Вопрос № 2. Классификация государственных доходов на централизованные и децентрализованные.
Мы про это дело можем забыть к экзамену, но не стоит.
Государственные доходы бывают:
· Децентрализованные.
1. Доходы государственных (т.е. унитарных) предприятий и учреждений, созданных государством (но не всех);
2. Доходы компаний с преобладающим государственным участием (или с абсолютным государственным участием).
Государственные компании распоряжаются своими средствами, как определят публичные институты.
Они должны формироваться и по принципу частных финансов (удовлетворить потребности потребителей, контрагентов) и по принципу публичному (какое-то общественное благо должно быть).
Бывает дисбаланс: в свое время Газпром не поставил газ Украине (хотя мог) и ему пришлось заплатить 100% неустойку. Но так решила политика.
Теперь про учреждения – куда относить доходы полностью государственных учреждений и доходы унитарных предприятий с 100% государственным участием. С точки зрения права собственности – ПС у государства (т.к. с государственного имущества происходит прирост имущества).
|
|
Нынче доходы государственных унитарных предприятий – децентрализованные.
Казенные учреждения – централизуются. Остальные учреждения (автономные и бюджетные) – децентрализованные.
Есть случаи очевидные – например доход Газпром точно децентрализован. А есть и неочевидные случаи.
· Централизованные;
Централизованные доходы аккумулируются в бюджетах публичной власти (государственном и бюджете местного самоуправления и внебюджетных фондах).
С точки зрения муниципального уровня – для него это централизованный денежный фонд.
1. С централизованным доходам – точно относим доходы бюджетов (федерального, регионального и местного).
2. Бюджеты внебюджетных фондов чуть сложнее. Фонды функционируют чуть ближе к тем правилам, по которым функционируют частные институты (т.к. их цель – аккумулировать денежные средства).
3. Забюджетные фонды. При министерствах и ведомствах есть свои фонды, которые тоже средства аккумулируют. У них более-менее добровольный характер. Когда предприятие совершенно добровольно отдают часть денег своему профильному министерству (для развития этой отрасли, например). Не совсем ясно, насколько они добровольные, но такое есть в практике.
В эти забюджетные фонды делаются большие отчисления, а налоговые говорят «вы почто платите в фонды министерств» - «есть приказ министерства» - «незаконно, поэтому платите налоги, как будто отчислений в эти фонды не было». И шли в суд и доказывали, что отчисления в подобные фонды не очень-то и добровольные.
|
|
Вопрос № 3. Классификация доходов бюджетной системы РФ;
· Централизованные (доходы бюджетов) делятся на 3 вида (ст. 41 БК РФ):
1. Налоговые доходы;
2. Неналоговые доходы;
2.1.Самообложение граждан;
2.2.Конфискации и прочее.
3. Безвозмездные поступления.
3.1.Пожертвования;
3.2.Межбюджетный трансферт.
Налоговые доходы – это доходы, которое получает государство в виде налогов и сборов (особого сомнения в их правовой природе не у кого нет).
Неналоговые - они должны быть налогами частно-правового характера – от оказания услуг платных гос. учреждений и т.п.
Безвозмездные отчисления – там вообще со стороны государства нет встречного исполнения. Если за налоги нам государство должно дать общественные блага, то за безвозмездные отчисления государство ничего никому не должно.
Штраф и пени – это то ли налоговые доходы, то ли неналоговые (по разному получается).
Конфискации и прочее – это неналоговые доходы (т.е. неналоговые доходы – это своеобразная остаточная категория «иные суммы принудительного изъятия»).
Куда попадет таможенная пошлина, за счет которой чуть ли не половина государственного бюджета формируется?
Придется читать БК РФ дальше и дочитать до 51 ст. БК РФ – там будет группа доходов, которые относятся к федеральному бюджету. И скромно сказано – «доходы от внешнеэкономической деятельности» - вот это и есть та самая таможенная пошлина.
Как хитро снизить налоги? Налог называешь не налогом и все. Единый социальный налог отменили, но добавили еще один социальный платеж (не налог), т.е. ничего не изменили по-сути. Маскируются.
Если хотите увидеть все налоги – смотри бюджетную классификацию (нужна для того, чтобы каждому бюджетному доходу/расходу присвоить код для компьютерной обработки данных).
Приказ Минфина от 28.12.2010 г. № 190-Н «Об утверждении указания о порядке применения бюджетной классификации». Там 10 приложений и там подробная классификация налогов.
Там можно посмотреть как доходы распределяеются по администраторам доходов.
У налогов – ФНС администратор.
Лесные доходы – Минобороны.
В составе неналогового дохода сидит таможенная пошлина.
Посмотреть список в этом приказе Минфина (огромный) и потом посмотри НК РФ (тот маленький список).
Юридическая и фактическая налоговые система у нас не совпадают. Все написано в Приказе Минфина № 190.
Итак,
Налоги – это то, что в НК РФ.
Неналоговые – это то, что установили не НК РФ (таможенная пошлина ввозная и вывозная, социальные платежи)
Когда государство прибегает к заимствованиям – вырученные деньги не учитываются как доходы – это поступление, но не доходы. Это источники покрытия бюджетного дефицита.