Автомобильные перевозки грузов

Кроме названного ранее Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и го­родского наземного электрического транспорта» перевозка гру­зов автотранспортом регулируется Общими правилами пере­возок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотран-сом РСФСР 30 июля 1971 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР), Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной де­ятельности», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и т.д.

Перевозка автотранспортом может осуществляться в го­родском, пригородном (на расстояние до 50 км от населенного пункта включительно), междугородном, международном сооб­щении. Осуществление перевозок автотранспортом произво­дится с обязательным оформлением путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Большим преимуществом перевозок грузов именно этим видом транспорта является возможность подачи транспортно­го средства прямо на склад отправителя.

Договор может быть как реальным (посредством приня­тия перевозчиком к исполнению заказа), так и консенсуальным (заключаться путем подачи заявки).

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется отправителем (если иное не предусмотрено договором). Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. К накладной грузоотправитель обязан приложить все необходимые для осуществления пе­ревозки груза документы (сертификаты, паспорта качества, удостоверения и др.). В транспортной накладной должны быть отражены сведения о массе груза с указанием способа ее оп­ределения. Такую запись должен произвести грузоотправи­тель, если иное не установлено договором перевозки груза. Масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, перевозчиком в присутствии грузоот­правителя.

Транспортные средства, контейнеры, пригодные для пере­возок соответствующего груза перевозчик обязан предоставить в установленные договором сроки. В случае нарушения этого положения грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в размере 20% платы за перевозку груза, а кроме того, вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков.

Обязанности перевозчика подать транспортное средство соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Предварительно он обязан подготовить груз к пе­ревозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреж­дения транспортного средства, контейнера, при перевозе груза в таре или упаковке — с обязательной маркировкой каждого грузового места. Если отправитель не соблюдает это правило, либо не предоставляет груз в установленные сроки, либо от­правляет его в иной пункт назначения (не тот, который огово­рен в договоре), груз считается непредъявленным для пере­возки и отправитель должен будет уплатить перевозчику штраф в размере 20% от провозной платы. А вот погрузку на автотранспорте осуществляет, как правило, сам грузоотправитель, выгрузку по прибытии транспортного средства в пункт назначения осуществляет грузополучатель (если иное не ус­тановлено соглашением сторон).

По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы грузоотправителем (если иное не предусмотрено соглашением сторон). При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправи­телю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.

Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.

Как и на других видах транспорта, перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные самим договором либо правилами перевозок грузов. О задержке дос­тавки груза перевозчик обязан проинформировать грузоотп­равителя и грузополучателя.

По общему правилу грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмеще­ния ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузо­получателю по его требованию:

• в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

• в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Законодательство о перевозке грузов автотранспортом не предусматривает обязанности перевозчика об уведомлении о прибытии груза в пункт назначения в силу того, что доставка груза осуществляется непосредственно на склад получателя.

На автомобильном транспорте штраф за просрочку доставки груза в пункт назначения ограничивается размером его провозной платы.

Претензии заявляются, как правило, транспортной организации (ее филиалу), осуществлявшей перевозку или выдавшей груз в месте назначения. От претензии следует отличать заявление с просьбой о розыске груза, не прибывшего в пункт назначения, поскольку его содержание не удовлетворяет требованиям, установленным для претензий.

При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствую­щей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

6. Ответственность сторон по договору

Обязательство по перевозке груза должно быть исполнено надлежащим образом. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участниками договора перевозки предусмотрена ГК, транспортными уставами и кодексами, а, кроме того, может быть установлена соглашением сторон.

В первую очередь в законодательстве оговаривается вопрос об ответственности перевозчика, так как именно на нем лежит обязанность по своевременной и надлежащей доставке груза в пункт назначения. Нормы об ответственности перевозчика являются императивными и не могут быть изменены по соглашению сторон. Однако в исключительных случаях при перевозках морским путем их изменение соглашением сторон допускается.

Хотя по общему правилу гражданское законодательство устанавливает для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, ответственность независимо от наличия вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ), перевозчик за несохранность груза и просрочку его доставки несет ответственность только при наличии его вины (которая, однако, презюмируется, если не доказано обратное). Объем ответственности перевозчика также ограничивается законодательством, а интересы грузовладельцев в таких случаях призвано обеспечивать страхование грузов. Невыполнение указаний грузовладельца либо нарушение иных условий договора перевозки также налагает на перевозчика ответственности в виде возмещения убытков. Такая ответственность основывается на общих началах предпринимательского риска.

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик будет нести ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие в ходе перевозки, если не докажет, что он не мог предотвратить или устранить обстоятельства, вследствие которых это произошло (непреодолимая сила, недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в ходе приема груза к перевозке, сдача к перевозке груза с превышением норм влажности и др.).

Законодательством предусмотрены и обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза. Такими обстоятельствами являются: сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя, наличие естественных причин, связанных с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, и др.

В случае просрочки доставки груза общее гражданское законодательство не предусматривает ответственности перевозчика. Однако транспортные уставы и кодексы содержат указание на возможность возложения на перевозчика ответственности при наличии его вины, которая подразумевается и отсутствие ее необходимо доказывать (ст. 97 и 29 УЖТ РФ, ст. 166 КТМ РФ, ст. 34, 36, 37 УАТ РФ, ст. 120 ВК РФ, ст. 116 КВВТ РФ).

Перевозчик несет ответственность также за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и освобождается от ответственности вследствие действия непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий либо прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях и в иных, предусмотренных транспортными уставами и кодексами, случаях.

Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Это правило ст. 796 ГК РФ также является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК РФ. Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость несохранного груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии такого указания — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

В случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, ущерб возмещается в размере объявленной стоимости груза или багажа. При этом у перевозчика есть право оспорить объявленную стоимость и дока­зать ее превышение над действительной стоимостью груза.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Если для определения размера причиненного грузу ущерба была проведена экспертиза, связанные с этим расходы возлагаются на перевозчика в случае наличия его вины по несохранности груза.

За просрочку доставки груза в пункт назначения большинством транспортных уставов предусмотрена выплата неустойки. Данные неустойки (штрафы) не носят исключительный характер, а следовательно, в силу п. 1 ст. 394 ГК РФ грузовладельцы также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой.

По общему правилу ответственность по ст. 796 ГК РФ наступает в случае, если груз, не прибыл в пункт назначения по истечении 30 дней с момента, когда он должен был прибыть. По истечении этого срока груз считается утраченным и у грузополучателя возникает право требовать его возмещения.

В соответствии с действующим законодательством ответственность несет не только перевозчик. Отправитель и получатель груза также несут ответственность за несоблюдение условий договора перевозки. В качестве основания ответственности могут выступать и несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза (ответственность будет выражаться в уплате процентов), и неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе (если это повлияло на безопасность транспорта или снизило стоимость перевозки), и отправление запрещенных для перевозок грузов, и нарушение требований правил перевозок и таможенных правил (если произошла задержка транспортных средств органами государственного контроля), и повреждение грузовладельцем транспортных средств и т.п.

Кроме того, отправитель несет установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон ответственность за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам.

Ответственность грузовладельцев в одних случаях ограничивается значительными штрафами, в других — предусматривается возмещение убытков перевозчику.

При несвоевременном вывозе грузов со станции (порта) назначения с грузополучателя взыскивается повышенная плата за хранение. Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя груза содержат УЖТ и Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

КТМ предусмотрено общее правило, согласно которому отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают (ст. 176). Большинство же транспортных уставов и кодексов не содержит четких указаний об основаниях ответственности грузовладельцев. Поэтому при решении подобных вопросов следует исходить из того, что они являются предпринимателями, и руководствоваться общими положениями ГК об ответственности (п. 3 ст. 401).

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ предъявление перевозчику иска в судебном порядке является возможным только после предварительного предъявления ему претензии в установленном транспортными уставами или кодексами порядке.

Это ведет к существенной экономии средств и времени и в большинстве случаев к удовлетворению требований грузовладельца.

Кроме того, в судебном порядке иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. А вот срока на заявление самой претензии в общем гражданском законодательстве не содержится, так как этот вопрос решается в зависимости от вида транспорта соответствующими уставами и кодексами.

Претензии по поводу перевозки груза могут предъявляться отправителем, получателем и страховщиком, выплатившим страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств.

Каждую претензию необходимо подтверждать приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, п. 3 ст. 797 ГК РФ установлен в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (как правило, это день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии) независимо от того, кто предъявляет иск (транспортная организация или грузовладелец). Однако если вопрос не урегулирован специальной нормой, применяется общий срок исковой давности в 3 года. И установленные специально сроки исковой давности и общий срок исковой давности подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам в соответствии с действующим гражданским законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: