Основные понятия теории управления социальными системами

Самые большие нелепости в иной при-

нятой системе заменяют самые разумные правила.

С. Буффлер

Понятие «управление» является сложным и многоплановым. К пониманию его сущности необходимо подходить с разных точек зрения: функции, вида деятельности, науки, искусства, системы, модели, субъективных и объективных факторов, отношений между людьми.

Управлениепроцесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на формирование и достижение целей и успеха организации (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Тейлор, Ф. Хедоури). В

С.205

образовательном учреждении это — процесс планирования, организации, мотивации и контроля педагогического процесса.

П. Друкер определяет управление как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

М.М. Поташник и А.М. Моисеев управление в образовании рассматривают в качестве области социального управления и со­ответственно составной части социального управления как науки, ее отрасли.

Разработка теоретических основ управления образовательными системами невозможна без рассмотрения проблем управления в рамках общей теории социального управления, которые изучает отдельная область социологии — социология управления. Она исследует закономерности и принципы, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе.

С точки зрения общей теории социального управления под термином «управление» понимается сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов власти на людей, образовательные, экономические и другие объекты (в ряде случаев образующие в совокупности некую социальную систему), осуществляемое с целью направить их действия на получение желаемых результатов.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Система образования относится к числу социальных.

Социальное управление — один из основных видов управления, функция которого заключается в реализации потребностей общества через регулирование поведения людей, их социальных отношений на основе познания и использования законов общественного развития. Содержание социального управления включает в себя формирование критериев и показателей социального развития объекта, выделение возникающих в нем проблем, разработку и применение методов их решения, достижение планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Задачи социального управления решаются путем согласования противоречивых интересов отдельных людей, коллективов, социальных групп с общенародными, общегосударственными интересами.

Субъектом социального управления в широком смысле является все общество, в узком смысле — специализированные государственные и общественные органы и службы управления. Социальное управление, как и любое другое, имея циклический характер, включает следующие стадии: прогнозирование, проектирование, регулирование, непосредственное руководство социальными процессами.

На практике наблюдаются два типа социального управления — стихийный и сознательный. При стихийном управлении

С.206

воздействие на общество осуществляется в ходе взаимодействия различных социальных факторов (рынок, традиции, обычаи и т.п.). Сознательное управление предполагает наличие органов социального управления, действующих по заданной программе.

Кроме категорий управления и социального управления к основным в этой области понятиям относятся управленческое решение, управляемые переменные, управляемость, управленческая деятельность, менеджмент.

Управленческое решение — формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие ее члены. В содержание управленческого решения входят обоснование необходимости и формулировка цели предполагаемого изменения. Принятие управленческого решения означает включение его в систему организационных отношений, осуществление — подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели. Степень осуществления управленческих решений — это показатель управляемости объектом.

Управляемые переменные — это независимые переменные величины, отражающие социальные процессы, которые могут непосредственно регулироваться и контролироваться социальным управлением, т.е. могут быть изменены с помощью прямых управляемых воздействий (например, уровень исполнительской дисциплины в педагогическом коллективе).

Управляемость — это характеристика управленческих отношений в трудовых организациях, означающая ту степень контроля, с которой руководитель осуществляет управление объектом, а также ту степень автономии, которую объект управления сохраняет по отношению к руководителю.

Управленческая деятельность — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемых подсистем по достижению запланированного результата. Управление как деятельность имеет определенную структуру, содержащую такие компоненты, как цели (представления о результате управления), предмет труда, средства труда, совокупность профессиональных служебных обязанностей (функционал), уровень компетенции (права и ответственность), производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Цель управленческой деятельности — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого она направлена. Управленческая деятельность определяет характер и способы достижения целей, стоящих перед управляемой системой, посредством подготовки, принятия и реализации эффективных управленческих решений, дополняемых контролем за результатами функционирования объекта управления.

С.207


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: