Дифференцированный подход

2 Этап - тренировки и автоматизации.

А)Стадия стереотипизации (употребление и тренировка грамматического явления в однотипных речевых структурах – так называемые условно – речевые упражнения))

Б) Стадия формирования грамматических навыков в речевых упражнениях.

3 Этап - использования грамматического материала в речи (самостоятельное составление диалогов с грамматической структурой, составление монологов, чтение / аудирование текстов с грамм.явлением + ответно-вопросные упражнения с грамм.явлением, рассуждения, беседы о прочитанном/ услышанном).

Золотые правила в обучении грамматике:

1.На одном уроке рассматривается одна структура или 2-3 её варианта. Правило одной методической трудности.

2.Новая структура усваивается на знакомой лексике.

3.Структуры нужно повторять, в том числе и на новой лексике.

4.Упражнения в обучении грамматике.

Классификация 1 по Гез и Ляховицкому.

1.Языковые

А) Аналитические упражнения (поставьте глагол в нужной форме)

Б) Тренировочные (перепишите предлож-е в вопросительной форме, из 2-ухпредлож.составьте одно)

2.Условно-речевые (имитируют речевую коммуникацию в учебн.ситуациях)

3. Подлинно-речевые (прослушайте текст и прокомментируйте поступки героев – подлинная беседа, рассуждение)

Классификация, согласно настольной книге учителя ИЯ

1) На этапе введения и первичного закрепления (для узнавания грамм.явления – как языковые)

· объясните употребление грамматических явлений,

· выпишите предложения с….

· Прослушайте пары предложений и укажите те, которые соответствуют рус.варианту

· Укажите номер ситуации, где грамм.форма употреблена ошибочно и др.

2) На этапе тренировки и автоматизации (=как условно речевые)

· Имитационные упражнения (повторите за диктором; повторите, добавляя слово/ словосочет-е; выполните команду и скажите, что вы делаете, только что сделали и др.)

· Подстановочные (составьте предложения по подстановочн.табл.; раскройте скобки; составьте предложения по образцу из слов; закончите предлож-я и др.)

· Трансформационные (переведите предлож-я на ИЯ; замените выделенные слова, перескажите в другом времени; опровергните высказывания или задайте вопрос)

· Упражнения в игровой форме (расшифруйте телеграмму, составьте коллективный рассказ “Keep the ball rolling – If I had a million dollars, I would; установите, кому принадлежит вещь.

3) Этап применения.(как подлинно-речевые)

· Просмотрите фильм, инсценируйте беседу с персонажем.

· Прослушайте рассказ, объясните почему.

· Представьте что вас пригласили…обсудите.

· Возьмите интервью.

5.Обучение рецептивной грамматике связано лишь с узнаванием учениками грамматических явлении, поэтому упражнений на формирование рецептивного грамм.навыка гораздо меньше.

1) Этап ознакомления с новым материалом (предъявление материала, установление значения, формулировка правила)

2) Этап тренировки

* Дифференцировочные упражнения - распределите грамматические явлений по группам, прочитайте текст, найдите и переведите грамматические явления.

* Подстановочные упражнения – дополнить предложения по смыслу.

* Трансформационные упражнения – измените время, выборочный перевод.

3) Этап применения - узнавание грамматических форм в текстах. Проследите текст, определите предмет беседы. Перескажите текст, употребляя грамматическую форму. Прочтите текст, найдите ключевые предложения.

Раздел II Обучение видам речевой деятельности. Лекция № 4 Обучение видам иноязычной речевой деятельности. Аудирование.

План лекции:

1. Аудирование как цель и средство обучения.

2. Требования к обучению аудирования.

3. Трудности восприятия на слух.

4. Две программы овладения аудированием.

5. Шаги в овладении аудированием.

6. Технология презентации аудио текста и контроль понимания.

7. Упражнения

8. Требования к аудио текстам.

1.Аудирование – слушание с восприятием и пониманием, механизм восприятия и понимания речи на слух в момент ее порождения. А выступает как цель и как средство обучения ИЯ.

Аудирование как цель обучения – самостоятельный вид речевой деятельности.

Гарольд Пальмер первым предложил обучать иностранному языку с аудированием.

Аудирование как средство обучения – это учебное аудирование.

Используют его: а) для семантизации лексики, б) для создания предпосылки к говорению, в) для разнообразия ведения / хода урока.

Аудирование как средство допускает многократное прослушивание, как цель – два, как естественный вид речевой Д-ти – один раз.

2. Требования программы.

Начальный этап: понимание речи учителя, реплик диалога, простых сообщений. На конец 6-го класса учащиеся должны понимать на слух ИЯ речь однократно предъявленную на программном яз.материале с 1 – 2 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Длительность до 2 мин

Средний этап: Понимание речи собеседника в повседневных ситуациях, а также в понимании объявлений, сообщений, инструкций и рекламы. На конец 9 кл. учащиеся должны понимать ИЯ речь однократно предъявленную в естественном темпе длительностью 2-3 мин.с 2 – 3% незнакомых слов.

Старший этап.

Уровень А: Понимание высказываний носителя языка в повседневном общении, извлечение выборочной информации из аудио текстов, объявлений, инструкций или по учебной тематике.

Уровень Б: Понимание высказываний носителя языка в повседневном общении, извлечение выборочной информации из аудио текстов, объявлений, инструкций или по учебной тематике, в ситуации повседневного и профессионального общения. Тексты различных жанров, профессиональные тексты.

На конец 11 кл. – тексты до 3 – 5 мин (5 мин. – для спецшкол), 3 – 4 % незнакомых слов.

3.Трудности восприятия аудиотекста. Существует неск-ко групп трудностей:

1. Связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушающих (мотивация, способность мышления)

2. Связанные с условиями восприятия: а) оптимальный темп 200-250 слогов в минуту, у учителей школ 120-140 слов в мин); б) увеличение пауз между предложениями многократно улучшает восприятие; в) кол-во прослушиваний. Второе прослушивание улучшает восприятие; г) восприятию текста помогают опоры (картинка, ключевые слова)

3. Связанные с языковыми формами (произносительные, лексические, граммат.)

4. Связанные с восприятием структуры и содержанием текста (характер заголовка, одна сюжетная линия, логика между частями текста)

4.Программы в обучению аудирования:

1. Общая прогр. работает на всем протяжении урока. При этом аудирование и говорение функционируют попеременно.

2. Особая прогр., при которой аудирование работает на специально отведенной части урока, оно целевое – извлечение информации из аудиотекста, развитие А. как вида реч.Д-ти.

5.Шаги в овладении аудированием:

1. Аудирование коротких текстов на знакомом материале с опорой на наглядность с голоса учителя.

2. -------без опоры на наглядность.

3. -------текст в аудиозаписи.

4. Увеличиваем объем текста, но опора на наглядность, знакомый материал, голос учителя.

5. -------без опоры на наглядность.

6. -------в аудиозаписи, но с наглядностью.

7. -------и без наглядности и в аудиозаписи.

8. Текст с новым языковым материалом, но с опорой на наглядность и с голоса учителя.

9. -------без опоры на наглядность.

10. -------текст в аудиозаписи, опора на наглядность.

11. Текст увеличенного объема, с новым языковым материалом, в аудиозаписи.

Аудирование каждого шага требует многократного прослушивания (2 – 3) разных текстов. Если А. не идет, нужно вернуться к предыдущим шагам.

6.Технология презентации аудиоматерала или этапы работы над аудиотекстом, контроль понимания.

Этапы:

1. Дотекстовый этап (работа до прослушивания текста)

2. Текстовый (во время прослушивания, этап собственно слушания)

3. Послетекстовый (после прослушивания)

Дотекстовый этап =Установка на прослушивание

через обсуждение вопросов, утверждений (наводящие общие вопросы по теме, но не по содержанию текста).

Через догадку по заголовку и иллюстрациям (О чем же пойдет речь исходя из заглавия?).

Через краткое изложение основной темы текста учителем.

Текстовый этап (= Технология презентации аудиотекста и контроль понимания):

Ориентирующее замечание учителя о трудностях текста. СООБЩЕНИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ!

Снятие языковых трудностей (знакомим учеников с языковыми явлениями в тексте)

Ø ЛЕ, о которых можно догадаться из контекста. Их не выписывают на доску, о них сообщают классу, настраивают на восприятие.

Ø ЛЕ, о которых нельзя догадаться. Их выписывают в порядке следования по тексту с транскрипцией и переводом. Они проговариваются хором и не стираются. В ходе звучания текста учитель показывает на них указкой.

Первое прослушивание

Контроль понимания, виды такие как:

А) сигнальные карты

Б) общие вопросы

В) +/ - утверждения (T or F)

Г) выразить мнение по тексту

Д) составление плана рассказа, выстроить факты по хронологии

Е) составление диалога между героями

Ж) озаглавить текст

З) Тест. Варианты тестового контроля:

1. Текст альтернативный (true-false, yes / no)

2. Текст множественного выбора (multiple choice)

3. Текст дополнения

Второе прослушивание

Пересказ, предъявление результатов поиска специфической информации, в деталях

Послетекстовый этап:

Использование текста для последующей речи, развитее навыков говорения и письма.

7.Упражнения в обучении аудированию:

1. Специальные (языковые, речевые)

2. Неспециальные (беспереводная семантизация лексики, ведение урока на иностранном языке и т.д.)

Языковые упражнения(цель – снять трудности лингвитич. или психологич. характера):

1. Упражнения на преодоление фонетических трудностей(прослушайте предложение, скажите, сколько в нем слов, отметьте паузы, отриц и утверд. предл-я)

2. Упражнения на преодоление лексических трудностей (прослушайте предложение и определите значение слова по контексту, отметьте в списке прозвучавшие в предложениях имена собств., запись номеров телефонов, из ряда прослушанных омонимов выделите то, которое соответствует рус.варианту и т.д.)

3. Упражнения на преодоление грамматических трудностей (прослушайте текст, где нечетко произносятся неправильные глаголы, восстановите недослышанное, повторяйте за диктором предложение, которое постепенно удлиняется)

4. Упражнения на восприятие речевого потока (прослушайте фрагмент текста, запишите ключевые слова, Отметьте не карточке, в какой последовательности произносятся предложения, из ряда предлож-ий отметьте те, которые соответствуют теме и т.д.)

5. Упражнения на обучение прогнозирования (антиципации). (прослушайте предложение и составьте собственное следующее по аналогии/логике;, прослушайте ключевые слова, определите тему текста, прослушайте фрагмент или предложение из текста и найдите его место в ряде картинок).

6. Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображение, логического мышления (Повторяйте за диктором список слов, который удлиняется, прослушайте предложения в быстром темпе, определите, соответствуют ли они написанным на карточке, найдите лекс. и грамм. несоответствия).

Речевые упражнения (цель – выработать умение воспринимать рече6вые сообщении в условиях, близких к естественному общению):

1. Упражнения для обучения восприятия диалогической речи «со стороны» (прослушайте диалог, составьте аналогичный, прослушайте диалог, дополните последнюю реплику, прослушайте текст, перескажите диалог действующих лиц).

2. Упражнения для обучения восприятия диалогической речи при участии в диалоги (замените реплики своими или синонимичными, прослушайте вопросы, дайте развернутые ответы, прослушайте начало, продолжите в парах)

3. Упражнения для обучения восприятию монологической речи (составьте план прслушанного текста, изложите основню идею, расскажите о…, прослушайте рассказ и перескажите часть, изображенную на картинке, прослушайте 2 рассказа, скажите, что в них общего и разного, прослушайте текст, развернуто ответьте на вопросы)

8. Требования к аудиотекстам:

Текст

1. Должен соответствовать интересам учащихся

2. Исключаются тексты, относящиеся к узким сферам специальности с терминологией

3. Должен иметь простой синтаксис

4. Соответствовать жизненному опыту и информационному опыту детей.

5. Текст должен быть сюжетным. 1-2 сюжетные линии. Но не исключен и страноведческий текст

6. Композиция текста не д.б.сложной

7. Должен быть АУТЕНТИЧНЫЙ, адаптированный или нет, в зависимости от уровня владения языком и возраста!!!

Лекция 5. Обучение говорению как виду речевой деятельности

План:

  1. Обучение диалогической речи

1. Психологическая и лингв- хар-ка диалогической речи

2. Требования к диал. речи учащихся

3. Пути и этапы обучения диалогу

4. Упражнения в обучении диалогу

II. Обучение Монологической речи

1. Лингвопсихологическая характеристика монол ричи

2. Требования к монолог речи учащихся

3. Пути и этапы обучения могологу

4. Упражнения в обучении монологу

III. Контроль умения говорить

I. Обучение диалогической речи

1.Диалог – обмен высказываниями в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками, отдельные высказывания реплики. Минимальная единица измерения – диалогическое единство.

Хар-ка:

1. Диалогическое единство – 2 или более смежные реплики, взаимосвязанные интонационно, по смыслу, лексико-грамматически.

2. Первая реплика – инициативная, вторая – реактивная.

Диал.ед-ва бывают двучленные, трехчленные и многочленные.

Виды реплик:

А) По характеру:

1. Вопрос

2. Ответ

3. Отрицание

4. Утверждение

Б)По коммуникативной форме подачи:

1. Запрос информации

2. Выражение отношения

3. Сообщение информации

4. Уточнение и дополнения информации

Виды диалогических единств по характеру реплик:

1. Воспросно-ответные

2. Утверждение – подтверждение

3. Сомнение – подтверждение

Виды диалога:

По степени подготовленности:

1. Полностью готовый, заученный, частично трансформированный

2. Собственный диалог на основе знакомых реплик

По целевой направленности:

1. Целевые = стандартные = типовые

2. Свободные

По количеству участников:

1. Парные

2. Групповые

3. «Управляемый диалог» A ask B what date it is today.(установка делается кем-то)

Психологические особенности диалога:

1. Реактивность или спонтанность (естеств. диал.речь невозможно заранее спланировать)

2. Контактность (речевое + неречевое поведение партнеров)

3. Ситуативность (учет ситуации, в которой диалог создается)

4. Эмоциональная окрашенность (нейтральные, умеренно-эмоциональные, повышенно-эмоциональные)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: