Элементы закона о налоге

Налоговая база

Может считаться немного по-разному.

Пока деньги не получены – расходов еще нет. Поэтому налогообложение строилось кассовым методом – «методом по оплате», когда налогоплательщик платил налоги, когда уже получал деньги на счет.

Постепенно налоговое законодательство стало предусматривать такое правило – платить налог не когда получил средства, а когда ты получаешь право получить деньги.

Т.е. если 5 числа ты должен получить деньги по договору от контрагента. Вот 5 числа ты и должен платить. Если тебе не заплатили – нужно потом списывать это на расходы.

Если мы с вами получаем зарплату или иные доходы, то тут другое правило – работодатель удерживает заработную плату по методу начисления – еще работник деньги не получил, а работодатель уже удерживает.

А по всем остальным налогам, связанным с физическими лицами действует старый добрый метод «кассового начисления».

Вот отсюда и фраза, с первого вида странная, -

Налоговая ставка

В виде твердых сумм и процентные. В зависимости от вида налоговой базы – различают метод налогообложения.

1. Равное налогообложение.

Когда разные люди платят по одной ставке.

2. Пропорциональная

Получили 100 р – ставка 13%. Получили 200 р – тоже 13%, но в казну больше попадет.

3. Прогрессивное налогообложение.

С ростом дохода растет налоговая ставка. Это может быть устроено по-разному. Старинная прогрессия.

Доход промышленников и купцов делился на разряда. В зависимости от того, к какому разряду ты относился – будешь платить разную ставку.

Если ты в первом разряде – с 1000 р. платишь рубль. С 2000 р. – 10 р.

Ко всему доходу применяется твердая ставка. Простая поразрядная прогрессия. Сейчас она не применяется – слишком резкие переходы между разрядами.

Простая относительная прогрессия. Тут те же разряды, но ставки не в виде твердых сумм, а процентные ставки. Так действует транспортный налог – чем больше лошадей, тем больше ставка с каждой лошадиной силы. % ставка будет применться ко всей базе.

10.000 не облагаются – 13.000 облагается. Выскочил за 13.000 – и первые 10.000 (а не просто 3.000) будут облагаться налогом.

Сложная прогрессия. При сложной прогрессии доход делится на разряды. И к каждому разряду применяется своя налоговая ставка. Пример: 1000 рублей – не облагается вообще. 2000 р. – 5%, с 3000 до 50000 – 10%, все, что выше – 20%.

Тут так – более гладко действует, нежели процентная относительная. 10.000 не облагается, а с 13.000 облагается – тут ты будешь платить налог только с того, что превышает первую не налогооблагаемую сумму (т.е. с 3000 р.).

От величины базы налогоплательщиков будет зависеть ваша налоговая ставка. А если ты, например, печатался в разных изданиях – нужно будет бегать везде и посчитывать свою налоговую базу

4. Регрессивное налогообложение

Просто обратное прогрессивное. Расскажут в теме про НДФЛ.

Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога

1. Заставить налогоплательщика делать все самого.

ИП и ЮЛ (некоторые налоги) так исчисляют. НДФЛ по зарплате удерживает налоговый агент.

2. Заставить налогоплательщика делать большую часть, но не всю.

3. Налоговая сама будет все делать.

Кадастровый способ исчисления и уплаты налога. Это налоги на имущества. Налогоплательщику толком ничего делать не надо – налоговая подсчитает сама, сколько налогоплательщику нужно заплатить. Но может быть и так – налоговая проспала все, а потом вместе с уведомлением посылают за 3 года налоги.

Так платиться налог на имущество ФЛ, транспортный налог, земельный налог.

Сроки – они прописываются для каждого конкретного налога. Абстрактно – они должны быть.

Льготы, как факультативный элемент налогов.

В НК РФ льготы больно хорошо определены: преимущество одних налогоплательщиков перед другими. Глупость.

На самом деле – это законный способ уменьшения налогового бремени (не обязательно по сравнению с одними налогоплательщиками).

Налоги бывают 3 видов. Минимум. Тем более законодатель часто их не классифицирует.

Разница в том, на какой элемент налогообложения они воздействуют.

1. Льготы – изъятия

Они изымают из объекта налогообложения, которые вроде бы должны учитываться при расчете налоговой базы, но в силу прямого указания закона его изымают.

Пример – факт получения дохода – доход нужно облагать налогом.

217 НК РФ – изъятия из НДФЛ. Например, стипендия или грибы и иные недревесные лесные ресурсы.

2. Льготы – скидки

Воздействуют на налоговую базу, когда нужно поощрить некоторые расходы налогоплательщиков.

Скидки в виде расходов граждан на лечение, обучение и некоторые иные социальные вычеты.

«Вы снимаете с бюджета бремя содержания обучения и т.п. – разгружайте бюджет, можете свою налоговую базу уменьшить таки образом».

Скидки бывают двумя видами: лимитированные и неимитированные.

На обучение и лечение – это лимитированная скидка (не больше такой суммы вы можете вычесть).

Имущественные скидки – неимитированные. Так облагаются ИП – у них превращение налога на доход в налог на прибыль действует именно через эти скидки.

КС РФ сказал – установление льгот – это прерогатива законодателя, в которую КС не вмешивается.

Если ИП придет в КС по поводу учета расходов – ему скажут – это льгота, а значит лишь прерогатива. Получается, что КС ему расскажут.

3. Льготы – налоговые кредиты (или льготы – «налоговые освобождения»).

Заключаются в том, что у налогоплательщика есть сумма, которую он должен уплатить в бюджет, но ему разрешается не делать это (т.е. мы вначале считаем окладную сумму, а потом получаем ту сумму, которую нужно уплатить в бюджет).

Налогоплательщик: «возник у меня доход» - «вычту из него всем мои изъятия» - «подсчитал я свою налоговую базу» - «потом сокращу налоговую базу на сумму скидок» - «вот и получил я свою окладную сумму».

Окладная сумму – не конец обеда. Из окладной суммы можно еще вычесть льготы – налоговые кредиты.

Пример – если у меня окладная сумма – 100 единиц. А законодатель хочет меня поощрить. Законодатель может сказать так – «к окладной сумме (т.е. к подсчитанной сумме) ты внесешь только 50%, мы с тебя снимем налоговую нагрузку, т.к. ты занимаешься такой-то деятельностью».

Доход (там изъятия) – Налоговая База (там скидки) Х ставки = окладная сумма (тут налоговые освобождения) = налог в бюджет.

Была такая программа для малого предприятия – если оно перерастает в большое – тогда нужно было вернуть эти «налоговые кредиты». Нужно было доплатить налоги за предыдущие годы своей деятельности (будучи малым предприятием).

· Есть налоговый кредит как название льготы.

· А есть налоговый кредит в полном смысле слова – когда можно не вносить определенную суммму налога, но на возмездной и возвратной основе – потом придется ее возвращать.

Пример – должен заплатить 100 млн. Но можно заключить соглашение – если пустишь эти деньги на инновации, например – тогда можешь их уплатить потом.

Вроде как это разрешается в отношении налога на прибыль.

Если у налогоплательщика дела плохи – тогда и прибыли нет, а значит и эти налоговые кредиты не сработают.

В США была такая ситуация – банка закрывали свои отчетности за предыдущие 3 квартала – с большой прибылью, на которую они уплатили налоги. 4 квартал будет точно убыточным (кризис – должники не вернут деньги). Страны разрешали не уплачивать налоги за отработанные периоды (и даже возвращали часть уже уплаченных налогов), чтобы у банков была ликвидность в течение какого-то времени.

Хаменушко говорил - налог на прибыль – это налог, в котором нет льгот. Льгот-то нет, но круг субъекты, которые должны платить этот налог – ограничен. Т.е. они освобождается от обязанности даже подсчитывать налог. Т.е. по-сути своей это льгота-изъятие.

Дело в том, что хорошо, когда льготы предусмотрены налоговыми законами. А если не законами? Тогда возникают споры – одни говорят, что такие льготы нельзя применять. Другие говорят, что можно.

Налоговое законодательство и иные источники налогового права.

Налоги как таковые устанавливаются только законом. Но будем наши систему рассматривать реально. Форму отчетности разве будет Парламент принимать?

Идея (но не норма закона!) в следующем – то, что непосредственно не влияет на права налогоплательщиков можно устанавливать не только законом, но и подзаконными НПА. А если затрагивает – тогда только законом.

Бывает такая штука – если строго следовать правилам отчетности, тогда ты не правильно подсчитаешь налог (т.к. правила складывания строк – были не правильно написаны). Но если правильно считать налог, тогда ты нарушишь форму.

Региональные акты (иногда выскакивают, хотя не должны)
Налоговое право
Налоговое законодательство
Иные источники
Разъяснения налоговых органов
НПА исполнительной власти и их письменные разъяснения (см.ниже)
Международные договоры
Федеральный уровень – НК РФ
Конституция РФ


1.

КС РФ
ВАС РФ
Судебная практика
Устанавливающие принципы налогообложения

2. МД общего характера

3. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и противодействия уклонению от уплаты налогов.

4.

НПА муниципальных образований
Международные договоры, которые затрагивают вопросы налогообложения косвенным образом (освобождения дипломатов, например).

Налоговые нормы должны быть только в НК РФ. Но налоговые нормы содержатся и в Конституции. Еще законы о налоговых органах в РФ – это тоже не в НК РФ.

НПА исполнительной власти и их письменные разъяснения

Условия их принятия.

1. Сама обязанность должна быть предусмотрена НК РФ.

2. Они не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах (а что же оно тогда делает? Можно сказать, что конкретизирует J)

Иногда они бывают очень невинными – протокол передачи данных по электронным каналам передачи данных (вроде как приказ ФНС существует).

Но может быть и другая ситуация – для преодоления регрессивности НДС на продовольственные товары первой необходимости – на них будет пониженная ставка. Но есть и перечень исключений – различных деликатесов, к которым применяется обычная ставка НДС. Написали в НК РФ так (вышли из положения) – Постановление правительства определяет перечень продовольственных товаров.

В зависимости от того, как производные финансовые инструменты рассматривать – как сделки с отсроченными исполнением или как срочные сделки – будет зависеть их налогообложение. Это определяет ФСФР. Что касается свопа – там сказано, если стороны указали, что их договор свопа – это производный финансовый инструмент – тогда это будет срочная сделка и у нее другое налогообложение.

КС РФ сказа – этими НПА исполнительная власть не может злоупотреблять. Не может совершенно точно устанавливать элементы налога. Идея в том, что можно отдать на усмотрение лишь технические нормы (нельзя прописать так – ФЗ установит границы налоговых ставок, а НПА ИВ – конкретные ставки).

Судебная практика

ВАС РФ – в своих Постановлениях по поводу судебной практики может устанавливать то, как нужно толковать норму. И это является основание для пересмотра дела в порядке надзора.

Если КС РФ и ВАС РФ истолковали позицию в пользу налогоплательщика – тогда можно норму в толковании применить в обратной силой.

Разъяснения органов

1. Для налоговых органов разъяснения Минфина обязательные.

Иногда это хорошо, так как истолковать можно и в пользу.

2. Разъяснения Минфина освобождают налогоплательщика от ответственности, если разъяснение было не правильное.

Если налогоплательщик следовал позиции Минфина, а она оказалась не правильной, тогда не нужно налогоплательщикам биться головой о стенку – они освобождены от ответственности.

Следствие такое – не всегда разъяснения налоговых органов находятся в очевидной форме.

Пример – приехали налоговые органы с проверкой. Посмотрели вопросы – сказали – тут все правильно. Приезжают через год – снова тот же договор, снова те же документы, нет проблем. Еще через год приезжают – снова сходные договоры, сходные документы, но позиция налоговых органов изменилась и катят претензию. Вот это тоже своеобразное разъяснение и суд защитит налогоплательщика (он был введение в заблуждение действиями налогового органа).

Если же Минфин дает разъяснения по вопросу, который решить ему «предписано» в международном договоре – тогда это уже правовая норма и с ней придется смириться (тогда Минфин выступает как уполномоченное лицо и его решения – это правовая норма).

Особенности действия налогового законодательства во времени.

08.10.2011.

Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК)

Само название налога указывает на круг его плательщиков. Плательщиком являются ф.л. понятие ф.л.- это статья 11 НК:

1. Граждане РФ

2. Иностранные граждане

3. Лица без гражданства

Выделяют две группы действительных плательщиков НДФЛ:

1) Ф.л.-налоговые резиденты РФ-п.1. ст. 207 НК:

Физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

2) Ф.Л., которые являются нерезидентами- лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение следующих 12 подряд месяцев

Возраст, вменяемость, гражданство, иные личные характеристики не влияют на признание ф.л. налогоплательщика.

Важен период нахождения лица на территории РФ.

Российский гражданин может и не являться плательщиком НДФЛ

От плательщика зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки.

Все налоговые вычеты предоставляются только ф.л, которые являются налоговыми резидентами РФ.

Налоговый период по НДФЛ- год. Следует отметить, что 183 могут относиться не только к 12 месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе, начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом календарном году.

Резиденты облагаются по ставке 13%, а нерезиденты- 30%

Например, 1 ноября 2011:нужно посмотреть, находится ли лицо более 183 дней на территории РФ. Нужно считать с того дня, когда человек прибыл. Сначала он платит по ставке 30%, а с того момента, как он начинает находиться на территории РФ, то он платить 13%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: