Наличие системы ХАССП в странах ЕС подтверждается либо при регистрации пищевых предприятий государственным органом (Англия, Дания), либо путем проведения сертификации (Франция, Голландия).
В России в настоящее время наиболее целесообразной формой официального подтверждения наличия на предприятии системы ХАССП является добровольная сертификация.
Введение Системы добровольной сертификации «ХАССП» обусловлено возрастающей потребностью предприятий пищевой промышленности в сертификации систем управления качеством и безопасностью продукции на основе принципов ХАССП и целесообразностью гармонизации требований к этим системам с требованиями Европейского Сообщества.
Поскольку система управления ХАССП направлена в первую очередь на обеспечение безопасности выпускаемой продукции, сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 целесообразно рассматривать как важный элемент доказательной базы соответствия пищевой продукции установленным требованиям в случае принятия поставщиком декларации о соответствии. Это открывает широкие перспективы для формирования схем подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности, базирующихся на системах качества, и перехода к гармонизированному с европейской практикой модульному подходу при разработке технических регламентов.
Госстандарт России ввел в действие с 23 февраля 2001г. Систему добровольной сертификации «ХАССП» (зарегистрирована в Госреестре 20 февраля 2001 г., регистрационный номер РОСС RU.0001.03СД00).
Структура Системы включает в себя Координационный совет, Методический совет, Центральный орган и органы по сертификации. Руководящим органом Системы является Координационный Совет «ХАССП». Центральным органом Системы и пока единственным органом по сертификации является ВНИИС. Методическими центрами Системы являются АВНИИС «ВНИИССагромпродукт».
Однако по мере развития работ по созданию и сертификации систем ХАССП в России будет возникать потребность в появлении новых органов по сертификации (ОС).
Решение о целесообразности уполномочивания организаций, претендующих на статус Органа по сертификации систем ХАССП, принимает Координационный совет. При этом учитывается количество поданных заявок на сертификацию, наличие экспертов, специализация и опыт работы организация в заявленной области.
Состав работ по уполномочиванию ОС в Системе добровольной сертификации «ХАССП» включает в себя:
Ø проверку организации-заявителя;
Ø принятие решения об уполномочивании организации-заявителя в качестве
ОС;
Ø внесение уполномоченного ОС в реестр Системы.
Система распространяется на всю пищевую продукцию и продовольственное сырье, а объектами оценки могут быть процессы их изготовления, транспортировки, хранения и реализации.
В целях упорядочения работ Центральным органом Системы «ХАССП» разработаны следующие 6 документов:
1. Общий порядок проведения работ по сертификации;
2. Порядок уполномочивания органов по сертификации и организации их
работы в Системе;
3. Оплата работ по сертификации;
4. Оплата работ по уполномочиванию и участию в Системе органов по
сертификации;
5. Порядок ведения Реестра Системы;
6. Порядок подготовки и аттестации экспертов.
Основными видами деятельности в Системе являются: обучение экспертов, их аттестация, уполномочивание органов по сертификации и сертификация систем ХАССП на предприятиях. Первые два из указанных видов деятельности осуществляет Центральный орган Системы, функции которого возложены на ВНИИС.
Постоянно растущая активность по всем направлениям деятельности Системы потребовала упорядочения и регламентации всех видов работ и в первую очередь - выработки единого порядка регистрации данных. Основные положения, касающиеся регистрации сертификатов, органов по сертификации и экспертов Системы изложены в документе РОСС RU.0001.3.СД00 «Положение о системе добровольной сертификации «ХАССП». Однако этот документ не устанавливает механизма регистрации и состава регистрируемых данных, порядка обмена информацией между участниками Системы, что не позволяет в полной мере обеспечить идентификацию всех участников, контролепригодность системы учета, ее прозрачность и управляемость. Для решения этих вопросов Центральный орган Системы разработал и утвердил в апреле этого года документ «Система добровольной сертификации «ХАССП». Порядок введения Реестра Системы».
В числе главных элементов, регламентированных документом и связанных с формированием и внедрением Реестра Системы, можно выделить следующие.






