Аудит
Методы финансового контроля
Методы финансового контроля:
1. Обследование финансовых и экономических показателей предприятия - для определения его финсостояния и возможных перспектив развития,
2. Надзор контрольных органов за экономическими субъектами, получившими лицензию на вид финдеятельности, предполагает соблюдение установленных правил.
3. АиДФиХДП предполагает детальное изучение периодической, годовой финотчётности с целью общей оценки результатов ФХД, оценки финсостояния, обеспеченности собственным капиталом.
4. Мониторинг - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за исполнением выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
5. Контроллинг - анализ информации, проектирующей возможные вариативные проблемы ФХД.
6. Документационная проверка проводится на основании отчётной документации, расходных документов, рассматривающая отдельные вопросы ФХД, намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
7. Ревизия - глубокий, всеобъемлющий метод финконтроля, полное обследование ФХД с целью проверки законности, правильности, целесообразности и эффективности:
|
|
- Полное,
- Частичное,
- Комплексное,
- Тематические.
Проводится органами управления в отношении подведомственных учреждений, гос- и негосконтроля. Результаты оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению матущерба. Проверка - 30 дней, ревизия - 45 дней.
9.04.2010 год
Независимый финансовый контроль в системе финансового права проводится в виде аудиторских проверок.
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» 30.12.2008 № 307 - ФЗ, принятым ГД ФС РФ 24.12.2008, в редакции 1.07.2010:
1. Аудиторская деятельность - деятельность по проведению аудита, сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
2. Аудит - независимая проверка бухгалтерской отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги:
1. Постановку, восстановление, ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование;
2. Налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3. АиДФиХДП, экономическое, финансовое консультирование;
4. Управленческое консультирование;
5. Юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
6. Автоматизацию бухгалтерского учета, внедрение информационных технологий;
|
|
7. Оценочную деятельность;
8. Разработку, анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9. Проведение научно-исследовательских, экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, распространение их результатов;
10. Обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом 1 из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудитор - физлицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, являющееся членом 1 из саморегулируемых организаций аудиторов.
Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1. Организация имеет ОПФ ОАО;
2. Организация - кредитная организация, бюро кредитных историй, страховая организация, общество взаимного страхования, товарная биржа, инвестиционный фонд, госвнебюджетный фонд; фонд, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических, юрлиц;
3. Объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчет г превышает 50 млн р, сумма активов формы 1 по состоянию на кон г, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн р. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены;
4. В иных случаях, установленных федеральными законами.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухотчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать:
1. Наименование «Аудиторское заключение»;
2. Указание адресата;
3. Сведения об аудируемом лице: наименование, госрегистрационный №, место нахождения;
4. Сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, ФИО индивидуального аудитора, госрегистрационный №, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация, индивидуальный аудитор, № в реестре аудиторов, аудиторских организаций;
5. Перечень бухотчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухотчетности между аудируемым лицом, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6. Сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухотчетности аудируемого лица;
7. Мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают, могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8. Указание даты заключения.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2. Разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3. Являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов, их работников.
Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1. Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федстандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита, оказания сопутствующих аудиту услуг;
2. Не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3. Не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
|
|
4. Являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении аудиторской деятельности.
Аудит не может осуществляться:
1. Аудиторскими организациями, руководители, иные должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами, лицами, несущими ответственность за организацию, ведение БУ, составление бухотчетности;
2. Аудиторскими организациями, руководители, должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями аудируемых лиц, должностными лицами, бухгалтерами, лицами, несущими ответственность за организацию, ведение БУ, составление бухотчетности;
3. Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении дочерних обществ, филиалов, представительств указанных аудируемых лиц, в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей;
4. Аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в теч 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению, ведению БУ, по составлению бухотчетности физическим, юрлицам, в отношении этих лиц;
5. Аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами, лицами, несущими ответственность за организацию, ведение БУ, составление бухотчетности;
6. Аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами, лицами, несущими ответственность за организацию, ведение БУ, составление бухотчетности, в близком родстве;
7. Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.
|
|
Аудиторскую тайну составляют сведения, полученные аудиторской организацией, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1. Сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим ФЗ, либо с его согласия;
2. Сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3. Сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1. Проходить внешний контроль качества работы;
2. Участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы др членов организации.
Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч3 ст5 наст ФЗ, осуществляются:
1. Саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, не реже 1 раза в 3г, не чаще 1 раза в г начиная с календарного г, следующего за г внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов, аудиторских организаций;
2. Уполномоченным федорганом по контролю не чаще 1раза в 2г начиная с календарного г, следующего за г внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов, аудиторских организаций.
Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:
1. Сдало квалификационный экзамен;
2. Имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, ведением БУ, составлением бухотчетности, не менее 3лет. Не менее 2лет из последних 3лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:
1. Получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов, лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным ст11 наст ФЗ;
2. Вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3. Несоблюдения аудитором требований ст 8, 9 настоящего Федерального закона;
4. Систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего ФЗ, федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5. Подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6. Неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 2 последовательных календарных лет, за исключением:
А. Лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления, членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов, работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
Б. Работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухотчетности организаций;
В. Лиц, исполняющих обязанности исполнительного единоличного органа, являющихся членами исполнительного коллегиального органа аудиторских организаций;
Г. Иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;
7. Несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного ст11 наст ФЗ, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования;
8. Уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1. Самостоятельно определять формы проведения аудита на основе федстандартов аудиторской деятельности, количественный, персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2. Исследовать в полном объеме документацию, связанную с ФХД аудируемого лица, проверять фактическое наличие имущества, отраженного в этой документации;
3. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в любой форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4. Отказаться от проведения аудита достоверности бухотчетности в аудиторском заключении в случаях:
А. Непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
Б. Выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица;
4. 1. Страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг, ответственность за причинение вреда имуществу др лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
5. Осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1. Предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний аудиторской организации, информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2. Передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3. Обеспечивать хранение документов, получаемых в ходе проведения аудита, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены;
4. Исполнять обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1. Требовать от аудиторской организации обоснования замечаний аудиторской организации, информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов;
2. Получать от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
3. Осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1. Содействовать аудиторской организации в своевременном, полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию, давать по запросу аудиторской организации исчерпывающие разъяснения в любой форме, запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2. Не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, на сокрытие информации, запрашиваемых аудиторской организацией. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией для проведения аудита сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
3. Своевременно оплачивать услуги аудиторской организации в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;
4. Исполнять требования федстандартов аудиторской деятельности, обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1. Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности;
3. Ведение госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5. Иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
1. Рассматривает вопросы госполитики в сфере аудиторской деятельности;
2. Рассматривает проекты федстандартов аудиторской деятельности, нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3. Одобряет порядок разработки проектов федстандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов, кодекс профэтики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
4. Оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5. Вносит на рассмотрение уполномоченного федоргана предложения о порядке осуществления уполномоченным федорганом по контролю внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6. Рассматривает обращения саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности, вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7. Осуществляет в соответствии с настоящим ФЗ, положением о совете по аудиторской деятельности функции, необходимые для поддержания высокого профуровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
В состав совета по аудиторской деятельности входят:
1. 10 представителей пользователей бухотчетности. Представители пользователей бухотчетности подлежат ротации 1 раз в 3г не менее чем на 25% их общего числа;
2. Два представителя уполномоченного федерального органа;
3. По 1 представителю от федоргана исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке госполитики, норм-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федоргана исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию норм-правовых актов, контролю в сфере финансовых рынков, от ЦБ РФ;
4. 2представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации 1 раз в год.
НКО включается в госреестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия следующим требованиям:
1. Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве членов не менее 700 физлиц, 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим ФЗ требованиям к членству в такой организации;
2. Наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов, принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
3. Обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого члена перед потребителями аудиторских услуг, иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
1. Участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим ФЗ;
2. Сообщает в уполномоченный федорган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов требованиям, установленным ч3 наст ст, не позднее 7 раб дн со дн, следующего за дн возникновения соответственно указанных изменений в сведениях, несоответствия;
3. Сообщает в уполномоченный федорган о дополнительных к требованиям, установленным федстандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, о доптребованиях, включенных в принятые правила независимости аудиторов, аудиторских организаций, допнормах профэтики, включенных в принятый кодекс профэтики аудиторов, в порядке, сроки, по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
4. Представляет в уполномоченный федорган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, членом, членами требований законодательства РФ, иных норм-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки, по форме, которые определяются уполномоченным федорганом;
5. Подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
6. Не позднее 10 раб дн со дн, следующего за дн получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федорган, уполномоченный федорган по контролю, совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления, спецорганов саморегулируемой организации аудиторов;
7. Оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:
1. Коммерческая организация м б создана в любой ОПФ, за исключением ОАО, госмуниципального унитарного предприятия;
2. Численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
3. Доля уставного капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам д б не менее 51 процента;
4. Численность аудиторов в исполнительном коллегиальном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава исполнительного органа. Лицо, являющееся исполнительным единоличным органом коммерческой организации, ИП, которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, д б аудиторами. Если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору др коммерческой организации, последняя д б аудиторской организацией;
5. Безупречная деловая репутация;
6. Соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
7. Уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в порядке, которые устанавливаются ею;
8. Уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов.
Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:
1. Наличие квалификационного аттестата аудитора;
2. Безупречная деловая репутация;
3. Уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в порядке, которые устанавливаются ею;
4. Уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов;
5. Соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для индивидуального аудитора.
Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, представляет следующие документы:
1. Учредительные документы;
2. Документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
3. Список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
4. Список членов исполнительного коллегиального органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором;
5. Список учредителей коммерческой организации, являющихся аудиторами, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами, документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном капитале коммерческой организации;
6. Письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее 3 аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов не менее чем за 3г до дн дачи рекомендаций, которые не являются учредителями данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления, не состоят в трудовых отношениях с ней;
7. 1экз утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
8. Иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физлицо подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление с указанием ФИО, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства, представляет следующие документы:
1. Квалификационный аттестат аудитора;
2. Письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию физлица, не менее 3 аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов не менее чем за 3г до дня дачи рекомендаций;
3. Справку об отсутствии неснятой/непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4. Документ, подтверждающий внесение записи об ИП в ЕГРИП, - для физлица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
4. 1. 1экз утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
5. Иные документы, предусмотренные правилами приема физлиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Основанием для принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов является:
1. Несоответствие лица требованиям к членству, утвержденным саморегулируемой организацией аудиторов;
2. Представление документов, не соответствующих требованиям;
3. Установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в саморегулируемую организацию аудиторов;
4. Обнаружение после выдачи физлицу квалификационного аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших такой выдаче;
5. Прекращение членства аудиторской организации, аудитора в данной или иной саморегулируемой организации аудиторов, если со дня принятия решения о прекращении членства прошло менее трех лет.
Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является:
1. Заявление аудиторской организации в письменной форме о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;
2. Решение саморегулируемой организации аудиторов об исключении из ее членов аудиторской организации или аудитора в качестве меры дисциплинарного воздействия;
3. Выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов;
4. Реорганизация аудиторской организации, за искл. случая реорганизации в форме присоединения;
5. Ликвидация аудиторской организации;
6. Аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
7. Признание аудиторского заключения заведомо ложным;
8. Исключение сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
9. Другие основания, предусмотренные федеральными законами.
Саморегулируемая организация аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства аудиторской организации, аудитора в этой саморегулируемой организации аудиторов, уведомляет в письменной форме:
1. Лицо, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
2. Аудиторскую организацию, работником которой на основании трудового договора является аудитор, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
3. Иные саморегулируемые организации аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.
Саморегулируемая организация аудиторов не вправе:
1. Выдвигать условия при внесении в реестр аудиторов сведений о лице, решение о приеме которого в члены этой саморегулируемой организации аудиторов вступило в силу;
2. Взимать плату за внесение сведений в реестр аудиторов.
В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса профэтики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
1. Вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения, устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2. Вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса профэтики аудиторов;
3. Наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;
4. Принять решение о приостановлении членства аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, не более 180 календар дн со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5. Принять решение об исключении аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6. Применить установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.
Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение действия такого решения не вправе:
1. Участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;
2. Давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию лицам, желающим вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов;
3. Участвовать в работе выборных, спецорганов саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторская организация, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение действия решения не вправе:
1. Заключать договоры оказания аудиторских услуг;
2. Вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия саморегулируемой организацией аудиторов указанного решения.
В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований настоящего ФЗ, федстандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса профэтики аудиторов, уполномоченный федорган по контролю может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
1. Вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения, устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2. Вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего ФЗ, федстандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса профессиональной этики аудиторов;
3. Направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов;
4. Направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов.
Для внесения сведений о НКО в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов НКО подает в уполномоченный федорган заявление, представляет следующие документы:
1. Копию свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
2. Копию устава некоммерческой организации;
3. Перечень членов НКО - физлиц, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
4. Перечень членов НКО - коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
5. Заверенные НКО копии документов, подтверждающих госрегистрацию членов - юрлиц;
6. Копию утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;
7. Копию решения НКО об утверждении стандартов аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов и копии таких стандартов;
8. Копию решения НКО о принятии одобренного советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов и копию такого кодекса;
9. Копии документов, подтверждающих создание НКО спецорганов, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях», копии положений о таких органах, копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
10. Заверенные НКО копии документов, подтверждающих наличие компенсационного фонда, создание которого предусмотрено настоящим ФЗ;
11. Копию решения НКО о принятии одобренных советом по аудиторской деятельности правил независимости аудиторов, аудиторских организаций, копию этих правил.
Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о НКО в госреестр саморегулируемых организаций аудиторов является:
1. Несоответствие НКО требованиям, предусмотренным настоящим ФЗ;
2. Представление НКО документов, не соответствующих установленным ФЗ требованиям;
3. Представление НКО документов, содержащих недостоверную информацию;
4. Исключение из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, при условии, что с момента исключения прошло менее одного года.
Основанием, для исключения уполномоченным федорганом сведений о НКО из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов является:
1. Заявление саморегулируемой организации аудиторов об исключении сведений о ней из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов;
2. Ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3. Выявление недостоверных сведений в документах, представленных НКО;
4. Отказ саморегулируемой организации аудиторов от участия в установленном порядке в создании деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной ФЗ;
5. Неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией аудиторов в теч 1 календар г требований ФЗ, принятых в соответствии с ним норм-правовых актов о ведении реестра аудиторов;
6. Вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о НКО из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов.
Основанием для обращения уполномоченного федерального органа в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является:
1. Выявление по результатам проверки несоответствия саморегулируемой организации аудиторов требованиям;
2. Выявление по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, проведенной уполномоченным федорганом, несоответствия деятельности саморегулируемой организации аудиторов требованиям законодательства РФ, иных норм-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
3. Неисполнение сроков исполнения саморегулируемой организацией аудиторов предусмотренных ФЗ обязательных для исполнения предписаний уполномоченного федоргана.
В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства РФ, иных норм-правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федорган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:
1. Вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам проверки нарушения, устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2. Вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства РФ, иных норм-правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;
3. Вынести решение об исключении сведений о НКО из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям настоящего ФЗ;
4. Обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о НКО из госреестра саморегулируемых организаций аудиторов.
Правила независимости аудиторов, предусмотренные настоящим ФЗ, подлежат:
1. Одобрению советом по аудиторской деятельности, создаваемым в соответствии с ФЗ, не позднее 1 октября 2010 года;
2. Принятию саморегулируемыми организациями аудиторов не позднее 31.12.10 г.
Внешний аудит проводится независимыми организациями или индивидуальными аудиторами на договорной основе с целью объективной оценки достоверности БУ, хозяйственной отчётности ХС во всех существующих отношениях.
Внутренний аудит - деятельность организации по проверке и оценке её работы в интересах руководства.
Цель - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации.
Внешний аудит подразделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный - проведение, которого обусловлено прямым указанием ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Инициативный проводится по решению руководства предприятия или его учредителей с целью установленной ФЗ.
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки, оказывающая сопутствующие аудиторские услуги, осуществляющая свою деятельность на основе лицензии.
Аудиторам запрещается заниматься к-л иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится с целью проверки физлиц в форме квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора одного из следующих типов:
1. В области общего аудита,
2. В области аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестгрупп,
3. В области аудита страховых компаний, обществ взаимного страхования,
4. В области аудита кредитных организаций, банкгрупп, холдингов.
Аудит отличается от ревизии по своей сущности, подходу к проверке документов, взаимоотношениями между проверяющими и клиентом, выводам по результатам.
Цель ревизии - выявление недостатков для их устранения и наказания виновных.
Она выполняется на основании инструкций, приказов выше стоящих органов, госорганизаций, предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечения злоупотреблений.
Акт ревизии - внутренний ведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные недостатки.
Ревизию проводят работники ревизионного аппарата.
Её оплачивают вышестоящие органы или государственные организации.
Отличительный признак | Аудит | Ревизия |
Цель | Выявление, локализация, страхование оценки, признание недостатков хозжизни как неотъемлемого элемента | Выявление, локализация, оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий, профилактика) |
Право | Гражданское право на основании хозяйственных договоров | Административное право на основании законов, инструкций, приказов выше стоящих органов, госорганизаций |
Объект | Всё, что подрывает платёже способность клиентов, ухудшает его финсостояние | Нарушение действующего законодательства, учётной политики организации |
Управление | Добровольные горизонтальные связи | Вертикальные связи в порядке административного назначения, принуждения |
Оплата | Платит клиент или с его согласия организация, нуждающаяся в получении заключения | Вышестоящий орган или государственная организация |
Практические задачи | Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов, укреплению платёжеспособности | Хозсистема решает задачи по сохранности активов, пресечению, профилактике злоупотреблений |
Достоинства | Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов | Возможная максимальная точность, выявление виновных лиц и размера ущерба |
Результаты | Аудиторское заключение, рекомендации для клиента | Акт ревизии, оргвыводы, взыскания, указания, проверка выполнения |
Критерии финансовой политики:
1. Оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев,
2. Установление цен, как основы финансовой системы, бюджетной системы,
3. Роль федбюджета в соц-экономическом развитии,
4. Базисная категория определяет структуру финмеханизма, действующие элементы,
5. Роль финансов в экономике, соотношение с физическим, экономическим, матпроизводством, услугами нефинансового характера.
Финансовая политика классифицируется по длительности действия:
1. Текущая
Она заключается в оперативном регулировании финрынка, обеспечении нормального функционирования финмеханизма, поддержании сбалансированного равновесия звеньев финсистемы.
2. Долговременная предполагает решение крупных масштабных задач, приводит к координальным изменениям в финансовой системе и механизмах.
Существуют 3 типа финансовой политики, которые характеризуются:
1. Классическая финансовая политика - основа сбалансированности приоритетов,
2. Регулирующая зависит от направления: м б сдерживающая или развивающая,
3. План-директивная с отсутствием рыночных факторов регулирования госэкономики.
По способам регулирования финотношений финполитика бывает дефляционная и рефляционная.
Дефляционная проводится путём повышения налогов при одновременном снижении уровня госрасходов, сохранении эмиссии денег, путём повышения ставки рефинансирования.
Рефляционная предполагает повышение госрасходов, снижение налогов, снижение % ставок.
Финансовые стратеги и тактика определяются с позиций:
1. Стратегического менеджмента:
- Стратегия - последовательность действий финхарактера в определённой области общей стратегии.
- Тактика - действия финхарактера в цепочке финансовой стратегии.
2. Сопоставления:
- Стратегия включает 3 категории:
* ресурсный потенциал (формирование),
* распределение ресурсов (инвестиции),
* последовательность действий.
- Тактика - решение задач формирования и распределения ресурсов.
3. Единой цели для общей стратегии и тактики
- Стратегия - последовательность действий по формированию и распределению финресурсов в рамках единого прав-информационного поля с цель определения госфинполитики.
- Тактика - решение задачи финстратегии.