Проектирование и моделирование в промышленном дизайне
Графическая прорисовка изделия или среды с предметным наполнением может быть недостаточно без проверки нового художественно-технического решения на модели-аналоге. Поэтому принцип проектного моделирования органично встроен в дизайн-процесс проектирования различных объектов.
Собственно любой проект (прогноз, программа, концепция, сценарий, схема) является моделью объекта, разработки промышленного изделия, предметной среды и т.д. В целом для практического дизайна, как оригинал, характерна модельная связь с его аналогами, копиями, дизайном. Принцип моделирования - эффективный метод разработки дизайнерского решения, отличающийся инновационностью, технологическим реализмом, эргономической обоснованностью. В ХХI веке широко применяются новые проектно-технологи-ческие возможности, предоставленные компьютером.
Однако, «машинное» моделирование, обладающее быстрым действием в плане реализации вариантного проектного поиска и во многом базируется на традиционных методах докомпьютерной эры моделирования.
|
|
Базовый принцип дизайнерского моделирования вытекает из двух уровней функционирования: основополагающего методологического и конкретно методического. Соответственно обозначаем два блока этих принципов [1].
Первый блок охватывает четыре фундаментальных принципа:
1. Принцип моделирования.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип художественно-образного подхода.
4. Принцип системности.
Второй блок охватывает методические принципы:
1. Принцип условности.
2. Принцип лаконичности и экономичности использования модельных
средств.
3. Избирательного адекватного, информативно-выразительного и комплексного применения.
4. Принцип оперативного и вариантного исполнения проектных моделей.
В дизайн-процессе из базовых принципов моделирования вытекают соответствующие правила профессионального проведения работы, обеспечивающие достижения цели, оптимальные решения художественно-проектных задач.
Многоаспектность рассмотрения дизайнером объекта разработки приводит к появлению в дизайн-процессе типологически различных по содержанию и форме проектных моделей.
Содержательно различают художественно-проектное моделирование:
▪ социально-демографическое и маркетинговое (моделирующее спрос, потребность в дизайн-продукте, потенциальную рыночную нишу, потребительские предпочтения и т.д.);
▪ типологическое (ассортиментно-номенклатурная, функционально-ана-логовая);
▪ концептуальное (инновационное, программное, аналитическое, идейно-художественное);
|
|
▪ структурное или морфологическое (конструктивно-компоновочное, планировочное, модульно-комбинаторное);
▪ композиционное (тектоническое, объемно-пространственное, цветографическое, светопластическое);
▪ сценарное (прогностическое).
По форме различают проектное моделирование:
▪ идеальное (мыслительное, логическое, образное, ассоциативное, гипотетическое);
▪ вербальное (модели теоретические, программные, алгоритмические, кибернетические, методические, социологические, нормативные, ГОСТы, технические задания, пояснительные записки к проектам);
▪ математическое (в т.ч. геометрическое и знаковое или символическое);
▪ светооптическое (акустическое, наглядное графопластическое).
В проектной работе дизайнера акцент делается на графопластической форме моделирования.
Наглядные модели дизайн-процессов должны быть образны и концептуальны.
Как средство разных методических возможностей, графика и макеты, как правило, адекватно соотносятся с разноплановыми проектными задачами (например, графика – с поиском вариантов цветового решения объекта, а макет – с определением аэродинамических характеристик его формы и соответствующими испытаниями). Макет способен указать на необходимость изменения общего замысла и позволяет свести к минимуму ошибки чертежно-ортогонального способа проектирования.
В свою очередь, проектная графика имеет свои сильные и слабые стороны, что учитывает дизайнер при выборе средств этапа работы
Часто предпочтение отдается средствам универсальным, экономным и весьма условным (черно-белой линейной графике, мелко-масштабным и условно белым гипсовым макетам).