В. Психологическая характеристика навыков
Б. Объективные трудности усвоения грам. минимума
1. Интерференция: межъязыковая, внутриязыковая
2. Сложность самого явления, разнообразие форм
3. Сложности мыслительных операций
На их основе разрабатываются типологии грамматического материала
Грам.навык – это стабильно правильное, автоматизированное, ситуативно и контекстно обусловленные использование и понимание грамматических средств во всех видах речевой деятельности.
Грамматические навыки бывают активные (репродуктивные (устная и письменная речь) и пассивные (рецептивные (для понимания при чтении и аудировании).
1. Артикль
2. Неличные форма глагола
3. Система времен
4. Порядок слов
5. Согласование времен
6. Модальные глаголы
3.Этапы работы над грамматикой (технология) введение – тренировка и автоматизация – активизация в речи
1 этап – введении нового грам.матерала
В обучении грам-ке существуют подходы:
1. Имплицитный (лексический, практический – без объяснения правил, исп-ся на нач.этапе обучения))
|
|
Имплицитный подход включает * структурный метод (аудирование – проговаривание – вопросно-ответные упражнения – учебный диалог – метод Палмера)) и * коммуникативный метод (предваряющее слушание (на предыдущем уроке) – имитация – группировка схожих по смыслу фраз - разнообразие обстоятельств автоматизации – действия по аналогии в схожих ситуациях)
2. Эксплицитный (теоретико-практический, грамматический – с объяснением правил)
Он включает * Дедуктивный метод (правило – образец – модель – тренировка) и * индуктивный (от моделей и образцов дети сами выводят правила: образец – модель – правило – тренировка)
Примеры введения грамм материала
А) по дедуктивному методу: Present perfect - Сегодня мы научимся говорить о действиях, которые завершились и их результат чувствуется. Называется....формируется... - Модель – два типовых предложения, которые помещают на карточку или на доску - Тренировка – упражнения
Б) по индуктивному методу: Мотивировка, несколько предложений в present perfect,- анализируем,- вместе выводим правило.
Виды правил:
1. Правило-инструкция (что надо сделать, чтобы получить грамматическое явление) – there is/are/was/were/will be
2. Правило-обобщение (систематизируют материал) – there be – be спрягаем (или пример с группами времен).
На начальном этапе обучении правило лучше объяснись устно и проконтролировать запись модели или образца, опоры, схемы с примерами, чтобы дальше дети могли выполнять по аналогии с опорой; на среднем и старшем этапе –правило записывается под диктовку полностью, с примерами