Экономический эффект от использования логистики

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Специальные исследования показали, что доля расходов, связанных с упаковкой, транспортировкой, хранением и другими логистическими операциями, составляет до 70% от общей стоимости продукции. Высокая доля затрат на логистику в конечной стоимости товара показывает, что именно в этой сфере имеются существенные резервы улучшения показателей хозяйствования.

Главными составляющими экономического эффекта от применения логистики являются:

Ø Снижение запасов на всем пути движения материального потока. Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

- в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от пропажи и порчи товаров;

- большая часть оборотного капитала предприятия, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятия);

- в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов за счет логистики объясняется высокой степенью согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, рационального распределения запасов и т.д.

Ø Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени на складирование, производственные операции и доставку затраты времени на собственно производство составляют в среднем от 2 до 5%, т.е. свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль в единицу времени, снизить себестоимость продукции;

Ø Снижение транспортных расходов за счет оптимизации маршрутов движения транспорта, сокращения холостых пробегов и улучшения других показателей работы транспорта;

Ø Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи, так как логистический подход предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.

Логистический подход также создает условия для улучшения других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это обусловлено возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных, системных свойств, обеспечивающих достижение конечной цели, сформулированной как «ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЛОГИСТИКИ»: «ГРУЗ; КАЧЕСТВО; КОЛИЧЕСТВО; ВРЕМЯ; МЕСТО; ЗАТРАТЫ». Т.е. потребитель должен получить нужный товар необходимого качества в необходимом количестве, который должен быть доставлен в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами. При этом поток рассматривается как сквозной, проходящий через различные фазы производства и распределения. Принципиальную разницу между материлопроводящей системой в широком смысле и логистической системой можно проиллюстрировать следующим рисунком (рис. 1.1.).

Продвижение Организация,

материального потока: согласованность

 
 


ГРУЗЫ + производит. Материалопроводящая

(мат.поток) силы (техника, система

здания,

персонал)

Логистическая система

Рис. 1.1. Соотношение материалопроводящих и логистических систем.

Рассмотрим пример логистической оптимизации процесса доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазина розничной торговли. Участниками товародвижения сахарного песка являются: завод-изготовитель, оптовая база и сеть продовольственных магазинов (рис1.2.).

Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки по 50 кг. Логистически неоптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.


Рис. 1.2. Участники товародвижения сахарного песка.

Предположим, что все три участника находятся в руках одного собственника. Где бы этот собственник организовал фасовку сахара? Фасовка может быть организована в 4-х местах:

-за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время отпуска товара;

-в магазине до подачи сахара к прилавку;

-на оптовой базе в цехе фасовки;

-на заводе-изготовителе.

Чем ближе к заводу-изготовителю, тем дешевле будет процесс фасовки, так как чем крупнее фасуемые партии, тем больший может быть эффект от высокопроизводительной фасовочной техники. Очевидно, что единый собственник организовал бы расфасовку сахара на заводе-изготовителе. Однако участники процесса обычно находятся в разных руках. И если торговле, в принципе, выгодно иметь дело с фасованным сахаром, то для завода-изготовителя фасовка – лишние затраты. Таким образом, в результате завоза в магазины нефасованного сахара совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Поэтому, чтобы сахар не проходил весь путь в мешках, а расфасовывался на заводе, необходимо отрегулировать механизм экономических расчетов всех участников процесса, они должны объединиться и совместно решить следующие задачи:

· Определить размер дополнительной прибыли, получаемой в результате ранней фасовки.

· Определить порядок распределения этой прибыли между участниками.

· Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения сахара до торговых залов магазинов, т.е. решить комплекс технических задач (выбор тары-оборудования, транспортных средств, средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д.).

· Договориться о едином взаимоувязанном процессе обработки материального потока, т.е. решить комплекс технологических задач.

· Решить математическими методами различные оптимизационные задачи (оптимизация запасов на различных участках движения, оптимизация размеров поставляемых партий и т.п.).

В итоге решения комплекса этих задач может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая выигрыш за счет качественного изменения управления материальным потоком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: