Договор транспортной экспедиции

Законодательное закрепление договора транспортной экспедиции содержится в гл. 41 ГК РФ. Кроме этого, правовое регулирование экспедиционной деятельности осуществляется Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории РФ, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (см. письмо МПС России от 14 мая 1993 г. № С-405у/АК-7/ЦМ-180), а также не противоречащими ГК РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» нормами Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом от 30 июля 1971 г.

Договор транспортной экспедиции является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Предмет договора составляют обязательства по организации и осуществлению перевозок.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Этот договор заключается с целью переложить заботы по осуществлению такого сложного процесса, как организация и осуществление перевозок грузов, на плечи экспедиторов — хозяйствующих субъектов, занимающихся этой деятельностью специализировано.

По договору транспортной экспедиции клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение. Система ставок платежей за выполнение тех или иных операций устанавливается экспедитором. Все фактически понесенные в интересах клиента расходы должны быть также возмещены экспедитору. За несвоевременную уплату экспедитору вознаграждения и понесенных им расходов предусмотрена неустойка в пределах их суммы в размере 0,1% за каждый день просрочки; за необоснованный отказ клиента от оплаты расходов экспедитора — штраф в размере 10% от их суммы.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют операции, предшествующие договору перевозки, а также способствующие доставке груза и получению его клиентом и все услуги по договору можно разделить на две группы: основные (связанные с перевозкой груза: оформление заявок, заказов, произведение платежей и т.д.) и дополнительные (получение требующихся для экспорта и импорта документов, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.)

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор (как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель) и клиент. Хотя экспедитором выступает как правило, лицо не являющееся перевозчиком груза, закон допускает возможность оказания экспедиторских услуг и перевозчиком в том числе (такая ситуация наиболее распространена при осуществлении перевозок автомобильным транспортом).

При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всего комплекса операций по обслуживанию груза «от склада до склада», а при частичном — функции экспедитора ограничиваются определенными этапами транспортировки или видами операций.

Клиентами по договору могут быть как предприниматели, так и граждане (в этом случае отношения будут регулироваться также Законом РФ «О защите прав потребителей»).

ГК РФ предусматривает в отношении договора транспортной экспедиции обязательную простую письменную форму с применением всех последствий ее несоблюдения, предусмотренных ст. 162 ГК РФ.

Договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным, если в качестве экспедитора выступает сам перевозчик. Экспедиторскими документами являются выдаваемая клиенту расписка и оригиналы договоров, заключенных от имени клиента, а клиент при необходимости выдает экспедитору доверенность, на основании которой последний и исполняет свои обязанности. Положение экспедитора, действующего по договору с клиентом от собственного имени, аналогично положению комиссионера или действующего от своего имени агента, что позволяет применить к такому экспедитору соответствующие нормы гл. 51 и 52 ГК РФ. Кроме того, клиент обязан предоставить экспедитору всю необходимую для исполнения его обязанностей информацию. В первую очередь к таковой относятся сведения о свойствах груза (его качественные характеристики) и об условиях его перевозки. Но по соглашению сторон клиент должен будет предоставить и иную информацию, требующуюся для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности в современных условиях (информация о направленных перевозчику за­казах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.). Если запрошенная информация не предоставлена, экспедитор может не приступать к своим обязанностям, а, в случае, когда отсутствие информации нанесло ущерб экспедитору, клиент обязан возместить его в полном объеме.

В ходе осуществления экспедиторской деятельности клиент имеет право давать экспедитору указания, от которых последний вправе отступать, если это в интересах клиента, а возможности с ним связаться не было в течение суток (ст. 3, 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, что не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

В соответствии со ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспе­диции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ об обязательствах. Следовательно, экспедитор несет ответственность и без наличия вины, а также когда несохранность груза связана с действиями или бездействием самого экспедитора (например, не составлен коммерческий акт).

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Ограничения ответственности экспедитора предусмотрены ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в международном сообщении (она не может превышать 666,67 расчетной единицы за место груза или иную единицу отгрузки, а при несохранности груза, при оказании экспедиционных услуг в международном сообщении — 2 расчетные единицы за его килограмм).

Однако в случае умысла экспедитора либо когда клиентом является физическое лицо, пользующееся услугами экспедитора для бытовых нужд, предел ответственности за несохранность груза не применяется.

Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки. Установленные действующим законодательством условия и размеры ответственности экспедитора не могут быть отменены или уменьшены соглашением сторон (п. 2 ст. 11 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). До обращения в суд с иском, клиент (либо указанный в договоре получатель груза) обязан предъявить претензию непосредственно экспедитору, которая должна быть заявлена в течение 6 месяцев и рассмотрены последним 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При этом сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат (п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: