Виды финансовых ресурсов коммерческой организации

Организации

Тема 13. Финансовые ресурсы коммерческой

Их эффективности

Раздел IV. Финансовые ресурсы и оценка

Вопросы

1. Приведите понятие риска в предпринимательской деятельности.

2. Назовите критерии классификации предпринимательских рисков.

3. Перечислите основные этапы управления рисками.

4. Назовите основные методы снижения рисков

5. Приведите понятие диверсификации.

6. Что такое хеджирование и назовите виды хеджирования.

В данной теме мы рассмотрим собственные и заемные финансовые ресурсы коммерческой организации, проанализируем схему денежных потоков в организации.

В предпринимательской деятельности существует два вида финансовых ресурсов – собственные и заемные ресурсы, которые, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.

К собственным внутренним источникам относятся прибыль и амортизационные отчисления (рис. 13.1). Амортизационные отчисления и прибыль – это результат кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным внутренним финансовым ресурсам предприятия (их доля на предприятиях достигает 70%).

Прибыль – это финансовый результат и основная цель предпринимателя. Смысл инвестирования в любой вид деятельности – это получение чистой прибыли и если выручка превышает себестоимость, то собственник получает доход в виде прибыли, как положительный результат деятельности.

Рис. 13.1. Финансовые ресурсы предпринимателя

Прибыль организации фиксируется в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках», который составляется по данным бухгалтерского учета.

Прибыль до налогообложения отражает финансовый результат деятельности организации за отчетный период, т.е. показывает какую прибыль (убыток) получила организация в отчетном году.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Чистая прибыль распределяется самостоятельно в соответствии с его учредительными документами. Если в организации есть привилегированные акции, то в первую очередь, из чистой прибыли расходуются средства на дивиденды по привилегированным акциям. Затем предприятие отчисляет от прибыли средства в фонды – фонд развития производства (ФРП), фонд социального развития (ФСР) и фонд материального поощрения (ФМП). Кроме перечисленных фондов, отчисления от прибыли могут быть и в резервные фонды. Резервный фонд образуется за счет прибыли и предназначен для покрытия непредвиденных убытков. Резервные фонды в обязательном порядке формируют только акционерные общества. Величина РФ не менее 5% от УК и ежегодно отчисляется от прибыли. Нераспределенная прибыль отражается на балансе предприятия стр. 470 пассива.

Амортизационные отчисления – это денежные средства, которые отражают сумму износа части имущества предприятия – основных производственных фондов и нематериальных активов. Они включаются в себестоимость производимой продукции, после реализации которой, в составе выручки поступают на расчетный счет предприятия.

Собственные внешние источники финансирования предусматривает использование средств государства, предпринимательских структур. К ним относятся:

– эмиссия ценных бумаг;

– факторинг;

– лизинговые операции;

– франчайзинг.

Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия – это выпуск в обращение ценных бумаг (акций и облигаций). Эмиссия ценных бумаг осуществляется акционерными обществами (ОАО, ЗАО). Цель эмиссии – привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки.

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца (акционера) на получение части прибыли общества в виде дивидендов.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

Эмиссия может быть первичная (при учреждении акционерного общества) и дополнительная, которая проводится, если организация нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Поскольку эмиссия ценных бумаг является сложным и дорогостоящим процессом, то цели эмиссии должны быть достаточно значимыми.

Основные цели эмиссии:

– осуществление реального инвестирования, связанного с расширением и диверсификацией деятельности;

– изменение структуры капитала, например, повышение доли собственного капитала.

Факторинг

Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые операции. Факторинг – переуступка банку или специализированной организации неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: банк, фирма-клиент, фирма-заемщик (покупатель товара). Факторинговая компания обычно предоставляет до 80% от суммы долга и этой суммой финансирует предпринимателей. Договор о факторинге, как правило, заключается на два года.

Лизинг (ст. 665 - 670 ГК).

Лизинг – это операция по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но отдается в аренду предпринимателю. Главное преимущество лизинга в том, что получатель объекта лизинга не должен его сразу оплачивать. Плата происходит длительное время, в течение всего срока использования. В лизинговой операции участвуют три стороны – поставщик (продавец имущества), лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель (арендатор). Эти стороны являются субъектами лизинга.

Различают финансовый лизинг, возвратный лизинг, оперативный лизинг.

Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок во временное пользование или владение. Срок соизмерим со сроком полной амортизации предмета лизинга. Срок финансового лизинга обычно 10-15 лет (срок амортизации оборудования).

Оперативный лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой риск имущество и передает его лизингополучателю во временное владение или пользование. Срок устанавливается в договоре лизинга. Лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга.

Возвратный лизинг этовид лизинга, при котором организация, которая является владельцем имущества, продает его фирме (лизингодателю), чтобы потом на основе договора лизинга стать пользователем этого имущества. Такой вид лизинга имеет место быть, когда организации - собственнику имущества необходимы текущие финансовые средства.

Взаимоотношения лизингодателя и лизингополучателя определяются договором лизинга, который независимо от срока заключается в письменной форме.

Франчайзинг

Франчайзинг (кредитование и привилегии по контракту) – есть предоставление предприятием физическому или юридическому лицу права на производство или продажу товаров под его фирменной маркой или по его технологии. Преимущества факторинга в том, предприятие (франшизополучатель, пользователь) существенно сокращает собственные расходы по изучению рынка, на разработку и приобретение технологии, подготовку и организацию производства. Этому предприятию передается техническая документация и производится обучение персонала.

Предприятие - франшизополучатель обязуется продавать товары только своего контрагента по договору (франшизодателя, правообладателя), производить товары качеством не ниже, чем у франшизодателя.

Основой взаимоотношений является договор франшизы (коммерческой концессии) (глава 54 ГК).

К франчайзингу часто прибегают молодые фирмы, желающие укрепиться в определенной сфере деятельности. Убедившись в удачном выборе и рассчитавшись с фирмой-правообладателем, пользователь может самостоятельно начать производственную деятельность.

К заемным внешним ресурсам организации относятся займы и кредиты.

Займ – это получение во временное пользование денежных средств, материальных ценностей с уплатой процентов. Заимодавцем может быть не только кредитное учреждение, но и любое физическое или юридическое лицо.

Кредитование – это основная форма внешнего финансирования предпринимательской деятельности. Кредитование осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров.

Кредит – это временная передача денежной суммы, товаров и других ценностей другому лицу на условиях срочности, возврата и платы процента за пользование.

Существует достаточно видов кредита, используемых в предпринимательстве, но мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся: банковский, товарный, коммерческий и налоговый кредиты.

Банковский кредит – это средства, предоставляемые банком предпринимательской организации для целевого использования (под торговые сделки) на установленный срок под определенные проценты.

Кредитование предприятий осуществляется на основании следующих принципов:

– принцип возвратности заключается в том, что полученные от кредитора финансовые ресурсы подлежат возврату;

– принцип срочности заключается в необходимости возврата кредита в точно определенный срок, а не в любое удобное для заемщика время;

– принцип платности заключается в том, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль организации;

– принцип материальной обеспеченности кредита означает необходимость обеспечения защиты имущественных прав кредитора при возможных нарушениях заемщиком, принятых на себя обязательств;

– принцип целевого характера означает необходимость целевого использования финансовых средств, полученных от кредитора.

Товарный кредит. Ст. 822 ГК гласит, что «сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи (товара)» [1].

Коммерческий кредит. В процессе предпринимательской деятельности предприятия осуществляют взаимное кредитование. Происходит это в связи с разницей во времени между отгрузкой продукции, выполнением работ и их фактической оплатой. В ст. 823 ГК установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм (вещей), может предусматриваться предоставление кредита, в т.ч. в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит).

Стоимость кредита, как правило, ниже стоимость банковского кредита. Преимущества коммерческого кредита – маневренность и оперативность предоставления средств в товарной форме. Для многих малых предприятий именно коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования. Недостаток такого кредитования – это риск для поставщика при изменении цены, банкротстве покупателя. Плата за коммерческий кредит обычно включается в цену товара.

Налоговый кредит. Налоговый кодекс предусматривает возможность получения предприятиями налогового кредита. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога от 3 месяцев до года (стихийные бедствия, задержка финансирования предприятию из бюджета, угроза банкротства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: