Основные понятия, применяемые в менеджменте

Тема№1

Дополнительная литература

Основная литература

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Распределение часов по темам и видам занятий

Основы менеджмента

Лекция№1

Для Заочного Отделения

Введение

Ведение в дисциплину. Цель и задачи, предмет и содержание дисциплины. Рекомендуемая литература.

Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами:

Дисциплина является основополагающей по управлению на предприятии. Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентом в рамках базовых дисциплин по экономике, психологии и информационным технологиям.

Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентами по следующим дисциплинам «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и будут использованы при изучении дисциплин «Маркетинг», «Экономика предприятия»,

а также при прохождении производственной (преддипломной) практики, в дипломном проектировании.

Таблица 1

№ разд   Наименование разделов (тем) Объем в часах
Заочное обучение
Л ПЗ
       
  ВВЕДЕНИЕ    
I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ    
1. Сущность и содержание менеджмента    
  Элементы организации и процесса управления    
  Эволюция менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента    
II МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ НАУЧНАЯ СИСТЕМА    
  Функции менеджмента    
  Организационные структуры менеджмента    
  Стиль руководства и лидерство    
  Принятие управленческих решений    
Итого в семестре Заочное обучение (VII семестр)    
Заочное обучение (VIII семестр)    
         

А) Гончаров В.И. «МЕНЕДЖМЕНТ». – Мн. Из-во «Мисанта», 2003г.

Б) Н.В. Суша, В.В. Кругликов Основы менеджмента. – Мн. Изд-во МИУ 2004г.

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1997

2. Гончаров В.И. Лекции по курсу «Менеджмент», ч. 1. - Мн.: ИУ, 1998.

3. Основы менеджмента и маркетинга /Под общ. ред. Р.С. Седегова. - Мн.: Выш. Школа, 1995.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, человек, стратегия, организация, процесс. – М. Изд-во МГУ, 1995.

5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 1998.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995 (1994).

7. История менеджмента. Государственная Академия управления им. С. Орджоникидзе /Под ред. Д.В. Валового. – М., 1997.

8. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 1999.

9. Короленок Г.А. и др. Успех на рынке: Проблемы трансформации хозяйства и менеджмента. - Мн.: Тэхналогiя, БГЭУ. 1997.

10. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров - М.: Изд-во стандартов, 1994.

11. М Маршене, К. Фаркад. Менеджмент малых и средних предприятий. - Мн.: Тэхналогiя, БГЭУ. 1998.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Фр. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Академия НХ при Правительстве РФ, 1994.

13. Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усма. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. - М.: ЮНИТИ, 1998

14. Техника работы менеджера /Под ред. Н.П. Беляцкого - Мн.: Ин-т управления, 1998.

15. Ли Якокка. Карьера менеджера. – М., 1991.

Сущность и содержание менеджмента

Наиболее общей наукой об управлении является кибернетика, основателем которой считается Н. Винер. Кибернетика рассматривает управление в технических, социальных и живых системах. Менеджмент как наука управления в социальных, а более точно - в социотехнических системах сформировался в конце XIX в. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и методами управления. В каждой из школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам.

Наиболее общим определением может быть следующее. Менеджмент - управление социотехнической системой в условиях рыночной экономики. Менеджмент можно определить как вид деятельности, процесс, аппарат управления, науку и искусство.

Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими процессами организации и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Менеджмент - непрерывный процесс выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Менеджмент - вид деятельности, который осуществляют менеджеры. Последние разделяются на старших (директор предприятия и его заместители. или совет компании), средние (руководители служб, отделов или цехов) и младшие (начальники участков, бригад, групп, мастера).

Менеджмент - это наука, имеющая свои закономерности, принципы, методы.

Менеджмент - способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, организация управления, административная единица.

Менеджмент - искусство, так как требует постоянного творческого подхода, особенно в управлении людьми.

Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то подразделением, для осуществления управленческой деятельности. Это человек в организации, который участвует в распределении хотябы одного из ресурсов (Ресурсы - трудовые, материальные, технологические, информационные, финансовые, а также времени)

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление - и объект - тот, кем управляют действия субъекта управлении.

Основная задача управления - организовать работу других людей, при этом искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что им никто не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное управление, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние производства, дела, проблемы, которое обязательно должно быть достигнуто.

Орудия управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, которые обеспечивают механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди и касающиеся данного производства отношения между ними. Продуктом управленческого труда является управленческое решение.

Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация. Предпринимательство означает связанное с риском осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов.

Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства..

Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «Business administration», который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но для государственных органов любого уровня правильнее использовать термин «public administration» - «государственное управление».

Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Бизнесмен - это человек, делающий деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, им может быть деловой человек, в подчинении у которого никто не находитcя, или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации и не может состоять членом правления, но является владельцем ее акций.

Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям. Это:

- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

- наличие, по крайней мере, одной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: