Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями, называется ш е в р о н н ы м.
Из технологических соображений шевронные колеса изготовляют двух типов с дорожкой посредине колеса (а) и без дорожки (б).
β
Fa/ Fa/
F/ F/
Ft/ Ft/
б)
Рис.13.4
В шевронном колесе осевые силы Fa/ на полушевронах, направлены в противоположные стороны, взаимно уравновешиваются внутри колеса и на валы и опоры валов не передаются. Поэтому у шевронных колес угол наклона зубьев принимают в пределах β =25о...40о, в результате чего повышается прочность зубьев, плавность работы передачи и ее нагрузочная способность. Поэтому шевронные колеса применяют в мощных быстроходных закрытых передачах.
Недостатком шевронных колес является высокая трудоемкость и себестоимость изготовления.