double arrow

Вербальные средства обучения ОБЖ

Функции средств обучения ОБЖ

Средства обучения обладают многими дидактическими функциями.

Иллюстративная функция позволяет наиболее эффективно применять объяснительно-иллюстративный метод обучения; в большей степени этой функцией обладают учебники, печатные таблицы, географические карты, кино- и видеоматериалы.

Адаптивная функция проявляется в том, что средства обучения ОБЖ способствуют созданию благоприятных условий для процесса обучения, организации демонстраций, проведения практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Функция преемственности обучения обеспечивает процесс формирования и развития знаний на основе применения средств, служащих носителями учебной информации.

Инструментальная функция направлена на грамотное, безопасное, рациональное выполнение различных видов деятельности ученика и учителя с применением средств обучения, что способствует воспитанию культуры труда.

Функция интерактивности предполагает возможность взаимодействия учащегося с используемым им средством обучения и получения оперативной обратной связи. Функция интерактивности в высокой степени присуща средствам новых информационных технологий. Подобная функция проявляется в средствах мультимедиа, она позволяет учащимся вмешиваться в программу, самостоятельно изменять ее содержание.

Мотивационная функция заключается в том, что средства обучения применяют с целью пробуждения интереса учащихся к изучаемому материалу.

Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию, возможность корректирования и управления.

В настоящее время существует большой выбор образовательных и учебных программ, а также учебников и учебных пособий, призванных обеспечить их реализацию. Поэтому насущной необходимостью является умение анализировать учебную литературу, выяснять уровень ее соответствия существующим требованиям. О значении учебников еще в XVIII в. предельно ясно высказался Д. Дидро: «Без них на обучение уходило бы много времени и много усилий, и, в конце концов, ученики получили бы неполные и неглубокие знания. Пособия нужны для всех возрастов и по всем предметам».

4.1. Учебная литература по ОБЖ

К учебной литературе относятся следующие виды изданий: учебники, учебные пособия, книги для чтения; практикумы по ОБЖ; словари, справочники, тетради на печатной основе, дидактические материалы для самостоятельных работ.

Эта литература адресована, в первую очередь, учащимся. Учителя ОБЖ нуждаются также и в других видах учебных изданий, а именно:

ü нормативные документы (в том числе учебные планы, образовательные стандарты);

ü учебные пособия и учебники по теории и методике обучения ОБЖ;

ü современная научная литература в области безопасности жизнедеятельности;

ü методические пособия; дидактические материалы по ОБЖ; методические разработки уроков, экскурсий, внеклассной и внеурочной работы по ОБЖ и т.д.);

ü научно-методические журналы.

Цели и содержание образования в области безопасности жизнедеятельности обусловливают не только многообразие учебных изданий, но и приведение их в систему. Поэтому в последнее время актуальным является создание учебно-методических комплексов (УМК), которые включают учебник и сопровождающие его методические пособия, рекомендации для учителя, хрестоматию для учащихся, дидактические материалы, практикумы, рабочие и контрольные тетради для учащихся.

4.1.1. Структура учебника ОБЖ

Учебник отражает содержание учебной дисциплины ОБЖ в соответствии с требованиями стандарта к минимуму содержания образования и учебной программой. Он имеет определенное целевое соответствие и играет роль ядра системы средств обучения. При выборе учебника, по которому предстоит работать учителю и учащимся, следует тщательно проанализировать не только форму представления учебного материала (текстовый компонент, иллюстрации), но и систему обслуживания (методический аппарат и аппарат ориентировки).

Форма представления учебного материала в учебнике включает: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст, иллюстративный материал.

Основной текст характеризуется строгим соответствием программе, системностью изложения базового учебного материала. Его назначение – быть каркасом структуры учебника.

Предназначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста, необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание; в стимулировании интереса учащихся к изучению учебного предмета. В качестве дополнительного текста может выступать описание, анализ фактов, более подробное рассмотрение сложного понятия и т.д. Дополнительные тексты распределяются на группы:

ü Тексты, непосредственно связанные с основным текстом. Они включаются в структуру каждого параграфа и поэтому сравнительно небольшие по объему (ссылки, напоминания).

ü Текст, составляющий особый параграф внутри главы. Служит для повышения убедительности основного текста.

ü Тексты, составляющие целые главы, даже разделы дополнительного текста, как правило, располагаются в конце учебника.

Тексты второй и третьей групп имеют самостоятельное значение в учебно-воспитательном процессе, они стимулируют интерес к изучаемому предмету, к данному учебнику. Тексты второй группы должны иметь постоянный заголовок, например: «это интересно узнать», «это полезно знать», «для любознательных» и т.д.

Пояснительный текст призван обеспечить доступность для восприятия учебника учащимися. Он направлен на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся. Примером пояснительного текста может служить комментарий к картам, схемам, блокам иллюстративного материала, примечания, словари терминов, расшифровка символических обозначений, используемых в данном учебнике.

Иллюстративный материал – это изображения и элементы, связанные с изображением.

Иллюстрации

словесное сопровождение комплекс ссылок

на иллюстрацию

Иллюстрации могут раскрывать свойства изучаемого объекта и частично заменять текст;играть роль в раскрытии содержания наравне с текстом;выполнять функцию обслуживания текста.

Системой обслуживания учебника выступает аппарат организации усвоения, включающий инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами; памятки, инструкции и т.д.); вопросы и задания в начале и конце параграфа, темы, раздела; лабораторный практикум; условные выделения шрифта в тексте.

Инструктивно-методические материалы – это, в первую очередь, предисловие, в котором содержится информация о том, как работать с учебником. Здесь кратко и четко должны быть объяснены основные символы, принятые в учебнике, структура учебника, местоположение основных компонентов. Следует помнить, что, приступая к изучению курса или крупного раздела, необходимо отвести достаточное количество учебного времени на анализ этого материала. Учащиеся должны легко ориентироваться в учебнике, поэтому основные моменты целесообразно закрепить, потренироваться в нахождении того или иного учебного материала.

Определенное дидактическое значение имеют форзацы учебника (листы бумаги, скрепляющие переплет с книжным блоком). Форзацы несут определенную методическую нагрузку. Информация, отраженная в них, обычно применяется в процессе обучения многократно. Это могут быть схемы, таблицы, систематизирующие учебный материал.

4.1.2. Функции учебника ОБЖ

Важнейшим средством обучения ОБЖ служит учебник. Он выполняет следующие функции:

ü Информационная функция: учебник для учащихся выступает как основной источник информации по предмету «ОБЖ».

ü Систематизирующая функция: учебник представляет собой систему, включающую все компоненты содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, которые отражены в основном, дополнительном, пояснительном тексте, иллюстративном материале, аппарате организации усвоения, аппарате ориентировки.

ü Установление межпредметных связей. В учебнике в обязательном порядке учтены и установлены взаимосвязи с другими учебными курсами (биологией, химией, географией и др.), что особенно важно для формирования у учащихся понимания причин возникновения ЧС, осознания ими основ здорового образа жизни.

ü Закрепление и самоконтроль. В учебнике ОБЖ должны быть предусмотрены возможности для организации самостоятельной деятельности учащихся и осуществления самоконтроля знаний. Этому служат таблицы, иллюстрации, указатели терминов, лабораторный практикум, система вопросов и заданий разного уровня познавательной активности.

ü Развивающая и воспитывающая функция учебника проявляется в возможностях развития личности учащегося, формирования у него ценностного отношения к вопросам обеспечения личной безопасности.

4.1.3. Методические рекомендации по работе с учебником

При условии соблюдения основных требований, предъявляемых к учебнику ОБЖ, существенно расширяются методические возможности работы с ним. Ни в коем случае применение учебника не должно сводиться лишь к чтению текста параграфов. Прежде всего, учитель должен сформулировать задание, которое необходимо выполнить при работе учащихся с учебником. Не следует пренебрегать такими заданиями, как «выделить главное», «составить план ответа», «сформулировать вопросы», «сравнить рисунки», «проанализировать таблицу, график» и т.д.

Рассмотрим некоторые приемы работы с учебником на уроке.

1. Прием «Инсёрт» (разметка текста):

Учащимся предоставляется фрагмент учебной статьи из учебника (это может быть часть основного, дополнительного или пояснительного текста) и предлагается с помощью карандаша сделать условные разметки на полях для обозначения степени новизны для них данного текста. Разметки можно сделать по схеме: «знал раньше»; «узнал»; «хотел бы узнать больше» или: «знал»; «уточнил»; «не знал».

Целесообразность описанного выше приема состоит в том, что удается выяснить, насколькоматериал учебника соответствует принципу преемственности и последовательности изложения учебного содержания, а также - насколько текст учебника влияет на создание у учащихся познавательной мотивации к учению.

2. Прием применения текста для развития понятий:

Вниманию учащихся предлагаются два абзаца текста из одной учебной темы (или разных тем одной главы). Работа учеников с текстом организуется по плану:

- внимательно изучите текст абзацев;

- определите и запишите идеи, объединяющие понятия (и их определения), факты, правила, описанные в этих двух абзацах текста.

Такой прием обеспечивает усвоение учащимися понятийного аппарата; способствует развитию навыков систематизации, классификации и обобщения учебного материала. (Справка: классификация – подразделение (по выбранному признаку) существенных признаков объекта на группы; систематизация - установление связей между группами, полученными в ходе классификации; обобщение - объединение элементов в одно множество).

3. Прием по составлению плана или конспекта текста учебника:

Учащимся предлагается изучить фрагмент текста параграфа или целый параграф учебника и составить план или конспект текста. При работе использовать памятку:

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА УЧЕБНИКА (памятка для учащихся)

1. Прочитайте заглавие параграфа и подумайте, какой смысл вложен в заголовок?

2. Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины.

3. Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части.

4. Прочтите абзацы по отдельности и определите, что и о чем говорится в каждом абзаце.

5. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).

6. Закройте книгу, расскажите по этому плану весь текст, постарайтесь понять и запомнить его содержание.

7. Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.

4. Прием «Предвосхищение при чтении»:

Учащимся предлагается, не дочитывая часть параграфа, содержащего какую-либо проблему, самостоятельно сделать прогноз и предугадать ее решение. А затем незамедлительно обращается их внимание на продолжение текста параграфа, в котором дана развязка проблемы.

5. Прием составления и заполнения таблицы на основе текста учебника:

Учитель чертит на доске графы таблицы и предлагает учащимся самостоятельно заполнить ее: а) используя только текст учебника; б) используя только рисунки учебника; в) используя текст и рисунки учебника.

6. Прием «Кодирование и декодирование»:

Учащимся на основе изучения фрагмента текста учебника нужно представить его в виде опорного конспекта (или ментальной карты) или в виде схематизированного рисунка. После представления схематизированного изображения на доске, учащимся (не являющимися авторами изображения) предлагается осуществить по данному рисунку пересказ текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: