Формы и методы ФК

ФК можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих ФК:

- Государственный

Проводится органами власти, Президентом, Правительством, МинФином, ФНС, ЦБ РФ. Он обеспечивает интересы государства, общества, направлен на все объекты независимо от их ведомства и формы собственности.

- Ведомственный

Проводится контрол-ревизионными органами министерств, ведомств. Он охватывает деятельность подотчётных органов. Преимущества проявляются в его непосредственной связи с функцией управления в отрасли, специализации ФК, соответствии с отраслевыми, ведомственными особенностями ФХД.

- Внутрихозяйственный

Проводится финэкономическими службами ХС, направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансов, экономики, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностями, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных, матсредств, устранение причин, условий, порождающих хищения, бесхозяйствование.

- Общественный

Общественный ФК выполняется неправительственными общественными организациями, отдельными физическими лицами на добровольной основе.

- Правовой

Проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебной бухэкспертизы.

- Гражданский

Осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получение доходов в виде З/П, премий, пособий, дивидендов, % и т. д.

- Аудиторский

Выполняется аудиторскими фирмами или частными предпринимателями.

2. По времени проведения:

- Предварительный

Осуществляют на стадии рассмотрения, составления, утверждения бюджетов, смет расходов, финпланов, программ, балансов финресурсов территорий, др финэкономических документов, проектов законов. Он носит предупреждающих характер. Способствует предотвращению нецелевого неэффективного расходования финресурсов, выявление роста доходов. Он позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий на текущие, капрасходы.

- Текущий

Является основным видом деятельности субъектов ФК. Он ведётся в процессе производственной и ФХД, исполнении бюджета, смет доходов, расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения, выявления нарушений финдисциплины, соблюдения финнормативов, требований БУ, отчётности. Оперативность осуществляется на основе 1х документов БУ, отчётности. Он предполагает системный факторный АХД в целях выявления резервов роста, рентабельности, прибыли, снижение с/с, просроченности кредиторской, дебиторской задолженностей, полноты, своевременности расчётов с бюджетом, госвнебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа определяется уровень собираемости налоговых, др платежей в бюджет, своевременность, полнота, целесообразность финансирования федеральных, территориальных соц-экономических программ, размер бюджетного дефицита, временного кассового разрыва, источников покрытия, исследования динамики гос- внеш- и внутреннего долга.

- Последующий

Проводится по окончании финансового, отчётного периодов, в ходе него проверяют количественное, качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов, расходов, налоговых, неналоговых поступлений в бюджеты, расходование бюджетных средств, использование бюджетных фондов, финпланирование предприятий, смет бюджетных учреждений.

3. В зависимости от законодательной основы:

- Обязательный - в силу требования закона, по решению госправоохранительных органов,

- Инициативный - по решению самого ХС;

4. По объекту контроля:

- Бюджет,

- Налог,

- Банк,

- Валюта,

- Таможня и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: