Моделирование в дизайне

Проектирование и моделирование в промышленном дизайне

Графическая прорисовка изделия или среды с предметным наполнением может быть недостаточно без проверки нового художественно-технического решения на модели-аналоге. Поэтому принцип проектного моделирования органично встроен в дизайн-процесс проектирования различных объектов.

Собственно любой проект (прогноз, программа, концепция, сценарий, схема) является моделью объекта, разработки промышленного изделия, предметной среды и т.д. В целом для практического дизайна, как оригинал, характерна модельная связь с его аналогами, копиями, дизайном. Принцип моделирования - эффективный метод разработки дизайнерского решения, отличающийся инновационностью, технологическим реализмом, эргономической обоснованностью. В ХХI веке широко применяются новые проектно-технологи-ческие возможности, предоставленные компьютером.

Однако, «машинное» моделирование, обладающее быстрым действием в плане реализации вариантного проектного поиска и во многом базируется на традиционных методах докомпьютерной эры моделирования.

Базовый принцип дизайнерского моделирования вытекает из двух уровней функционирования: основополагающего методологического и конкретно методического. Соответственно обозначаем два блока этих принципов [1].

Первый блок охватывает четыре фундаментальных принципа:

1. Принцип моделирования.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип художественно-образного подхода.

4. Принцип системности.

Второй блок охватывает методические принципы:

1. Принцип условности.

2. Принцип лаконичности и экономичности использования модельных

средств.

3. Избирательного адекватного, информативно-выразительного и комплексного применения.

4. Принцип оперативного и вариантного исполнения проектных моделей.

В дизайн-процессе из базовых принципов моделирования вытекают соответствующие правила профессионального проведения работы, обеспечивающие достижения цели, оптимальные решения художественно-проектных задач.

Многоаспектность рассмотрения дизайнером объекта разработки приводит к появлению в дизайн-процессе типологически различных по содержанию и форме проектных моделей.

Содержательно различают художественно-проектное моделирование:

▪ социально-демографическое и маркетинговое (моделирующее спрос, потребность в дизайн-продукте, потенциальную рыночную нишу, потребительские предпочтения и т.д.);

▪ типологическое (ассортиментно-номенклатурная, функционально-ана-логовая);

▪ концептуальное (инновационное, программное, аналитическое, идейно-художественное);

▪ структурное или морфологическое (конструктивно-компоновочное, планировочное, модульно-комбинаторное);

▪ композиционное (тектоническое, объемно-пространственное, цветографическое, светопластическое);

▪ сценарное (прогностическое).

По форме различают проектное моделирование:

▪ идеальное (мыслительное, логическое, образное, ассоциативное, гипотетическое);

▪ вербальное (модели теоретические, программные, алгоритмические, кибернетические, методические, социологические, нормативные, ГОСТы, технические задания, пояснительные записки к проектам);

▪ математическое (в т.ч. геометрическое и знаковое или символическое);

▪ светооптическое (акустическое, наглядное графопластическое).

В проектной работе дизайнера акцент делается на графопластической форме моделирования.

Наглядные модели дизайн-процессов должны быть образны и концептуальны.

Как средство разных методических возможностей, графика и макеты, как правило, адекватно соотносятся с разноплановыми проектными задачами (например, графика – с поиском вариантов цветового решения объекта, а макет – с определением аэродинамических характеристик его формы и соответствующими испытаниями). Макет способен указать на необходимость изменения общего замысла и позволяет свести к минимуму ошибки чертежно-ортогонального способа проектирования.

В свою очередь, проектная графика имеет свои сильные и слабые стороны, что учитывает дизайнер при выборе средств этапа работы

Часто предпочтение отдается средствам универсальным, экономным и весьма условным (черно-белой линейной графике, мелко-масштабным и условно белым гипсовым макетам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: