Червячная передача

Лекция 15

Червячная передача имеет перекрещивающиеся оси валов, обычно под углом 90°. Она состоит из червяка – винта с трапецеидальной резьбой и зубчатого червячного колеса с зубьями соответствующей специфической формы.

Рис.15.1

Движение в червячной передаче преобразуется по принцпу винтовой пары. Изобретателем червячных передач считают Архимеда.

Достоинства червячных передач:

1. Компактность конструкции;

2. Высокая кинематическая точность и повышенная плавность работы;

3. Малая интенсивность шума и виброактивности;

4. Большое передаточное отношение;

5. Возможность обеспечения самоторможения.

Недостатки:

1. Высокое трение в зацеплении (преобладает контактное качение, виток червяка скользит по зубу колеса).

2. Повышенный износ;

3. Склонность к заеданию;

4. Нагрев передачи и низкий КПД (η = 0,7...0,95, на 20-30% ниже, чем у зубчатых);

5. Необходимость применения для ответственных передач дорогостоящих и дефицитных антифрикционных цветных материалов;

6. Ограниченность мощности передаваемая червячной передачей (до 60 кВт).

Кроме того, помимо достоинств и недостатков, червячные передачи имеют важное свойство: движение передаётся только от червяка к колесу, а не наоборот. Никакой вращающий момент, приложенный к колесу, не заставит вращаться червяк. Именно поэтому червячные передачи находят применение в подъёмных механизмах, например в лифтах. Там электродвигатель соединён с червяком, а трос пассажирской кабины намотан на вал червячного колеса во избежание самопроизвольного опускания или падения.

Это свойство не надо путать с реверсивностью механизма. Ведь направление вращения червяка может быть любым, приводя либо к подъёму, либо к спуску той же лифтовой кабины.

Передаточное отношение червячной передачи находят аналогично цилиндрической

U = n1 / n2 = Z2 / Z1.

Здесь Z2 – число зубьев колеса, а роль числа зубьев шестерни Z1 выполняет число заходов червяка, которое обычно бывает равно 1, 2 или 4.

Очевидно, что однозаходный червяк даёт наибольшее передаточное отношение, однако наивысший КПД достигается при многозаходных червяках, что связано с уменьшением трения за счёт роста угла трения.

Цилиндрические червяки бывают следующих видов:

а) архимедов червяк (червяк ZA), теоретический торцовый профиль которого – архимедова спираль;

б) конволютный червяк (червяк ZN), теоретический торцовый профиль которого – конволюта (удлиненная или укороченная эвольвента);

в) эвольвентный червяк (червяк ZI), теоретический торцовый профиль которого – эвольвента.

Боковые поверхности витков этих трех видов червяков представляют собой линейчатую поверхность (геликоид), т.е. поверхность, образованную движением отрезка прямой относительно оси червяка.

Есть еще червяки с нелинейчатой главной поверхностью, а именно: образованный конусом (червяк ZK) и образованный тором (червяк ZT).

Наибольшее распространение получили червячные передачи с архимедовыми червяками. Боковые поверхности витков архимедова червяка в осевом сечении очерчены прямыми линиями и представляют собой равнобокую трапецию с углом при вершине, равным 400, т.е. с углом профиля витка = 200.

Червяки могут быть одновитковыми, двухвитковыми и четырехвитковыми и иметь правое или левое направление резьбы. Чаще применяют червяки с правой нарезкой.

В осевом сечении червячная пара фактически представляет собой прямобочное реечное зацепление, где радиус кривизны боковой поверхности "рейки" (винта червяка) r1 равен бесконечности и, следовательно, приведённый радиус кривизны равен радиусу кривизны зуба колеса

rпр = r2.

Рис.15.2

Оптимальная пара трения это "сталь по бронзе". Поэтому при стальном червяке червячные колёса должны выполняться из бронзовых сплавов. Однако цветные металлы дороги и поэтому из бронзы выполняется лишь зубчатый венец, который крепится на сравнительно дешёвой стальной ступице. Таким образом, червячное колесо - сборочная единица, где самые популярные способы крепления венца это либо центробежное литьё в кольцевую канавку ступицы; либо крепление венца к ступице болтами за фланец; либо посадка с натягом истопорение винтами для предотвращения взаимного смещения венца и ступицы.

Крепление венца к ступице должно обеспечивать фиксацию как от проворота (осевая сила червяка = окружной силе колеса), так и от осевого "снятия" венца (окружная сила червяка = осевой силе колеса).

Рис. 15.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: