Обзор основных тенденций в развитии дизайна организаций

Современные концепции управления и тенденции развития организационного дизайна

ЛК-10-12. ПЗ-6-7.

Тема 6. Современные концепции управления организацией

  1. Обзор основных тенденций в развитии дизайна организаций
  2. Горизонтальная организация.
  3. Концепция управления качеством.
  4. Реинжиниринг.
  5. Аутсорсинг.
  6. Самообучающаяся организация.
  7. Основные типы организаций, использующие новый “технологический” дизайн.

В последние десятилетия во всем мире происходят громадные социальные, экономические, политические и технологические изменения. Изменений так много во всех отраслях, что очень маловероятно, что то, что хорошо работало вчера, будет хорошо работать сегодня или завтра. Результатом этих изменений явилось развитие новых тенденций в организационном дизайне, связанных с применением на практике новых систем управления организациями.

Основная тенденция изменения организационного дизайна в настоящее время – уменьшение количества иерархических уровней управления, переход от традиционной вертикальной иерархии управления к горизонтальной организации, основой которой служит межфункциональная координация.

           
 
   
   
 
 


Рис. Основной тенденция изменения организационного дизайна – уменьшение количества иерархических уровней управления

Во всех отраслях и сферах деятельности в настоящее время наблюдаются изменения, которые приводят к возникновению неиерархических организаций:

1. В компаниях наметилась тенденция к устранению четкого иерархического разделения труда. Устраняются различия в статусе, ранге, размерах заработной платы. Все большее распространение получают “рамочные” должностные инструкции, ориентированные не на определение четких заданий и полномочий, а на достижение определенных результатов или решение задач.

2. Средний размер организаций (измеряемый в количестве работников) уменьшается. Частично это происходит вследствие роста числа малых и средних предприятий, а частично вследствие выведения из состава компаний подразделений, которые могут функционировать как самостоятельные бизнес-единицы.

3. Очень крупные компании, увеличивая объемы производства, уменьшают количество занятых. Уменьшение количества занятых происходит вследствие продолжающейся автоматизации работ первого уровня работников, внедрения информационных технологий, а также привлечения внешних ресурсов по контрактам для осуществления работ, не являющихся ключевыми для компании. Уменьшение количества работников ведет к уменьшению количества уровней управления.

4. Иерархия также уменьшится с повышением эффективности технологий принятия управленческих решений. Разрабатываются и внедряются компьютерные программы, которые позволяют большим группам людей общаться между собой и совместно решать проблемы, не используя традиционный иерархический механизм управления.

В течение многих лет основной структурой организации была классическая пирамида. Вертикальная иерархия управления доказала свою жизнеспособность и эффективность в достаточно стабильных условиях ведения бизнеса. Однако в современном деловом мире организациям приходится иметь дело с такими проблемами, которые в рамках бюрократической структуры управления решаются с трудом. К их числу относятся, прежде всего, следующие вопросы:

· Координация деятельности подразделений компании, которые работают с разными продуктами и на разных рынках;

· Быстрое реагирование на изменения окружающей среды;

· Обеспечение высокого качества деятельности, требующее согласования действий и процессов, происходящих в различных подразделениях компании;

· Ускорение операционных процессов и необходимость уменьшения затрат на осуществление процессов.

Вероятно, единственным способом решения подобных проблем, применяемым на практике в настоящее время, является создание тех или иных форм горизонтальной организации, которые будут рассмотрены в данной главе (параграф 2).

Другими тенденциями, все более набирающими силу в современном мире организаций, являются следующие:

· Исключительное внимание высшего руководства к четкому согласованию всех без исключения элементов организационного дизайна для достижения стратегических целей компании. В наибольшей степени эта тенденция проявилась при реализации концепций управления качеством;

· Переход от функциональной организации деятельности к организации, основанной на бизнес-процессах. Данная тенденция будет рассмотрена в параграфе 4 данной главы;

· Выведение из состава компаний функций, не имеющих прямого отношения к ключевой компетенции организации, привлечение внешних ресурсов на контрактной основе, создания разнообразных партнерств и альянсов (см. параграф 5 данной главы);

· Разработка форм организационного дизайна, способных к самонастройке и самообучению, а, следовательно, к видоизменению в процессе своего функционирования в тесном контакте с требованиями окружающей среды. Практика создания самообучающихся организаций приведена в параграфе 6 данной главы;

· Создание компаний, организационный дизайн которых целиком определяется возможностями использования современных информационных технологий и средств связи, так называемых виртуальных организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: