решаемые задачи
Плановая Годовой отчет Высшее Руководство Выработка стратегии и тактики достижения целей
Диспозитивная Еженедельный, месячный, квартальный отчет Средний менеджмент Определение способа действия, доведение правил, инструкций, заданий
Исполнительная Ежедневный отчет Непосредственные исполнители Исполнение инструкций, обработка и группировка первичной информации

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

· Возрастает скорость обмена информацией;

· Уменьшается количество ошибок в учете;

· Уменьшается объем непроизводительной «бумажной» работы;

· Совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

Создание и функционирование логистических систем основано на современных средствах связи и вычислительной техники. В центре этого комплекса находится ЭВМ.

При построении информационных логистических систем на базе ЭВМ должны учитываться следующие принципы:

1. Принцип использования программных и аппаратных модулей. Соблюдение этого принципа позволит:

· Обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

· Повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

· Снизить их стоимость;

· Ускорить их построение.

2. Принцип поэтапного построения системы. Логистические информационные системы на базе ЭВМ являются постоянно развивающимися. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, реализуемых функций и решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что очередность этапов создания систем оказывает существенное влияние на последующее развитие системы и эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы полномочий и ответственности отдельных подразделений предприятия или самостоятельных организаций. Обеспечение плавного перехода такого стыка является одной из главных задач логистики.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина».

Такие автоматизированные информационные системы логистики на практике воплощают идею «безбумажного» управления. Оснащение персональными компьютерами рабочих мест ответственных должностных лиц грузовых станций и других логистических звеньев позволит использовать электронные варианты перевозочных документов, что значительно упрощает их обработку и повышает оперативность принятия и исполнения решений.


Вопросы для самоконтроля по теме 1

1. Что такое наука логистика? Как она связана c экономикой?

2. Назовите шесть правил логистики. Что они означают?

3. Чем различаются макрологистические и микрологистические системы?

4. Какая проблема существует у крупных организаций, функционирующих в рыночно-конкурентной среде? Как решается эта проблема на микро- и макроуровне?

5. Чем отличается экономическая модель рынка в виде логистической цепи от других рыночных моделей?

6. В чем проявляется экономический эффект логистики?

7. Как влияет логистика на организационную структуру предприятия?

8. Какие задачи решает закупочная логистика?

9. Какие задачи решает производственная логистика?

10. Какие задачи решает распределительная логистика?

11. Какие задачи решает транспортная логистика?

12. Какие задачи решает информационная логистика?

13. Чем отличаются информационные логистические системы от традиционных АСУ?

14. Какие виды информационных логистических систем выделяют на уровне предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: