Принцип 1 - ориентация на потребителя.
Принцип закрепляет широко распространенный маркетинговый подход к управлению качеством и решению проблем качества в целом. Возможности реализации производимых организацией продуктов труда, а, следовательно, и успех в бизнесе зависят от их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей.
Запросы потребителей связаны не только с техническим, но и с функциональным качеством, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукта труда по назначению, условиями утилизации и т.п. Поэтому принцип ориентирует на удовлетворение различных запросов потребителей, которые определяют принятие ими решений о приобретении продукта труда.
Необходимо также обеспечить сбалансированный подход, как к запросам потребителей, так и потребностям других заинтересованных сторон (акционеров, поставщиков, общества и т.д.). В условиях TQM весь персонал организации должен знать, понимать и стремиться удовлетворять запросы потребителей.
Удовлетворенность потребителей качеством продукта труда и системой его поддержки при использовании по назначению следует измерять и оценивать, а в системе качества в необходимых случаях требуется создавать механизм выработки корректирующих воздействий.
Принцип ориентации на потребителя основан на следующих действиях:
o изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий
потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.;
o обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других
участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала
организации, поставщиков организации, общества);
o доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всего персонала организации;
o измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции
собственной деятельности;
o управление взаимоотношениями с потребителями.
Прежде всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Они должны устанавливать единство цели, направления и внутреннюю среду, соответствующую культуру организации. Руководители должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в которой люди могут быть полностью вовлеченными в достижение целей организации.
Один из способов реализации принципа - определение руководством предприятия долгосрочной политики и миссии предприятия по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений.
Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.
Принцип главенствующей роли руководства претворяется в следующем:
o активность поведения;
o понимание и реагирование на изменения внешней среды;
o ориентация на потребности всех заинтересованных сторон;
o создание ясного видения перспектив организации;
o определение новаторских целей и реализация стратегии для их достижения;
o установление разделяемых всеми ценностей и этических принципов на всех уровнях организации;
o создание атмосферы доверия и искоренение страха в организации;
o обеспечение персонала необходимыми ресурсами и полномочиями в действиях с осознанием ответственности;
o вдохновение и поощрение персонала, оценка вклада каждого сотрудника в общее дело;
o создание условий для открытых и честных коммуникаций;
o обучение персонала и постоянное совершенствование, наставничество.