Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игройспроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».
Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
1. большое количество мелких продавцов и покупателей означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени.
2. продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки. Однородность продукта предполагает его одинаковые качественные и количественные характеристики у всех производителей. Следовательно, трансакционные издержки в условиях совершенно конкуренции отсутствуют.
|
|
3. невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи обусловлена большим количеством продавцов и покупателей, чьи доли в рыночном предложении и спросе настолько малы, что каждый отдельный рыночный субъект не в состоянии оказывать хоть какое-нибудь значительное воздействие на рыночную цену. Такая ситуация создает условия для постоянного колебания цены и объема продаж под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
4. полная свобода «входа» на рынок и «выхода». Поскольку на рынке фирмы являются «ценополучателями», то это позволяет новым продавцам входить на рынок и функционировать на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляю мелкое производство и их крайне много.
5. экономическая информация является полной и равнодоступной.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы» что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой (биржевой) формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
|
|