Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 17 страница

Стадии и механизм правового регулирования

Правовое регулирование – процесс постоянный, непре­рывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного ро­да субъектов: государственные органы, общественные объ­единения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, испол­няются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (наруша­ются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоу­потребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.

Можно выделить три стадии (этапа) процесса правового регулирования:

общенормативное регулирование – оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права;

индивидуализация прав и обязанностей – возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов;

реализация права.

На первой стадии происходит оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права. На этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой. На этой стадии правовое регулирование носит общий характер.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конк­ретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применитель­но к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к пер­сонально определенным субъектам.

Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т.д.), подтверждаемых соот­ветствующими документами, выносится решение о назначе­нии пенсии конкретному гражданину в соответствии с зако­ном о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию.

Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязан­ным субъектом (органом социального обеспечения) и упол­номоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим).

Это и будет третья, завер­шающая стадия реализации субъективных прав и обязаннос­тей, следовательно, реализация самих норм права, заключи­тельный этап их действий.

На стадии реализации правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации.

Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут.

Различают че­тыре формы реализации норм права:

соблюдение,

исполне­ние,

использование

применение норм права.

Формы реали­зации связаны со способами регулирования.

Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании – от действий, запрещенных правом.

Исполнение вытекает из позитивной юридической обязан­ности, заключается в совершении соответствующих обязан­ностям активных (позитивных) действий (уплата денег за про­данную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).

Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права.

Правоприменение – особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказыва­ются недостаточными для реализации норм права. Примене­ние – это властное вмешательство в общественные отноше­ния государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении власт­ного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, ре­шения, приговора суда и т. д.).

Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

нормы права;

правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права;

субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений;

правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов;

юридические (правовые) средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя­зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули­рования.

Первой стадии общенормативного регулирования соот­ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нор­мы права: систематизацию законодательства, законодатель­ную технику, нормативное толкование.

Второй стадии регулирования соответствует такой эле­мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос­ти), с помощью которого предписания норм права конкрети­зируются, трансформируются в субъективные права и обязан­ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фак­тические основания возникновения, изменения и прекраще­ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме­нения и прекращения): нормативное (нормы права) и факти­ческое (юридические факты).

Третьей стадии регулирования соответствует такой эле­мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол­нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению.

Важное место в механизме зани­мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосоз­нанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредствен­ных форм реализации права (соблюдения, исполнения, ис­пользования). Если акты применения сравнивать с двигате­лем, то правосознание можно сравнить со смазкой механиз­ма, нормативный элемент – с блоком управления, правоот­ношения – с системой передач и трансмиссией, а акты реализации – с колесами. Если все элементы механизма ли­шены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вра­щается, процесс правового регулирования достигает своей цели.

Результатом действия механизма выступают закон­ность и правопорядок.

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта;

обязывания – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний.

Кроме того, выделяются правовые средства производного характера:

правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов;

правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов контрсубъектов юридически значимых отношений;

правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей;

правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое правовое регулирование?

Что является предметом правового регулирования?

Каково соотношение правового воздействия и правового регулирования?

Перечислите основные и дополнительные способы правового регулирования.

Какие существуют методы правового регулирования?

Назовите стадии правового регулирования.

Дайте определение понятию «механизм правового регулирования».

Назовите структурные элементы механизма правового регулирования.

Дополнительная литература

Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. – № 5. – С. 104-109.

Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. – 2002. – № 2. – С. 232-244.

Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и политика: Современные проблемы соотношения и развития. – Воронеж, 1996.

Дивеева H.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. – 2002. – № 3. – С. 56-62.

Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. – 1991. – № 4.

Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократическом государстве // Власть силы, сила власти. – М.,1996.

Киселева О.M., Малько А.В. Институт правового поощрения в России историко-юридический аспект // Правоведение. – 1999. № 3. – С. 32-41.

Концептуальные проблемы правового регулирования: Сборник научных трудов. – Вып. 6. – Уфа. 2001.

Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. – 1993. – № 7.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 205-216.

Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 6.

Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая про­блема // Правоведение. – 1999. – № 2. – С. 4-16.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М.: Юристъ, 2004. – 248 с.

Матузов H.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 14-31.

Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 39-50.

Проблемы теории и практики правового регулирования: Сбор­ник трудов. – Самара, 2000.

Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государство и право. – 1993. – № 1. – С. 23-32.

Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. – СПб., 2002.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 662 c.

Сорокин В.Д. Что такое предмет правового регулирования // Юридическая мысль. – 2001. – № 2.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. – 2000. – № 4. – С. 34-45.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 217-222.

Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 3-12.

Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 30-39.


Терминологический словарь

Правовое регулирование – это регулирование обществен­ных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).

Предмет правового регулирования – это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права.

Правовое воздействие – эторегулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет – обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Типы правового регулирования – это определенное соче­тание способов регулирования: дозволения, обязывания и за­прета.

Метод правового регулирования – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

1. К какому понятию относится нижеприведенное определение: «Регулирование обществен­ных отношений с помощью норм права и других правовых средств»?

1. Правовое регулирование.

2. Применение права.

3. Реализация права.

2. Фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении – это

1. Предмет правового регулирования.

2. Метод правового регулирования.

3. Способ правового регулирования.

3. Подберите соответствующее понятие к данному определе­нию: «Единая система правовых средств и процедур, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на обще­ственные отношения».

1. Механизм государства.

2. Метод правового регулирования.

3. Механизм правового регулирования.

4. Какой способ правового регулирования состоит в предостав­лении субъектам прав на совершение определенных положитель­ных действий?

1. Запрет.

2. Обязывание.

3. Дозволение.

5. Назовите основные элементы механизма правового регулиро­вания.

1. Правопорядок и законность.

2. Норма права, правоотношение, акт применения нормы права.

3. Формы права, функции права и принципы права.

6. Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом?

1. Разрешительный.

2. Общедозволительный.

3. Консенсуальный.

7. Урегулирование общественных отношений посредством заключения договоров, принятия различного рода уставов общественных объединений относится

1. К нормативному правовому регулированию.

2. К индивидуальному правовому регулированию.

3. К саморегулированию.

8. Каково соотношение понятий «правовое воздействие» и «пра­вовое регулирование»?

1. Понятие «правовое регулирование» более широкое, чем понятие «правовое воздействие». Правовое воздействие охватыва­ет лишь официальное установление юридических норм.

2. Эти понятия равнозначны по своему содержанию: регламен­тация юридически значимого поведения путем определения прав и обязанностей.

3. Понятие «правовое воздействие» шире понятия «правовое регулирование». Правовое воздействие включает все формы вли­яния права на общественные отношения, в том числе информаци­онное, ориентационное и правовое регулирование.

9. Установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости – это

1. Цель правового регулирования.

2. Тип правового регулирования.

3. Метод правового регулирования.

10. Юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение целей правового регулирования – это

1. Правовые действия.

2. Правовые средства.

3. Правовые нормы.

Тема 23. Основные правовые системы современности

Учебные вопросы:

1. Понятие и структура правовой системы.

2. Соотношение понятий «правовая система» и «система права», «правовая система» и «правовая семья». Классификация правовых систем.

3. Общая характеристика основных правовых семей современности.

Понятие и структура правовой системы

Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу.

Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущност­ные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось поня­тие «правовая система».

Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мо­раль, художественная культура, наука.

Кроме того, на правовую систему большое воз­действие оказывают политика, политическая культура.

Известно, что в Древ­нем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были орга­нически взаимосвязаны с религией: морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на рели­гию.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активи­зация процесса взаимодействия цивилизационных факторов.

К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем.

Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других право­вых систем в отдельных обществах, государствах.

Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени разви­тием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства.

Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирова­ния рыночных отношений, охраны окружающей среды, регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Расширению взаимодействия правовых систем способствует деятель­ность Организации Объединённых Наций, насчитывающей в настоящее время свыше 180 государств-членов. Этот процесс стимулируют также законода­тельные акты суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулиро­ванию конфликтов между государствами. В конституциях ряда государств содержатся положения об отказе от войны как средства разрешения между­народных споров. Например, в Конституции Японии говорится от имени её народа: «Мы твёрдо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды».

Таким образом, сегодня под понятием правовой системы надо понимать сле­дующее определение:

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень пра­вового развития страны.

Правовая система каждого государства отражает закономерности раз­вития общества, его исторические, национальные, культурные особеннос­ти. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Правовая система отдельной страны (государства) называется национальной правовой системой.

Национальная правовая система – конкретно-историческая совокуп­ность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

Как мощное комплексное образование правовая система вклю­чает в себя следующие элементы:

право и выражающее его законодательство;

явления духовного, мировоззренческого характера (юридическую науку, правовые понятия, правовые принципы, правовую культуру, правовую логи­ку, правовую поли­тику, правовую символику);

правовые отношения;

юридическую практику;

юридическую технику;

правовые институты и учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой, правоприменительной или правоохранительной деятельностью.

У отдельных авторов содержатся разные взгляды на элементы право­вой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают.

В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений:

юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы содер­жится в книге американского исследователя Л. Фридмэна «Введение в аме­риканское право», где выделены правовые явления, объединенные также в три группы.

первая группа, называемая автором «структура», включает принципы правовой системы и правовые учреждения;

вторая – «сущность» объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, решения, «живой закон», нормы, которые принимаются;

третья груп­па – «правовая культура» включает отношение людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества.

Правовая культура, по мнению Фридмэна, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему как право в «широком смысле», объединяют в качестве основных элементов этой сложной струк­туры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Соотношение понятий «правовая система»
и «система права», «правовая система» и «правовая семья».
Классификация правовых систем

Система права и правовая система непосредственно связаны с правом, но эти юридические категории не тождественны.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определя­ет основополагающие принципы объединения и дифференциации юриди­ческих норм.

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, со­гласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи».

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути формирования.

Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, система права или другие юридические качества.

Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств и объединения их в правовые семьи:

Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Ина­че говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие госу­дарственно правовые корни (произрастают из одного древнего государс­тва, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

Общность источников (форм закрепления и выражения норм пра­ва). Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значе­нии, соотношении.

Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материа­ла (отраслей, суботраслей, других подразделений).

Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объектив­ности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (нап­ример, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социа­листические идеи и т.п.

Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разра­ботке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструк­ции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систе­матизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: