Функции управления качеством

Глава 2. Создание, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества согласно требованиям стандартов ISО серии 9000

Функции управления качеством

Система менеджмента качества (СМК), или система качества (СК), предназна­чена для общего и оперативного руководства качеством с целью обеспечения требуемого качества продукции, удовлетворяющего всех участников ее произ­водства и потребления (потребителей, организацию-производителя, поставщи­ков, общество в целом).

Согласно |1| руководство (менеджмент) качества продукции осуществляется путем управления процессами, формирующими качество продукции. Это воз­можно при реализации в организации основных управленческих функций: взаимодействия с внешней средой, формирования политики и планирования ка­чества, обучения и мотивации персонала, организации работ по качеству, контро­ля качества, информации о качестве, разработки мероприятий по улучшению ка­чества, внедрения мероприятий.

Все эти функции связаны между собой и в совокупности формируют процесс управления качеством в рамках организации. При реализации каждой из этих функций может использоваться цикл Деминга РDСА. Рассмотрим содержание каждой из названных функций,

Взаимодействие с внешней средой. Процесс управления качеством начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Из внешней среды предприятие получает заказ на изготовление продукции или оказание услуг требуемого качества и получает от поставщиков необходимые материалы, ресурсы и услуги. Во внешнюю среду предприятие поставляет продукцию в соответствии с требованиями заказчиков и оттуда же получает отзывы на свою продукцию и услуги.

Основные факторы внешней среды, в большой степени влияющие на качество:

потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции и оказании услуг;

• научно-технический прогресс и достижения конкурентов, дающие ориенти­ры при определении требуемого уровня качества;

• поставщики трудовых ресурсов, от которых во многом зависит формирова­ние на предприятии главного, человеческого фактора, решающим образом влияющего на качество;

• поставщики материалов и комплектующих изделий, уровень качества которых напрямую влияет на качество продукции и услуг;

• профсоюзы, государственные органы и законы, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области стандартизации, сертификации, метрологии, защиты окружающей среды и здоровья населения, а также защиты прав потребителей и работников предприятия.

Для некоторых предприятий важными являются также международные, политические и социокультурные факторы.

Для учета влияния приведенных факторов на качество необходимо организовать на предприятии выполнение следующих основных работ:

• изучение рынка;

• активный поиск и взаимодействие с заказчиками и потребителями, в том числе путем рекламы своей продукции;

• сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе и достижениях конкурентов, патентно-лицензионную работу;

• планирование модернизации и обновления продукции с целью ее постоян­ного совершенствования;

• контроль над выполнением требований заказчиков и рынков сбыта при разработке, изготовлении и сервисном обслуживании продукции;

• проведение сертификации продукции и системы качества;

• выбор квалифицированных поставщиков трудовых ресурсов, материалов и комплектующих изделий;

• отслеживание действующего законодательства в области качества;

• связь с общественностью, участие в выставках, семинарах по качеству.

Все эти работы должны быть предусмотрены в организации при создании СМК.

Политика и цели организации в области качества. Согласно [3] Политика в области качества — это «общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством». В соответствии с [1] обязательным элементом документации СК являются документально оформленные заявления о политике и целях организации в области качества. Цели в области качества — это «то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества» [3]. Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества и устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации (3].

Политика в области качества разрабатывается непосредственно высшим руководством (или под его контролем) с учетом специализации и экономического состояния организации.

Специализация организации (вид производства или оказания услуг) находит свое отражение как при указании основных направлений деятельности организации в области качества, так и при перечислении целей различных подразделений для реализации этих направлений.

Состояние организации на момент разработки Политики в области качества влияет на характер задач в области качества, стоящих перед организацией.

В условиях стабильной работы предприятия основным направлением полити­ки качества должно быть, очевидно, опережение конкурентов в области качества путем постоянного усовершенствования своей продукции, которое требует актив­ного проведения исследований, разработки перспективных проектов, внедрения передовых технологий и подготовки персонала.

В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества в первую очередь необходимо предусматривать сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.

Основное внимание в этом случае должно быть уделено использованию всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиску таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты на производство продукции. Кроме того, целесообразно предусмотреть более активное сотрудничество с заказчиками и поставщиками с целью совместного преодоления трудностей.

Планирование качества. Планирование качества — это «часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества» [3]. Планирование качества осуществляется путем разработки планов качества. План качества — это «документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту» [3].

Планирование качества классифицируется по временному признаку и по области распространения в организации. По временному признаку планирование качества (ПК) может быть:

• стратегическим, намечающим основные работы в области качества и уровень качества на перспективу. Такое планирование называют также прогнозированием. Стратегия качества является частью общей стратегии предприятия и может быть изложена в политике качества;

• текущим, включающим мероприятия в области качества на предстоящий год.

По области распространения в организации ПК может быть:

• общего для организации характера. Такие планы устанавливают задачи в области качества для организации в целом. Они могут включать такие вопросы, как проектирование и освоение новой продукции, снятие с производства устаревших изделий, проведение анализа рынка, достижений научно-технического прогресса в своей области, проведения перспективных научно-исследовательских работ, создания системы качества в организации, ее серти­фикации и др.;

• частного характера, распространяющегося на отдельные процессы внутри организации (горизонтальное ПК) или на отдельные подразделения организации (вертикальное ПК). Это могут быть планы технического перевооружения различных производств или служб, совершенствования различных процессов (управления, анализа рынка, связей с потребителями, проектирования продукции, документооборота, производства отдельных деталей. узлов или изделий, контроля и т. д.), внутренних и внешних проверок СМК, стандартизации, метрологического обеспечения СМК и др.

Перед утверждением взаимосвязанные планы должны быть рассмотрены совместно для увязки по срокам и количественным показателям запланированных мероприятий.

Для удобства контроля над выполнением планов и представления их заказчи­кам и аудиторам все перечисленные планы могут быть объединены и изданы в виде ежегодного приказа по предприятию.

Организация работ по качеству. После выработки политики и целей организации в области качества, планирования работ по их достижению необходимо организационно обеспечить выполнение этих планов. В соответствии с общими принципами менеджмента для выполнения какой-либо работы необходимо иметь подготовленную в профессиональном плане структуру (исполнителей), обеспечить их методиками выполнения работ, материальными и временными ресурсами и требуемыми полномочиями. При создании или совершенствовании СМК также необходимо иметь представителя высшего руководства организации, ответственного за СМК, службу качества и распределить права и обязанности по решению данной задачи среди всех сотрудников организации. Необходимо также разработать документацию, регламентирующую работы по обеспечению качества, обеспечить все структуры ресурсами, организовать оценку эффективности СМК и работы по ее постоянному улучшению.

Завершающим этапом создания СМК можно считать ее сертификацию на соответствие стандартам ISO 9000. Получение сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции сбыта, так как дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества за счет внедрения системы. После сертификации системы качества в течение, как правило, трех лет (с периодичностью полгода или год) орган по сертификации будет проводить инспекторские проверки функционирования системы качества с целью подтверждения выданного сертификата.

Обучение и мотивация персонала. Обучение и мотивация персонала — это, не­сомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они направлены на форми­рование активного и квалифицированного персонала, который наряду с матери­альной базой и организацией работ является 1 из 3 основных факторов качества. Как уже отмечалось, только квалифицированные и заинтересованные работники, располагающие необходимой материальной базой, способны при соответствующей организации работ обеспечить требуемое качество продукции.

Обучение персонала

Как известно, инвестиции в развитие персонала являются наиболее эффективными с точки зрения перспектив развития предприятия. В полной мере это относится и к обучению персонала в области качества.

При этом нужно обеспечить дифференцированный подход в зависимости от роли и функций работников на предприятии [2].

Высшему руководству, исходя из стратегии и политики предприятия, необходимо уметь определять Политику в области качества, осуществлять планирование и добиваться реализации планов с учетом изменяющихся внешних и внутренних факторов. Для этого требуется четкое понимание принципов обеспечения качества и управления качеством, а также знание системы качества на предприятии. Руководство должно также знать основные требования действующего законодательства в области качества и понимать роль и значение системы качестваво взаимоотношениях между поставщиками и заказчиками. Руководству должны быть известны различные модели и методы принятия решений и способы мотивации персонала для их использования с помощью специалистов.

Среднему управленческому персоналу, кроме того, нужно знать перспективу развития своей продукции, возможности предприятия и требования заказчиков для формирования целей и направлений деятельности при определении политики и планировании качества, а также представлять функции своих подразделений в системе качества и методы их выполнения, иметь общее представление о системе качества, действующей на предприятии, и понимать свою роль и место в этой системе.

В этой связи в программу обучения высшего руководства предприятия и среднего управленческого персонала целесообразно включить следующие вопросы:

• возникновение и развитие управления качеством;

принципы управления и обеспечения качества, основные термины в облас­ти качества;

международные стандарты ISO 9000, 15О 14000 и др.;

• организация работ по качеству на предприятии (действующая система ка­чества);

• функции (элементы) управления качеством и их распределение по подразделениям предприятия;

сертификация продукции и системы качества;

• правовые вопросы в области качества.

Персонал службы качества работает в разных специализированных подразделениях: ОТК, метрологический отдел, отдел стандартизации и отдел управления качеством. Работники этих подразделений должны обладать профессиональными знаниями и умениями для выполнения своих непосредственных обязанностей.

Для работников метрологического отдела и отдела стандартизации это вполне конкретные и определенные специальные области знания, и существует система подготовки специалистов в этих областях.

Для работников ОТК прежде всего важно знать выпускаемую продукцию и технологию ее изготовления, а также методы контроля и испытаний. Они должны знать нормативные акты, определяющие их обязанности и ответственность за качество поставляемой продукции, а также должны быть ознакомлены с основны­ми положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь с законами о защите прав потребителей, о сертификации, о единстве измерений.

Работники отдела управления качеством должны иметь достаточные теоретические знания в области качества и знать действующую на предприятии систему качества. Они должны знать выпускаемую продукцию, порядок ее проектирования и технологию изготовления, а также порядок сертификации продукции и систем качества. Им должны быть известны основные вопросы метрологического обеспечения производства и стандартизации, применяемые методы контроля и испытаний продукции, правовые вопросы в области качества. Они должны уметь разрабаты­вать нормативные документы по работе отдела, проводить внутренние проверки системы качества, представлять систему качества заказчикам, организовывать работу но сертификации и решению существующих проблем в области качества. Для ознакомления с международными нормативными документами и специальной ли­тературой, для участия в переговорах с заказчиками работникам отдела управле­ния качеством все более необходимым становится знание английского языка.

При обучении работников отдела управления качеством важно соблюдать со­отношение теории и практики, чтобы правильно применять полученные знания для решения конкретных, порой очень непростых практических задач, обусловленных характером производства и особенностями выпускаемой продукции.

При обучении производственного персонала необходимо иметь в виду, что качество формируется в производственном процессе и, значит, методы разработки и изготовления продукции должны быть направлены на достижение необходимых характеристик (требуемого уровня качества), то есть обучение качеству неотрывно от обучения профессии. При этом могут потребоваться знания из смежных областей, таких как метрология, статистика и др.

Такой работник, выполняя конкретную работу, участвует в общей работе по фор­мированию качества выпускаемой продукции, поэтому ему необходимо иметь представление о действующей на предприятии системе качества, знать свою роль и место в этой системе, а также то, как он взаимодействует по вопросам качества с другими работниками и администрацией, — например, какие последствия его ожидают при выпуске бракованных изделий и, наоборот, какое моральное и мате­риальное поощрение он может получить, стабильно обеспечивая требуемое каче­ство продукции. Комплекс таких вопросов, дополняющих чисто профессиональ­ные знания, должен стать предметом специального изучения.

В программу для изучения целесообразно также включить следующие вопросы:

• организацию работ по качеству на предприятии (система качества);

методы контроля качества изготавливаемых изделий, в том числе статисти­ческие методы контроля качества;

• систему бездефектного изготовления продукции;

• действия администрации и работников при выпуске бракованной продукции и санкции за брак;

• организацию претензионно-исковой работы;

• организацию рационализаторской работы и кружков качества.

Кроме этого, может потребоваться дополнительное обучение персонала специ­фическим вопросам обеспечения качества применительно к выпуску конкретной продукции.

В странах СНГ имеется огромный резерв повышения квалификации производ­ственных рабочих. Как показывает анализ («Известия», 03.02.2003), если в Рос­сии доля рабочих высокой квалификации от общего числа рабочих составляет порядка 5 %, то в развитых странах (Германии, Великобритании и др.) она со­ставляет 50-65 %.

Работники всех уровней должны быть ознакомлены с действующей на предприятии системой качества, знать роль и место своего подразделения в системе качества и задачи в области качества.

Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних специалистов, полезно привлекать собственных работников, занимающихся этими вопросами и знающих специфику предприятия и местные условия.

По результатам обучения должна предусматриваться оценка знаний и умений работников предприятия для их аттестации, а также для определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе.

Организацией обучения по возможности должны заниматься специальные работники — отдел или группа подготовки кадров. Программы обучения вопросам качества целесообразно разрабатывать службе качества предприятия с привлечением при необходимости сторонних специалистов.

МС 1809001:2000 |1| требует регистрации данных об образовании, подготовке, 1выках и опыте персонала, в том числе в области обеспечения качества продукции.

Мотивация персонала

В управлении качеством мотивация персонала — это побуждение работников активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции [2].

В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции, а без заинтересованности любые планы повышения качества, вероятнее всего, останутся лишь на шаге.

Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень их образования и культуры определяют различные потребности и требуют применения различных способов мотивации. В самом деле, подходы к мотивации в научно-исследовательском институте и исправительно-трудовой колонии должны быть, очевидно, разными.

В науке управления существует несколько теорий мотивации, разработанных в последние 30 лет. Первоначально мотивация сводилась к методу «кнута пряника», когда работников содержали на грани голода и исходили из того, что единственной заботой людей была борьба за выживание. Ф. Тейлор усовершенствовал этот метод, предложив оплачивать труд пропорционально объему выработки, в результате чего существенно увеличилась производительность труда, благодаря такому усовершенствованию метод «кнута и пряника», дополненный последнее время различными коэффициентами и преподносимый под более благозвучными наименованиями, до сих пор (к неудовольствию специалистов) пользуют многие руководители в качестве основного, а часто и единственного способа мотивации. Однако по мере роста благосостояния работников применения одного этого метода стало, конечно, недостаточно. Потребовались новые методы мотивации.

С развитием психологии и социологии развивались содержательные теории мотивации, основанные на определении и удовлетворении внутренних потребностей работников (А. Маслоу, Ф. Герцберг),а также процессуальные теории мотивации, учитывающие мотивы поведения людей на рабочем месте (теория ожиданий, теория справедливости).

Для мотивации по потребностям А. Маслоу в 1940-х годах предложил использовать иерархию потребностей, представляющую собой пирамиду (рис. 2.1), в основании которой располагаются первичные потребности (физиологические), а на втором уровне — потребности в безопасности и защищенности. Далее по возрастающей он расположил социальные потребности (потребности в общении, материальной и духовной обеспеченности и др.)- потребности в признании и са­мовыражении.

Мотивация работников может предусматривать проведение самых разных мероприятий: повышение зарплаты и выплату премий, защита от ухудшения материального положения, улучшение условий работы, социальные контакты, распространение акций предприятия среди работников, присвоение почетных званий, повышение статуса, продвижение по службе, предоставление более интересной работы, возможность получения образования и занятия научной деятельностью, свободное распределение рабочего времени и многое другое.

Для получения желаемого эффекта от мотивации необходимо не только представлять себе общую характеристику персонала, но и хорошо знать личные цели и стремления каждого работника.

В настоящее время в СНГ основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы и удовлетворение социальных потребностей. Тем не менее даже в нынешних условиях нельзя забывать и о более высоких уровнях мотивации — об открытом и гласном признании достижений конкретных работников, о предоставлении возможностей для их самовыражения. В зависимости от контингента работников в качестве мотивации может в той или иной форме использоваться так называемый партисипативный метод управления, заключающийся в привлечении работников к активному участию в управлении предприятием.

Важной особенностью работы но мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.

Учитывая большое значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется на государственном уровне путем присуждения премий по качеству.

Условия присуждения и модели различных международных и национальных премий и наград за качество рассмотрены в работах [2, 5, 6].

Контроль качества. Контроль качества — это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля качества заключается в том, что он позволяет установить соответствие продукции заданным требованиям или выявить допущенные отступления, чтобы исправить их перед поставкой продукции заказчику.

Согласно [3,7] контроль — процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой. В свою очередь [31 дает следующие определения терминов, используемых при идентификации понятия «контроль». Процесс измерения — сово­упность операций для установления значения величины. Испытание — определение одной иди нескольких характеристик согласно установленной процедуре. Калибровка (наряду с юстировкой, ремонтом и последующей перекалибровкой) — одна из операций, необходимых для метрологического подтверждения пригоднос­ти измерительного средства. Метрологическое подтверждение пригодности — совокупность операций, необходимая для того, чтобы обеспечить соответствие измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению.

В машиностроении используют большое число различных методов контроля [7]. Они могут быть классифицированы:

• по этапу производства (на складах отдела снабжения, в заготовительных, механических и механосборочных цехах, в цехах общей сборки, в испытательных подразделениях);

• по стадии проектирования и изготовления на каждом из этапов производства (контроль проектирования, входной контроль материалов и комплектующих изделий, контроль состояния технологического оборудования, операционный контроль при изготовлении, приемочный контроль готовой продукции, контроль монтажа, а в некоторых случаях и при эксплуатации изделия);

• по объектам контроля (параметров пространства и времени, в том числе линейных размеров, расположения и формы поверхностей, их шероховатости, комплексный контроль геометрических параметров резьбовых, зубчатых и других поверхностей; механических, электрических, магнитных, тепловых, акустических, световых, электромагнитных, оптических, периодических ве­личин, ионизирующих излучений, технического состояния, функционирования, работоспособности, надежности и др.);

• по объему охвата контролируемой продукции (сплошной или выборочный либо статистический контроль);

• по степени изменения состояния объекта при изучении его физико-механи­ческих свойств (разрушающий, неразрушающий);

• по виду неразрушающего контроля (акустический, ультразвуковой, вихретоковый, магнитный, оптический, радиационный, радиоволновой, тепловой, электрический, рентгенографический, проникающими веществами и др.);

• по виду разрушающего контроля (испытания на растяжение-сжатие, на удар, усталостные испытания, исследования износостойкости, твердости и др.).

Контроль на производстве могут осуществлять как контролеры отдела техни­ческого контроля (особенно при необходимости использования сложного обору­дования и больших затрат времени), так и сами исполнители. При внедрении СМК на базе стандартов ISO 9000 с использованием элементов ТQМ все боль­шие объемы контроля выполняют исполнители работ. Информация о методах, средствах, исполнителях и результатах контроля должна быть документирована.

Это позволяет при необходимости в любой момент времени после изготовления продукции определить, кто изготовил, проконтролировал и принял решение о вы­пуске продукции (как изделия в целом, так и всех его комплектующих). Это не­обходимо как для совершенствования СМК, так и для конкретизации ответствен­ности в случае появления брака.

В случае выявления неисправимых дефектов при производстве несоответствую­щая продукция должна быть изолирована, а информацию о дефектах и утилизации несоответствующей продукции необходимо задокументировать в соответствии с требованиями специальной процедуры «Управление несоответствующей продук­цией». Это одна из 6 документированных процедур, предусмотренных в СМК [1].

Информация о качестве. Назначение этой управленческой функции — информационное обеспечение соответствующих подразделений для анализа и разработки необходимых мероприятий в процессе управления качеством. При этом ра­личают:

источник информации;

• собственно информацию;

• средства передачи информации;

• получателей информации;

• результаты обработки информации;

• обратную связь.

Информация о качестве подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя получается по результатам контроля проектирования и производства и пока­зывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя — в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе (стандарты, патенты, ноу-хау), сведений о достижениях кон­курентов и использовании продукции.

Сравнение внутренней и внешней информации дает возможность объективно оценить ситуацию с качеством продукции, что позволяет принимать необходи­мые меры для эффективной работы в области качества.

Активную работу по поиску и сбору внешней информации постоянно ведут конструкторские, исследовательские и технологические отделы, службы маркетинга, стандартизации, информации и патентов. Информацию с объектов эксплуатации получает служба сервиса, отдел надежности и претензионная служба (бюро рекламаций). Последняя обычно входит в состав отдела технического контроля и орга­низует работу по устранению предъявленных претензий. Служба закупок (отдел снабжения) совместно с ОТК (бюро входного контроля) обменивается информа­цией с поставщиками о качестве материалов и комплектующих изделий и собирает сведения о квалифицированных поставщиках.

Основными отправителями и получателями внутренней информации о качестве являются исследовательские, конструкторские и технологические отделы, цехи-изготовители продукции, отдел технического контроля, представители заказчиков на предприятии, а также отдел управления качеством и высшее руко­водство организации.

Основные носители информации о качестве — отчеты ОТК, предъявительские записки, акты о браке, протоколы испытаний, акты инспекционного контроля, претензии и сообщения с мест эксплуатации, материалы отделов маркетинга, информации и патентов, отчеты о несоответствиях, о внутренних аудитах, о резуль­татах самооценки, результаты измерений процессов, анализа со стороны руковод­ства и др. [3|.

Каналами и средствами передачи информации служат традиционные средства внешней связи, компьютерные сети и внутренняя почта предприятия. В настоящее время особое значение в информационном обеспечении работ по качеству приобретают компьютерные локальные сети предприятий и Интернет. При орга­низации информационных потоков важно установить обратную связь, исключить возможные искажения.

Разработка мероприятий по улучшению качества. С целью постоянного улучшения результативности СМК в результате анализа информации о качестве производится разработка корректирующих и предупреждающих действий [1, 8]. Цели и содержание этих действий были рассмотрены выше (п. 1.7). Порядок планирования, проведения, фиксации и анализа результатов корректирующих и предупреждающих действий должен быть описан в специальных документированных процедурах. О важности корректирующих действий свидетельствует то, что они составляют часть цикла Деминга, широко используемого для улучшения качества.

Наряду с корректирующими и предупреждающими действиями в организации разрабатывают также следующие мероприятия.

1. Профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления.

2.Мероприятия по повышению качества продукции в соответствии с потребностями рынка, достижениями науки, техники, конкурентов.

Разработка мероприятий начинается после доведения информации по качеству до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации.

Оформляются мероприятия в виде приказов, распоряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами, а также предусматривался контроль над их исполнением.

Принятие решений. Часто различные специалисты и подразделения организации предлагают свои варианты достижения какой-либо цели в области качества продукции. Руководству подразделения или организации в целом необходимо принять решение по выбору одного из них. Наука управления рассматривает различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы \Л\. При этом решение должно быть оптимальным, то есть обеспечивать максимум или минимум целевой функции. В области качества такой функцией может быть значение какого-либо показателя качества, процент годных изделий, расходы на качество, степень удовлетворенности потребителей и др.

По характеру решения могут быть интуитивные, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, рациональные и с применением научного метода.

Не умаляя роли интуиции и прошлого опыта, более приемлемыми в повседневной практике представляются рациональные решения. Такие решения особенно оправдываются в новых ситуациях, когда нет опыта принятия подобных решений. Принятие рациональных решений предусматривает последовательное проведение следующих этапов работ.

1. Диагностика проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев.

3. Определение и оценка альтернатив.

4. Выбор альтернативы или, добавим, оптимального решения.

Одним из принципов СМК, согласно [1], является принятие решений на основе фактов.

Если без проведения более глубокого анализа неясно, какое из возможных решений будет наилучшим, для оценки и последующего выбора наиболее подходящего решения потребуется провести анализ с построением научной гипотезы и последующей ее проверкой. В этом случае применяется научный метод принятия решений. Порядок принятия решений с использованием научного метода приведен на рис. 2.2.

 
 

Рис. 2.2. Научный метод принятия решения

При управлении качеством наиболее актуальными моделями и методами принятия решений являются следующие [2].

1. Теория игр, которая позволяет учесть возможные действия конкурентов.

2. Модель управления запасами, позволяющая свести к минимуму издержки от их накопления и при этом обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми материалами и комплектующими изделиями.

3. Платежная матрица, с помощью которой можно выбрать лучшую стратегию в области качества, определив ожидаемые значения объемов продаж для каждой из рассматриваемых стратегий,

3. Дерево решений, которое позволяет выбрать наилучшее направление деятельности путем оценки и сравнения ожидаемых значений критериев для каждого направления.

4. Методы прогнозирования. При принятии решений в области качества следует учитывать те принципы функционирования, элементы корпоративной философии организации, которые относятся к вопросам качества. Эти принципы, как правило, находят свое отражение в основном документе организации в этой области — «Политика и цели организации в области качества».

После принятия решения важно установить обратную связь для оценки послед­ствий и — при необходимости — для корректировки принятого решения.

Реализация мероприятий. Одним из важнейших критериев успешной деятель­ности предприятия является способность реализовывать принятые решения.

Реализация мероприятий — это заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде прика­зов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также в службу качества для реализации, координации работ и контроля над их выполнением. В процессе реализации мероприятий в них могут вноситься кор­рективы, от некоторых мероприятий иногда приходится отказываться или пере­носить сроки их выполнения. Служба качества в таких случаях оформляет необ­ходимые изменения. По результатам работ составляют акты и протоколы, которые затем утверждает руководство предприятия.

После реализации мероприятий цикл управления качеством повторяется, но уже на более высоком уровне: вновь осуществляется контроль качества (но уже с учетом принятых мер), анализируется полученная информация, оценивается эффективность принятых мер, при необходимости вновь разрабатываются меро­приятия и т. д., продвигаясь по петле качества (см. рис. 1.5) [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: