Тема№1
Дополнительная литература
Основная литература
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Распределение часов по темам и видам занятий
Основы менеджмента
Лекция№1
Для Заочного Отделения
Введение
Ведение в дисциплину. Цель и задачи, предмет и содержание дисциплины. Рекомендуемая литература.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами:
Дисциплина является основополагающей по управлению на предприятии. Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентом в рамках базовых дисциплин по экономике, психологии и информационным технологиям.
Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентами по следующим дисциплинам «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и будут использованы при изучении дисциплин «Маркетинг», «Экономика предприятия»,
а также при прохождении производственной (преддипломной) практики, в дипломном проектировании.
|
|
Таблица 1
№ разд | Наименование разделов (тем) | Объем в часах | ||
Заочное обучение | ||||
Л | ПЗ | |||
ВВЕДЕНИЕ | ||||
I | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ | |||
1. | Сущность и содержание менеджмента | |||
Элементы организации и процесса управления | ||||
Эволюция менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента | ||||
II | МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ НАУЧНАЯ СИСТЕМА | |||
Функции менеджмента | ||||
Организационные структуры менеджмента | ||||
Стиль руководства и лидерство | ||||
Принятие управленческих решений | ||||
Итого в семестре | Заочное обучение (VII семестр) | |||
Заочное обучение (VIII семестр) | ||||
А) Гончаров В.И. «МЕНЕДЖМЕНТ». – Мн. Из-во «Мисанта», 2003г.
Б) Н.В. Суша, В.В. Кругликов Основы менеджмента. – Мн. Изд-во МИУ 2004г.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1997
2. Гончаров В.И. Лекции по курсу «Менеджмент», ч. 1. - Мн.: ИУ, 1998.
3. Основы менеджмента и маркетинга /Под общ. ред. Р.С. Седегова. - Мн.: Выш. Школа, 1995.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, человек, стратегия, организация, процесс. – М. Изд-во МГУ, 1995.
5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 1998.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995 (1994).
7. История менеджмента. Государственная Академия управления им. С. Орджоникидзе /Под ред. Д.В. Валового. – М., 1997.
8. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 1999.
9. Короленок Г.А. и др. Успех на рынке: Проблемы трансформации хозяйства и менеджмента. - Мн.: Тэхналогiя, БГЭУ. 1997.
|
|
10. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров - М.: Изд-во стандартов, 1994.
11. М Маршене, К. Фаркад. Менеджмент малых и средних предприятий. - Мн.: Тэхналогiя, БГЭУ. 1998.
12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Фр. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Академия НХ при Правительстве РФ, 1994.
13. Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усма. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. - М.: ЮНИТИ, 1998
14. Техника работы менеджера /Под ред. Н.П. Беляцкого - Мн.: Ин-т управления, 1998.
15. Ли Якокка. Карьера менеджера. – М., 1991.
Сущность и содержание менеджмента
Наиболее общей наукой об управлении является кибернетика, основателем которой считается Н. Винер. Кибернетика рассматривает управление в технических, социальных и живых системах. Менеджмент как наука управления в социальных, а более точно - в социотехнических системах сформировался в конце XIX в. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и методами управления. В каждой из школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам.
Наиболее общим определением может быть следующее. Менеджмент - управление социотехнической системой в условиях рыночной экономики. Менеджмент можно определить как вид деятельности, процесс, аппарат управления, науку и искусство.
Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими процессами организации и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.
Менеджмент - непрерывный процесс выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Менеджмент - вид деятельности, который осуществляют менеджеры. Последние разделяются на старших (директор предприятия и его заместители. или совет компании), средние (руководители служб, отделов или цехов) и младшие (начальники участков, бригад, групп, мастера).
Менеджмент - это наука, имеющая свои закономерности, принципы, методы.
Менеджмент - способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, организация управления, административная единица.
Менеджмент - искусство, так как требует постоянного творческого подхода, особенно в управлении людьми.
Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то подразделением, для осуществления управленческой деятельности. Это человек в организации, который участвует в распределении хотябы одного из ресурсов (Ресурсы - трудовые, материальные, технологические, информационные, финансовые, а также времени)
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление - и объект - тот, кем управляют действия субъекта управлении.
Основная задача управления - организовать работу других людей, при этом искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что им никто не управляет.
Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное управление, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.
|
|
Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние производства, дела, проблемы, которое обязательно должно быть достигнуто.
Орудия управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, которые обеспечивают механизм и автоматизацию управленческого труда.
Предметом управленческого труда являются люди и касающиеся данного производства отношения между ними. Продуктом управленческого труда является управленческое решение.
Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.
Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация. Предпринимательство означает связанное с риском осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов.
Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства..
Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «Business administration», который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но для государственных органов любого уровня правильнее использовать термин «public administration» - «государственное управление».
Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями.
Бизнесмен - это человек, делающий деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, им может быть деловой человек, в подчинении у которого никто не находитcя, или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации и не может состоять членом правления, но является владельцем ее акций.
|
|
Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям. Это:
- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
- наличие, по крайней мере, одной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу